КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целевая ориентация управленческих решений
Определяющим принципом системного анализа является целенаправленность. Каждая система функционирует и развивается в соответствии со стоящими перед ней целями. Их единство определяет систему и объединяет ее деятельность. Весь процесс разработки и реализации УР должен быть ориентирован на достижение запланированной цели. Это вытекает из обобщенной схемы процесса разработки управленческого решения. Цели — это желаемые состояния или результаты функционирования системы, достижимые в пределах некоторого временного промежутка. Для достижения целей создаются и развиваются сами системы. Цели отражают существующие тенденции развития, например «максимальное удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования». Как явление цель определяет конечную стадию создания какого-либо продукта, например «построить и ввести в эксплуатацию многоквартирный дом жилой площадью 3000 м2 к концу 2008 года». Стабилизация направлена на сохранение и поддержание уровня безопасности, занятости населения муниципального образования, обеспеченности услугами здравоохранения и образовательными услугами. Также цели стабилизации направлены на поддержание уровня потребления и производства имеющих ценность ресурсов, таких как финансовые, энергетические, информационные, человеческие. Цели развития — приобретение ресурсов, отсутствующих в данной системе, или достижение состояний, к которым она стремится (демографический рост, повышение качества образовательных услуг). Цели системы необходимо конкретизировать по срокам исполнения. Общий конечный результат, к которому стремится система, рекомендуется разбивать на подзадачи, которые можно решить в более короткие сроки, причем жестко определенные.
Многие задачи могут быть существенно упрощены, если цели условно классифицировать на жизненно важные и альтернативные. Жизненно важные обязательно должны быть достигнуты, а следовательно, для них необходимо бескомпромиссное выделение ресурсов. Поскольку редко удается обеспечить ресурсами выполнение всех альтернативных целей, их ранжируют по важности, срочности, другим показателям и проводят распределение с учетом ранга. При этом может быть принято решение о том, что выполнение некоторых из альтернативных целей следует отложить до лучших времен. Примером жизненно важной цели является необходимость ежедневного обеспечения населения муниципального образования теплом и водой. Она обязательно должна быть достигнута, и для нее нет альтернативы. Примерами альтернативных целей являются: строительство стадиона, парка, ледового катка или пляжа. Бывают ситуации, когда формально устанавливаемые, открытые, провозглашенные цели не являются действительными, реальными, определяющими функционирование системы. Например, целью предприятия ЖКХ может считаться предоставление качественных услуг населению города. Для специалиста по системному анализу такая цель становится действительной лишь тогда, когда ни при каких условиях она не подменяется другими, скрытыми, непровозглашенными. Так, если предприятия ЖКХ ради получения прибыли снижают качество предоставляемых услуг, то формально провозглашенная цель замещается другими противоречащими ей «скрытыми» целями, которые фактически управляют предприятием ЖКХ и приводят к незапланированным результатам. Необходимо предусмотреть выявление побочных «скрытых» целей путем определения тех факторов, которые их порождают. Если специалисты и эксперты проведут свои исследования исходя из провозглашенных целей, а подсистемы МО работают, руководствуясь непровозглашенными целями, то предложения специалистов могут не привести к положительному результату.
Вероятность замены установленных целей «скрытыми», носящими личный характер, увеличивается при нечетком определении целей или недостаточном внимании к вопросам целеполагания. Некоторые цели системы могут быть несовместимыми, противоречивыми. Например, подразделение муниципалитета может одновременно стремиться увеличить объем обрабатываемых документов, улучшить процедуру приема граждан, уменьшить расходы на содержание персонала и т. д. Противоречивость целей иногда удается свести к минимуму при помощи формулирования объединяющих их целей более высокого порядка. Основные условия формирования цели: ♦ она должна быть желаема для ее инициатора; ♦ необходимо наличие экономических, технических и других возможностей для ее разработки и реализации; ♦ она должна быть необходима для МО; ♦ она должна быть приемлема для внешней среды; ♦ необходимо наличие в тексте цели ключевого слова, означающего постоянное изменение («повышение», «снижение», «достижение», «улучшение», «развитие»). Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений. Суперзависимостъ как свойство проявляется в том, что цели ослабляют или усиливают друг друга. Так, отсутствие какой-либо цели может ухудшить результат реализации остальных или, наоборот, существенно усилить их влияние. Цель может быть разбита на более мелкие. Для каждой из них необходимо сформулировать не менее двух задач, иначе они переродятся в задачи. Рассмотрим, например, декомпозицию целей управления городом по уровням. Основной, или глобальной, целью первого уровня является повышение качества жизни населения, привлекательности города для проживания и развития бизнеса. Основная цель включает следующие стратегические цели второго уровня: ♦ управленческая цель предполагает развитие самоуправления, соблюдение законодательства, организацию эффективного взаимодействия органов власти и управления;
♦ социальная цель направлена на обеспечение профессионального и общекультурного развития личности, здорового образа жизни, улучшения условий труда, внедрение принципов социальной справедливости; ♦ экономическая цель — планомерное развитие региона или города в результате максимизации доходов бюджета, роста прибыли предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов и малого предпринимательства; ♦ градостроительная цель предполагает комплексное формирование инфраструктуры региона или города на основе рационального использования природных ресурсов, коммуникаций, коммунального хозяйства, соблюдения экологических стандартов. Обратное преобразование. Множество сложных задач представляют в виде нового набора целей с возможностью последующего формирования нового множества задач. Цели и задачи образуют взаимосвязанную систему, в которой имеется прямая и обратная связь. Свойство недостижимости абсолютных значений обусловливается тем, что процессы управления постоянно изменяются. Цель нужно ориентировать на динамику процесса, а не на абсолютные значения. Процесс разработки и формулирования целей муниципальной деятельности является достаточно сложной задачей. На него влияют множество различных обстоятельств: обстановка в стране и регионе, приоритеты федеральной и региональной политики, деятельность хозяйствующих субъектов рассматриваемого муниципального образования, население муниципального образования и различные местные структуры гражданского общества, преследующие свои, зачастую противоречивые цели. Цели муниципального управления определяют функции, формы, методы и средства управления. Правильная постановка целей имеет решающее значение в процессе разработки управленческих решений и организации муниципального управления. Если цели сформулированы расплывчато, бессмысленно ждать четкой организации работы и эффективного управления. Критерий достижения цели выражается как показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими альтернативами. Он имеет количественную оценку и направлен на минимизацию или максимизацию определенного состояния. Например, эффективность функционирования системы управления МО оценивают по следующим критериям:
♦ экономический эффект (повышение объема производства продукции в регионе, совершенствование структуры региональной экономики); ♦ социальный эффект (рост доходов населения, снижение дифференциации доходов между различными социальными группами, повышение уровня занятости населения); ♦ экологический эффект и др. С точки зрения информационного подхода местное самоуправление необходимо для повышения качества управленческих решений на региональном и государственном уровнях за счет предоставления более достоверной, адекватной, оперативной и полной информации об экономическом, политическом состоянии и динамике развития муниципальных образований, решениях, принимаемых местными органами власти. Схема системы управления муниципальным образованием приведена на рис. 3.4. Цели муниципального управления подлежат количественной оценке. Для ее реализации применяются различные методы, например ресурсный анализ. Цели подразделяются на стратегические, оперативные, тактические. Для количественной оценки целей и расстановки приоритетов применяются экспертные методы. Стратегические цели социально-экономического развития МО: ♦ жилищное строительство; ♦ развитие жилищно-коммунального хозяйства; ♦ формирование благоприятного социального климата МО; ♦ развитие экономики МО, формирование благоприятного хозяйственного климата, развитие инновационной деятельности; ♦ повышение социальной безопасности личности, семьи, общества. Для достижения указанных целей необходимо эффективное функционирование системы информационного обеспечения деятельности органов муниципального управления. Генеральная цель муниципальной деятельности и стратегическая задача муниципальной политики — повышение качества жизни населения муниципального образования. Качество жизни — система показателей уровня жизни: безопасности, здоровья, обеспеченности жильем, материального благосостояния, состояния окружающей среды, возможности получить образование. Генеральная цель муниципальной деятельности разбивается на отдельные частные цели, каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни. Эти цели называют частными муниципальными политиками, каждая из которых реализуется органами местного самоуправления посредством предоставления конкретной муниципальной услуги или группы однородных услуг и обеспечивает достижение генеральной цели (рис. 3.5).
Процесс структуризации генеральной цели муниципальной деятельности и выделения частных муниципальных политик может иметь разную степень детализации. Каждая частная цель может иметь свои подцели и задачи, решение которых необходимо для ее достижения. Так, подцели генеральной цели подразделяются на две группы. К первой отнесем подцели, обеспечивающие создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального образования и развитие самого человека. Ко второй — ресурсное и организационное обеспечение муниципальной деятельности. Подцели первой группы направлены на удовлетворение конкретной потребности населения путем оказания соответствующих муниципальных услуг. Подцели второй группы обеспечивают функционирование подцелей первой.
Структурирование системы целей муниципальной деятельности дает возможность определить степень удовлетворения жизненных потребностей населения, сформулировать цели и задачи дальнейшего развития муниципального образования, сформировать частные муниципальные политики, разработать и успешно реализовать эффективные управленческие решения. В соответствии со структурой, приведенной на рис. 3.5, в муниципальном образовании разрабатывают градостроительную, жилищную, социальную, экономическую, экологическую, образовательную, культурную и молодежную политики. В табл. 3.1 приведена характеристика основных подсистем целей муниципальной деятельности. Следует акцентировать внимание на подсистеме целей «Управление», так как она занимает особое место и выполняет организующую и координирующую роль в системе муниципальной деятельности.
Таблица 3.1
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |