Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметные области




ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.

Объектом является специальное развитие и обра­зование лиц с особыми потребностями как социокультурный, педагогический и психологический феномен.

Объектом коррекционной педагогики является личность ребен­ка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», т.е. дети, имеющие не ярко выраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. - лишение), в силу этого испы­тывающие школьную дезадаптацию (фр. - от..., нарушение, лат. - приспособление) и проявляющие девиацию (лат. - отклонение) в поведении.

 

Субъектом изучения и помощи является человек с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые жизненные и образовательные потребности.

Предмет - теория и практика специ­ального развития и образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные воз­можности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обес­печат коррекцию физических или психических недостатков, ком­пенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности макси­мально независимой жизни. «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефек­том достигают этого иным способом, на ином пути, иными сред­ствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», - писал в связи с этим Л.С.Выготский, «Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует приме­нять совершенно особые средства».

Имея с общей психологией и педагогикой единую конечную цель - достиже­ние развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная психология и педагогика подчеркивает в этой цели сущностный для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности смысл: достижение им максимально возможной самостоятель­ности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации.

Специальная Пс.и П. имеют и систему целей, без достиже­ния которых невозможна ни социализация, ни самореализация человека с ограниченными возможностями. К числу целей более общего уровня относятся:

- коррекция недостатка, его компенсация средствами;

- абилитация (применительно к мла­денческому и раннему возрасту)

- реабилитация, в первую оче­редь социальная и личностная.

Достижение этих целей в специальной педагогике становится воз­можным тогда, когда достигнуты конкретные цели обучения и вос­питания, образования в целом, т.е. когда налицо положительные результаты коррекции и компенсации недостатка. Например, для лица с нарушениями зрения - это овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих - овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и др.

К специфическим конкретным целям можно отнести и компо­ненты личностной реабилитации - воспитание чувства собствен­ного достоинства, преодоление чувства малоценности, маргинальности или завышенной самооценки, формирование адекват­ных форм социального поведения и некоторые другие.

Для достижения указанных целей специальная П.и П. ре­шают целую систему задач:

- изучают педагогические и психологические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

- определение качественного своеобразия структуры их нару­шений;

- разработка психолого-педагогических классификаций различ­ных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельно­сти и личности;

- обоснование принципов организации системы разнообраз­ных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

- установление закономерностей коррекционного учебно-вос­питательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении. Определение це­лей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обуче­ния, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с нарушением развития;

- в соответствии со структурой нарушения и социально-лично­стными условиями его проявления определяют коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкрет­ным нарушением

- определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

- нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в со­циальной среде — в семье, в учебных и трудовых коллективах.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жиз­недеятельности преобладают лица мужского пола (55%), особен­но в городах. Ведущей возрастной группой являются дети в воз­расте 8-13 лет (это связано с поздним сроком выявления откло­нения в развитии, в основном связанным с началом школьного обучения).

В детской популяции существует не поддающаяся точному уче­ту обширная группа детей, которые не имеют официального ста­туса инвалида, но возможности здоровья которых ограничены вследствие хронических заболеваний.

Среди взрослого населения России около 8 млн человек имеет официальный статус инвалида, кроме того, насчитывается еще несколько миллионов человек, не имеющих такого статуса, хотя возможности их здоровья также ограничены. В общей сложности около 15 млн человек населения России имеет ограниченные воз­можности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспо­собности.

Современные специальные П.и П. состоят из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с тради­ционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребно­стями. В начале XX в. эти предметные области только складыва­лись, сегодня они представляют собой относительно самостоя­тельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического знания. К их числу относятся следующие:

- тифлопедагогика и психология (незрячие и слабовидящие);

- сурдопедагогика и психология (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

- тифлосурдопедагогика и психология (слепоглухие);

- логопедия (лица с нарушениями речевого развития);

- олигофренопедагогика и психология (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);

- отрасль специальной психологии и педагогики применительно к лицам с на­рушениями опорно-двигательного аппарата;

- отрасль специальной психологии и педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления находятся области специальной педаго­гики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Каждая из предметных областей так же структурно организована (например, сурдопедагогика или психология, содержит ее историю, дидактику, теорию, практику, специальные методики. Каждая предмет.область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы адаптации и специального образования молодежи с ограниченными возможностями, взрослых с ограниченной трудоспособностью нуждаются в научном исследовании.

Объединяющим теоретико-методологическим началом всех предметных областей является собственно специальная психология и педагогика.

Специальная п.и п. и их предметные области тесно связаны со смежными научными областями (философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика и социальная психология, физика, информатика и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.