КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические теории и системы хvп - х1х вв
Лекция 4. авторские педагогические теории и системы х1х в. (и.гербарт, а.дистервег, ф.фрёбель) Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов - Иоганном Фридрихом Гербартом, Фридрихом Адольфом Дистервегом, Фридрихом Фрёбелем. И.Ф.Гербарт занимает особое место в истории педагогики. Он был не только одним из самых выдающихся педагогов ХIХ века, но и видным философом и психологом. Влияние Гербарта на развитие педагогики быстрыми темпами возрастало со второй половины ХIХ века, сохранялось на протяжении всего ХХ столетия. Теоретико-методологической основой педагогики, считал Гербарт, должны стать психология и философия. Цель воспитания у Гербарта следовала из философии, точнее, из этики. Нравственные личности, считал он, должны руководствоваться в своем поведении нравственными идеями. Их пять: идея внутренней свободы, идея совершенства, идея благорасположения, идея права, идея справедливости. Отсюда, главную цель воспитания Гербарт видел в гармонии воли с этическими идеями и выработке многостороннего интереса. Основные пути достижения этой цели - управление, обучение и нравственное воспитание.
В педагогике второй половины ХIХ века большой популярностью пользовалось учение Гербарта о четырехступенчатом построении обучения: «ясность» (введение нового материала), «ассоциация» (установление связи между новым и уже известным), «систематизация» (обобщение и формулирование выводов), «метод» (практическое применение приобретенных знаний). Каждой ступени соответствует свой метод: наглядность, беседа, обобщающее изложение учителя и самостоятельная работа учащихся. Гербарт предъявлял чрезвычайно высокие требования к учителю и его подготовке. Считая искусство воспитания сложным и тонким делом, он требовал от учителя преданности своему делу, широкий кругозор и философскую подготовку. Гербарт настойчиво повторял: что учитель должен обладать психологическими знаниями, чтобы правильно обращаться с учениками, чтобы верно подбирать и передавать учебный материал. Ф.А.Дистервег - выдающийся немецкий педагог - демократ, «учитель немецких учителей». На формирование педагогического мировоззрения Дистервега большое влияние оказали классическая немецкая философия, идеи Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо и особенно И.Г.Песталоцци. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность человека на служении истине, красоте и добру». Разделяя идеи общечеловеческого воспитания, задачу школы видел в воспитании гуманных, сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», - говорил он. Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Педагогика Дистервега - педагогика развивающего обучения. «Природа наделила ребенка способностями, но развивать их предоставила воспитателю». Педагогический принцип развития, писал Дистервег, требует от воспитания: 1. Уважения к природе человека и к природе каждого индивидуума.
2. Стимулирования развития природы каждого индивидуума, самовыражения, активности, самодеятельности. 3. Естественных, а потому наполненных радостью занятий детей. 4. Содействия развитию органов чувств детей для воспитания и изучения окружающего мира. 5. Питания умов детей разносторонними и глубокими знаниями. 6. Постоянного движения вперед. Педагогический принцип развития, подчеркивал Дистервег, воспрещает: 1. Произвольные ограничения и предвзятое отношение к человеческой природе. 2. Поощрение необдуманных и механических действий. 3. Всякую муштру. 4. Бессмысленное заучивание наизусть. 5. Однообразие. 6. Использование недоступного для сознательного усвоения учебного материала. Дистервег оставил колоссальное педагогическое наследие. Собрание его сочинений, которое сегодня издается в Германии, содержит более 20 томов. Им написаны учебники, учебные пособия по разным учебным дисциплинам, которые уже при жизни Дистервега издавались более 120 раз. Наиболее известным педагогическим произведением является «Руководство к образованию немецких учителей». Именно в нем Дистервег раскрывает свои знаменитые «33 правила дидактики»: - правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту; - правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта; - правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д. - правила обучения, касающиеся учителя. Литература: 1. Гербарт И. Первые лекции по педагогике. \\Гербарт И. Избр. пед. соч. - М., 1940. 2. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей. \\Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956. 3. Гюнтер Карл-Хайнц. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. \\ Перспективы: Мыслители образования. - 1993, № 85-86. 4. Гюнтер К. Фридрих Фрёбель \\ Перспективы. Вопросы образования. - 1984, № 2 5. Хейланд Х. Фридрих Фрёбель \\ Перспективы. Мыслители образования. - 1994, № 3-4. 6. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. В двух частях: Экспериментальное учебное пособие. – М.: 1988-1989, Часть1.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |