Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыцарская система физического воспитания




 

Программа рыцарского воспитания сводилась к достиже­нию «семи рыцарских доблестей» в противоположность семи свободным искусствам в монашеском воспитании.

Этими ры­царскими доблестями были:

1. верховая езда.

2. стрельба из лука.

3. фехтование.

4. плавание.

5. охота.

6. игра в шахматы.

7. сочинение стихов.

Только две последние доблести относятся к области интеллектуальной, остальные — к чисто физическому воспи­танию и связаны с приобретением военных навыков.

Таким образом, рыцарское воспитание было, в основном, военно-физическим и включало много видов физической куль­туры. На умственное развитие в этом воспитании обращали мало внимания. Рыцари позднего средневековья в подавляющем большинстве не умели ни читать, ни писать. Каждый «истинный» рыцарь должен был уметь танцевать, уха­живать за дамой, знать, как вести себя в обществе, уметь играть на музыкальных инструментах.

Развивать в себе военные и физические доблести, будущие рыцари приучались отнюдь не для достижения всестороннего гармоничного развития. Средневековое рыцарское воспитание преследовало вполне утилитарную цель: подготовить крепких и сильных воинов-рыцарей, одинаково пригодных и для внеш­них войн и для подавления внутри страны восстаний крестьян и ремесленников.

Военно-физическое воспитание будущих рыцарей начина­лось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Зам­ки сюзеренов были как бы школой для рыцарской молодежи. Однако это «школьное» воспитание не могло быть общегосудар­ственным и регламентированным при феодальной раздроб­ленности. Оно носило частный, как бы семейный характер.

Можно предполагать, что в замках для занятий спортом и военными упражнениями были специальные площадки. Для этой же цели использовались турнирные ристалища.

Методика подготовки молодых людей к рыцарскому зва­нию носила сугубо эмпирический характер. Она основывалась на многолетнем опыте и передавалась из поколения в поколе­ние, как рыцарская традиция. Главными приемами обучения были показ и тренировка. Основными формами тренировки были игры и спорт. Образцом для молодежи был обычно сам владелец замка, сеньор, которому рыцари старались подражать. Занятиями руководил один из старших рыцарей или даже опытный оруженосец.

Мальчики проходили три ступени воспитания, которые вели их к «высокой чести» — к посвящению в рыцари.

Соответственно возрасту были две обязательные ступени воспитания и одна необязательная высшая ступень. Первая ступень от 7 до 14 лет; вторая — от 14 до 21 года, до посвяще­ния в рыцари. Основной принцип обучения по этим ступеням был концентрический, т. е. одну и ту же программу проходили на всех ступенях (особенно, на двух первых), но только в раз­ном объеме и при помощи различных методов.

Мальчики в 7 лет прибывали ко двору сеньора, и получали звание «пажей», в котором состояли до 14 лет. Пажи проходили первую (низ­шую) ступень рыцарской подготовки и службы. Для достиже­ния силы и ловкости, столь необходимых в будущем, пажи занимались стрельбой из лука, метанием камней и копей, прыжка­ми, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой. Кроме того, их обучали рыцарскому обхождению (куртуазности) и придвор­ным манерам. Порядок занятий и обучения точно неизвестен, но, по-видимому, раньше всего начиналось обучение стрельбе из лука. Затем, как только позволял возраст, молодых баронов, как тогда называли юных рыцарей, учили верховой езде, ко­торая считалась одной из главных рыцарских доблестей. Одно­временно они обучались охоте и занимались военно-спортив­ными упражнениями.

Приобретенные в пажеском возрасте навыки совершенст­вовались на следующей ступени, когда по достижении 14 лет пажи производились в оруженосцы. Оруженосцы, в отличие от пажей, имели право носить меч и шпоры. Под руководством специальных преподавателей они получали общее физическое воспитание и овладевали и много охотились, дрессировали собак и соколов, играли в шахматы. К концу периода пребывания в оруженосцах молодые люди много за­нимались фехтованием на мечах и копьях, боевой ездой на ло­шадях, упражнялись в поединках. Оруженосцы допускались иногда и к участию в турнирах, как полноправные участ­ники.

По роду службы в замке сеньора оруженосцы делились на оруженосцев при сеньоре, конюших, комнатных, находивших­ся при оружии и других. В обязанности оруженосца входило сопровождать сеньора в походах, на турниры, охоту, присма­тривать за оружием. По традиции каждый оруженосец должен был изучить и выполнять обязанности по всем должностям. Вообще на этой ступени юноша должен был, по понятиям своего класса, доказать свое мужество, поддержать свою честь и проя­вить способность к совершению рыцарских подвигов.

При этом будущий рыцарь, принимая участие во всей жизни замка от домашних дел до пышных турнирных празднеств, при­обретал придворный лоск и рыцарские манеры, усваивал «светские» нравы и соответствующую идеологию: презрение к физическому труду и к крепостным людям, набожность, фео­дальную преданность сюзерену и т. д.

По достижении двадцати одного года оруженосцы посвяща­лись в рыцари.

После посвящения заканчивалось обязательное обучение рыцарскому искусству. С этих пор рыцарь считался подготов­ленным к участию в турнирах и в военных походах.

С момента посвящения в рыцари занятия физическими упражнениями для большинства рыцарей или принимали ха­рактер развлечения (верховая езда, охота), или являлись под­готовкой к участию в турнирах. Однако для некоторых, немно­гих рыцарей существовала еще третья ступень физического со­вершенствования. Она была доступна только крупным сеньорам, и включала лишь те виды рыцарской физической культуры, которые соответствовали индивидуальным склонностям рыца­ря. Характерными особенностями этой ступени были свобода, не регламентированность занятий и специализация, и самая организация занятий при том была иной. На этой ступени преобладало не групповое, а индивидуальное обучение. В замки приглашались преподаватели-профессионалы, мастера фехто­вания, наиболее известные борцы и представители других видов физической культуры.

Такова была не предписанная никакими законами, но освя­щенная традицией система физического воспитания рыцарей, конечной целью которого было укрепление феодального строя.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 14968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.