КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыцарская система физического воспитания
Программа рыцарского воспитания сводилась к достижению «семи рыцарских доблестей» в противоположность семи свободным искусствам в монашеском воспитании. Этими рыцарскими доблестями были: 1. верховая езда. 2. стрельба из лука. 3. фехтование. 4. плавание. 5. охота. 6. игра в шахматы. 7. сочинение стихов. Только две последние доблести относятся к области интеллектуальной, остальные — к чисто физическому воспитанию и связаны с приобретением военных навыков. Таким образом, рыцарское воспитание было, в основном, военно-физическим и включало много видов физической культуры. На умственное развитие в этом воспитании обращали мало внимания. Рыцари позднего средневековья в подавляющем большинстве не умели ни читать, ни писать. Каждый «истинный» рыцарь должен был уметь танцевать, ухаживать за дамой, знать, как вести себя в обществе, уметь играть на музыкальных инструментах. Развивать в себе военные и физические доблести, будущие рыцари приучались отнюдь не для достижения всестороннего гармоничного развития. Средневековое рыцарское воспитание преследовало вполне утилитарную цель: подготовить крепких и сильных воинов-рыцарей, одинаково пригодных и для внешних войн и для подавления внутри страны восстаний крестьян и ремесленников. Военно-физическое воспитание будущих рыцарей начиналось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Замки сюзеренов были как бы школой для рыцарской молодежи. Однако это «школьное» воспитание не могло быть общегосударственным и регламентированным при феодальной раздробленности. Оно носило частный, как бы семейный характер. Можно предполагать, что в замках для занятий спортом и военными упражнениями были специальные площадки. Для этой же цели использовались турнирные ристалища.
Методика подготовки молодых людей к рыцарскому званию носила сугубо эмпирический характер. Она основывалась на многолетнем опыте и передавалась из поколения в поколение, как рыцарская традиция. Главными приемами обучения были показ и тренировка. Основными формами тренировки были игры и спорт. Образцом для молодежи был обычно сам владелец замка, сеньор, которому рыцари старались подражать. Занятиями руководил один из старших рыцарей или даже опытный оруженосец. Мальчики проходили три ступени воспитания, которые вели их к «высокой чести» — к посвящению в рыцари. Соответственно возрасту были две обязательные ступени воспитания и одна необязательная высшая ступень. Первая ступень от 7 до 14 лет; вторая — от 14 до 21 года, до посвящения в рыцари. Основной принцип обучения по этим ступеням был концентрический, т. е. одну и ту же программу проходили на всех ступенях (особенно, на двух первых), но только в разном объеме и при помощи различных методов. Мальчики в 7 лет прибывали ко двору сеньора, и получали звание «пажей», в котором состояли до 14 лет. Пажи проходили первую (низшую) ступень рыцарской подготовки и службы. Для достижения силы и ловкости, столь необходимых в будущем, пажи занимались стрельбой из лука, метанием камней и копей, прыжками, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой. Кроме того, их обучали рыцарскому обхождению (куртуазности) и придворным манерам. Порядок занятий и обучения точно неизвестен, но, по-видимому, раньше всего начиналось обучение стрельбе из лука. Затем, как только позволял возраст, молодых баронов, как тогда называли юных рыцарей, учили верховой езде, которая считалась одной из главных рыцарских доблестей. Одновременно они обучались охоте и занимались военно-спортивными упражнениями.
Приобретенные в пажеском возрасте навыки совершенствовались на следующей ступени, когда по достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы. Оруженосцы, в отличие от пажей, имели право носить меч и шпоры. Под руководством специальных преподавателей они получали общее физическое воспитание и овладевали и много охотились, дрессировали собак и соколов, играли в шахматы. К концу периода пребывания в оруженосцах молодые люди много занимались фехтованием на мечах и копьях, боевой ездой на лошадях, упражнялись в поединках. Оруженосцы допускались иногда и к участию в турнирах, как полноправные участники. По роду службы в замке сеньора оруженосцы делились на оруженосцев при сеньоре, конюших, комнатных, находившихся при оружии и других. В обязанности оруженосца входило сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, присматривать за оружием. По традиции каждый оруженосец должен был изучить и выполнять обязанности по всем должностям. Вообще на этой ступени юноша должен был, по понятиям своего класса, доказать свое мужество, поддержать свою честь и проявить способность к совершению рыцарских подвигов. При этом будущий рыцарь, принимая участие во всей жизни замка от домашних дел до пышных турнирных празднеств, приобретал придворный лоск и рыцарские манеры, усваивал «светские» нравы и соответствующую идеологию: презрение к физическому труду и к крепостным людям, набожность, феодальную преданность сюзерену и т. д. По достижении двадцати одного года оруженосцы посвящались в рыцари. После посвящения заканчивалось обязательное обучение рыцарскому искусству. С этих пор рыцарь считался подготовленным к участию в турнирах и в военных походах. С момента посвящения в рыцари занятия физическими упражнениями для большинства рыцарей или принимали характер развлечения (верховая езда, охота), или являлись подготовкой к участию в турнирах. Однако для некоторых, немногих рыцарей существовала еще третья ступень физического совершенствования. Она была доступна только крупным сеньорам, и включала лишь те виды рыцарской физической культуры, которые соответствовали индивидуальным склонностям рыцаря. Характерными особенностями этой ступени были свобода, не регламентированность занятий и специализация, и самая организация занятий при том была иной. На этой ступени преобладало не групповое, а индивидуальное обучение. В замки приглашались преподаватели-профессионалы, мастера фехтования, наиболее известные борцы и представители других видов физической культуры.
Такова была не предписанная никакими законами, но освященная традицией система физического воспитания рыцарей, конечной целью которого было укрепление феодального строя.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 14968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |