Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Проблема свободы в марксистской философии. 1 час. Семинар




Ф.Энгельс: «Свобода состоит в основанном на познании необходимостей природы, господстве над нами самими и над внешней природой; она поэтому является необходимым продуктом исторического развития». Первые люди были также несвободны в самом существенном, как и животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе. Власть безличных сил лишь до тех пор власть необходимости, пока мы не знаем объективных законов и не умеем пользоваться ими.

Казус Александра Дюма-старшего (может ли случайность определять ход мировой истории?).

К.Маркс: в развитом капиталистическом обществе отдельные его слои и их представители достигли огромного масштаба возможностей, какими не обладали их предшественники (прогресс свободы).

 

Тема 14. Проблема свободы в экзистенциализме и персонализме. 2 часа. Семинар (1 час)

Философия жизни. А.Шопенгауэр. Три вида свободы: физическая, нравственная и интеллектуальная. Воля человека есть его самость, из пределов которой невозможно выйти (как у Беркли). Поступки в отдельности несвободны, поскольку осуществляются в сфере феноменов (так же, как у Канта), истинная свобода возможна лишь в трансцендентной области, где правит воля к жизни. Религиозно-нравственное содержание буддизма и раннего христианства в проблематике свободы воли Шопенгауэр оформил в кантианском духе: вещью-в-себе становится собственно воля, а именно, воля к жизни, а вещами-для-нас – отдельные мотивы, желания и поступки, объективируемые в форме, для которой понятие свободы не применимо. Истинная свобода так и остается в ноуменальной сфере. С.Кьеркегор. Для него реальной действительностью является субъективность, понимаемая эмоционально-волюнтаристски. Субъективность не доступна никакой логике, не знает законов, не поддается логической схематизации (анти-Гегель). Между возможностью и действительностью существует коренное различие: действительность не может быть объектом логического понимания. Переход возможности в действительность осуществляется не с необходимостью, а через свободу, ибо конечная причина есть свободно действующая причина. Кьеркегор отрицает историческую закономерность на том основании, что ставшее есть результат свободного выбора. Не будучи необходимым, историческое становление тем самым является алогичным. Осуществляемый мгновенно свободный выбор – дар Божий. Это мгновение есть прорыв в новое, вторжение вечности во временность.

Экзистенциализм. М.Хайдеггер. В центре его внимания личность, которая сводится к проблеме выбора, к свободе. Существование предшествует сущности, человек свободен творить свое бытие, нет никакой заранее заданной сущности, которая определяла бы его судьбу. Человек существует в данном ему мире, куда он не по своей воле «брошен», живет в мире «заботы», которая закрывает от него подлинную картину бытия. Человек забывает пользоваться своей свободой и сливается со всеми, с массой. Это царство обыденности есть «das Man» как проявление субъекта повседневности. Сказать «Я свободен» – значить сказать: моя свобода не ограничена ничем, то есть противостоит Ничто. Ничто конкретизируется в опыте людей как смерть. Сознание смерти пробуждает нас к решимости определить нашу жизнь согласно своему предназначению. Сознание смерти есть осознание своей абсолютной свободы и абсолютной ответственности перед самим собой. Свобода – в самопонимании и самоопределении. Но на пути к этому стоит страх. Страх есть ощущение свободы и предощущение Ничто. Присутствие смерти помогает нам избавиться от рабства у заботы. Сознание смерти освобождает нас от всего чуждого, наносного, помогает вернуться к самим себе.

Согласно К.Ясперсу, человека можно рассматривать как предмет исследования и как свободу. Когда мы познаем объективные процессы, мы движемся к несвободе. Свое же человеческое бытие мы осознаем из глубины нашей свободы. Мы находим в себе нечто непознаваемое, недоказуемое, непредметное, ускользающее от науки – свободу. В свободе заключены истоки наших действий и сознание нашего бытия.

Ж.-П. Сартр. Основой человеческого существования полагает свободу. «Бытие и ничто». В онтологическом понимании свободы выделяет два момента: 1. Никакое фактическое положение дел не может мотивировать само по себе какое-либо действие, так как действие является проекцией для себя к тому, чего нет, а то, что есть, не может само по себе определить то, чего нет. 2. Никакое положение дел не может детерминировать сознание. К примеру, только через отрыв от самого себя и от мира рабочий может определить свое страдание как невыносимое и сделать его движущей силой своего революционного действия. Три аспекта свободы: 1. метафизическая свобода, 2.художественная свобода, 3. политическая и социальная свобода.

Н.Бердяев. Свобода как цель и смысл существования. Личность есть не субстанция, а творческий акт, сопротивление, бунт, торжество свободы над рабством. Свобода личности не есть свобода воли или свобода выбора, предполагающая рационализацию, а это свобода духа, творческая духовная энергия. Рабство человека у природы есть рабство у объективности. Рабство человека у общества есть рабство у социальных символов. Духовная свобода как освобождение от всех порабощающих символов и мифов, и переход к подлинно человеческой реальности, которая включает в себя универсализм, преодолевающий исключительность, изолированность, самоутверждение национальных, социальных и профессиональных признаков. Рабство у цивилизации. Источник рабства всегда внутренний. Борьба свободы и рабства происходит в личности и проецируется в объективном мире.

 

4.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.