Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Журналистика как предмет изучения




Журналист­ская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обраще­ны к массовой - по количеству, но и по характеру ау­дитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового созна­ния проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах со­здается панорама текущей жизни общества, образ современности. Это главное отличие переда­ют такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналис­тика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средст­ва массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения».

В качестве основного термина, описывающего предмет науки и препо­давания, можно было бы принять любой из них. Но предпочтительным ка­жется именно термин «журналистика» как самый емкий из них и не име­ющий многозначных толкований (таких, как «информация», «пропаганда», «коммуникация», «общение») с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации.

Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-ин­формационной деятельности, в которую включена совокупность «дейст­вующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных услови­ях определяют и характер функционирования журналистики. А зная характер функционирования журналистики, можно обратиться к внутрен­ним законам ее деятельности.

Если попытаться рассмотреть функционирование отдельного органа жур­налистики, например, газеты «Известия», или совокупности СМИ опреде­ленного направления, например, прессы демократических сил России XIX века, или всей журналистики в определенный период, например, современ­ной американской журналистики, то независимо от исторической эпохи или характера политических ориентации изданий и программ, принципиальная схема их функционирования будет одинаковой для всех возможных случаев, несмотря на то, что содержание и результаты деятельности журналистики бу­дут различными. Единство принципиальной схемы функционирования чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журна­листики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике.

«Действующими силами» изучаемой системы являются:

Учредитель (У) - государственные или общественные организации, про­фессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граж­дан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Деятельность учредителя регламентируется законодательством. Внутрен­ние отношения в редакциях определяются редакционными уставами.

Руководящие органы (РО) - государственные институты, которые в со­ответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, из­менять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирую­щие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участни­ков массово-информационных процессов.

Журналисты (Ж) - штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут автор­скую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, ком­поновке массовой информации в номера газет и журналов, программ ра­дио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.

Тексты (Т) - произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.

Канал (К) - используемые журналистами средствами массовой ин­формации - газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, радио и телевидение, предназначен­ные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.

Массовая аудитория (МА) - та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория).

Социальные институты (СИ) - государственные органы, хозяйствен­ные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях жур­налистов с целью принятия ими определенных решений.

Действительность при этом выступает источником сведений и ко­нечным объектом воздействия журналистики.

Основные «порождающие факторы» деятельности журналиста. Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других. Это информационная политика учредителя, запросы, ин­тересы, потребности аудитории, характер отражаемых явлений действи­тельности, особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты). К «порождающим факторам» относятся, конечно, и личностные особенности журналиста. При этом именно ему надо решать множество творческих проблем.

Подводя итоги, можно сделать вывод: предметом данного курса является журналистика как система средств массовой информации, компоненты которой взаимосвязаны и функцио­нируют на основе прямых и обратных связей.

Журналистика - явление социальное и составляет важнейшую орга­ническую часть социальной системы в целом. Таким образом, понятие «журналистика» (и в этом отношении оно вы­годно отличается от других синонимичных терминов типа «mass media») имеет очень широкое семантическое наполнение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.