Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3




Социальный педагог в учреждениях системы образования.

Общественные организации, фонды, частные и коммерческие структуры.

Место его работы зависит от специфики региона, области, района, города и определяется степенью развитости социальных служб, уровнем управления. Рассмотрим основные сферы деятельности социального педагога.

В рамках учреждений Министерства образования РБ социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ.

Школа – является одним из традиционных мест деятельности социальных педагогов. В последние годы во всех общеобразовательных заведениях введена ставка социального педагога. Основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования РБ социальный педагог:

- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

- выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

- организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

-способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учреждения образования. Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.

В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации.

В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Практически в каждом населенном пункте сегодня существует Центр социально-педагогической помощи семье и детям. Он предназначен для оказания помощи семье и детям, нуждающимся в социальной поддержке, своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов (социально-экономической, психолого-социальной, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, социально-реабилитационной и др.).

Цель деятельности центра – способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института и улучшению ее социально-экономических условий жизни.

Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют. Социальный приют оказывает социально-педагогическую помощь беспризорным детям и подросткам, организует их временное проживание, медико-психологическую помощь, правовую защиту и их дальнейшее жизнеустройство.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка, анализирует ее и обсуждает с директором приюта возможности для социализации ребенка и его устройства;

- ведет документацию на каждого ребенка, готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение;

- устанавливает контакты и поддерживает связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей;

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, профессиональном обучении, трудоустройстве);

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте, берет на себя обязанности педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании приюта.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования – необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

2. Социальный педагог в органах социальной защиты населения. В системе социальной защиты населения социальный педагог осуществляет свою деятельность в таких учреждениях как: центр социального обслуживания инвалидов и участников ВОВ; центр занятости и биржа труда; кризисный центр психологической помощи женщинам, подвергшимся насилию; центры реабилитации инвалидов; наркологические центры; центры юридической помощи и консультации; служба помощи молодой семье, досуговые центры; центры ресоциализации вернувшихся из мест заключения.

3. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения.

Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения может осуществлять свою профессиональную деятельность в домах ребенка (до 3-х лет), в детских поликлиниках, обслуживание детей в условиях стационара, в учреждениях медико-социальной реабилитации, в психиатрических и наркологических больницах и диспансерах. Особую роль в деятельности социального педагога играют центры планирования семьи. В последние годы все больший приоритет отдается валеологическому направлению в работе социального педагога. Появляются валеологические службы и центры.

Валеология – наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Предметом изучения валеологии является здоровье человека и тот образ жизни, который ведет к обретению, сохранению, поддержанию здорового образа жизни.

К основным функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести: обеспечение заботы в до- и после госпитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, индивидуальное валеологическое сопровождение детей-инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, социально-правовое консультирование и информирование.

4. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы.

Рассматривая преступность как социально-негативное явление, социально-педагогическая деятельность в учреждениях пенитенциарной системы включает в себя такие направления работы как, профилактика безнадзорности и правонарушений в подростковой среде, коррекция преступного поведения детей и подростков.

В последние годы активно развивается такое направление в отечественной юриспруденции, как – ювенальная юстиция. Ювенальная юстиция представляет собой систему правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, то есть охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права.

Согласно стандартным правилам ООН, касающихся в отношении несовершеннолетних преступников, целью воспитательной работы в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки, помощь осужденным в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными направлена на их исправление, формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Работа социального педагога с осужденными должна осуществляться в несколько этапов: ознакомление с личным делом и личностью осужденного, выяснение причины отклонения в поведении, планирование социально-педагогической работы, определение ее форм и методов, налаживание контактов с семьей и родственниками, разработка рекомендаций по организации свиданий и возможного отпуска, оказание помощи в адаптации к новым условиям существования и формирование личной ответственности и субъектной позиции в принятии жизненно важных решений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.