Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ответственность организации




Тема 11: Социально-экономические аспекты менеджмента

 

Вопросам социальной ответственности предприя­тия уделяется серьезное внимание.

Социальную ответственность различные предста­вители менеджмента трактуют неодинаково.

Существует взгляд на эту проблему, согласно ко­торому организация должна заботиться об эффектив­ности использования своих ресурсов, максимизировать прибыль, предоставлять обществу необходимые това­ры и услуги. Таким образом, организация – это эко­номическая целостность, и ее главная цель – прибыль. Реализуя экономические цели (давая работу людям, дивиденды – акционерам, товары – обществу), орга­низация ведет себя ответственно.

Согласно другой точке зрения, организацияэто сложная часть внешнего окружения, от которого зави­сит само существование организации. К составляю­щим этого окружения относятся потребители, постав­щики, местное население, средства информации и др. Эта общественная среда может сильно влиять на дос­тижение предприятием своих целей, поэтому органи­зации приходится уравновешивать чисто экономичес­кие цели с экономическими и социальными интереса­ми этих составляющих среды. Следовательно, соци­альная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Организации должны на­правлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они должны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, они должны от­ветственно действовать в сферах защиты окружающей среды, здравоохранения и безопасности, защиты ин­тересов потребителей. Ответственно действующему предприятию общество будет доверять.

Можно выделить три компонента стратегии пред­приятия для завоевания общественного доверия:

1. Ответственное поведение:

ü решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отноше­ния рынка;

ü решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау);

ü несение ответственности за все действия и их по­следствия, причиной которых предприятие явля­ется само. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб.

2. Коммуникативное поведение, или «диалог с обще­ством».

Принципами работы с обществом являются:

· общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприя­тием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;

· ориентация на сотрудничество;

· предоставление предприятием полной информа­ции (как положительной, так и отрицательной) обществу;

· ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличать­ся от ценностных представлений данного пред­приятия.

3. Инновационное поведение – это поиск оптималь­ного решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.

Существуют аргументы в пользу социальной от­ветственности:

i предприятие является членом общества, поэто­му нормы морали должны управлять его пове­дением;

i благоприятные для бизнеса долгосрочные перс­пективы.

Социальные действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В обществе благополучном и ус­ловия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия; наличие ресурсов для оказания помощи в реше­нии социальных проблем.

Существуют препятствия для социальной ответ­ственности:

+ нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества;

+ расходы на социальную вовлеченность являют­ся для предприятия издержками, которые в ко­нечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкуренто­способность продукции, в том числе и на миро­вом рынке;

+ недостаточный уровень отчетности широкой пуб­лике.

Поскольку менеджеров не выбирают, они не явля­ются непосредственно подчиненными широкой пуб­лике; недостаток умения разрешать социальные про­блемы.

Персонал любой фирмы лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, лишен опыта, по­зволяющего делать значимые вклады в решение про­блем социального характера.

Сегодня вырабатывается новая управленческая фи­лософия: главные интересы предприятия, коллекти­ва, акционеров-собственников – это ответственность перед различными социальными группами. Характер­ной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механиз­ма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внутрифирменной политики.

На предприятиях сформировались элементы реа­лизации социально ответственного менеджмента:

Ä виды деятельности: постоянно вести поиск но­вых видов деятельности (не в ущерб, а в допол­нение к основной), обеспечивающих стабиль­ность, надежность функционирования предпри­ятия;

Ä сотрудничество: с уважением относиться к дело­вым партнерам, активно работать с ними, рас­ширять сферы деловых взаимоотношений;

Ä персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;

Ä внешняя обстановка (среда): всемерно содейство­вать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

Ä общественная ориентация предприятия – форми­рование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интег­рировать свои экономические интересы с инте­ресами общества.

Ориентация на эти принципы позволяет предприя­тию реализовывать деловую стратегию по организа­ционному развитию, освоению новых сегментов рын­ка, реализацию разного рода нововведений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.