Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода воли у гуманистов




Один из творцов новой гуманистической идеологии, Пико дела Мирандола (1463 – 1494), от лица Бога говорит: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».[49]

Для мировоззрения интеллектуалов Возрождения по сравнению со средневековым мировоззрением характерна смена поведенческой парадигмы: мы не иждивенцы бога, мы вполне самостоятельны, мы свободны. Свобода приобретает теперь не только теоретический смысл, но и практический. Более того, практический ум (практическая свобода) становится в устах гуманистов и философов едва ли не выше ума теоретического (умственная свобода). Практический ум означает искусство человека равное природе. Не об этом ли пишет Т.Кампанелла (1568 – 1639), продолжая развивать идею о безграничных творческих возможностях людей. «…Человек подражает всей природе и Богу. Он ведь построил корабль, уподобив его птичьей груди, создал весла, подобные крыльям, создал сети, лучшие, чем паук и здания, более восхитительные, нежели у пчел… подобно ангелу, он заботится о распространении животных и растений; нет в мире ничего, чему бы он ни подражал. Кроме того, он создал артиллерию, как Бог создал гром… Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день, сохраняет и воспроизводит огонь…».[50] Человек не хочет останавливаться на вещах этого мира, а желает познать небо и возвыситься над ним, постичь и завоевать другие миры. Душе человека доступны «высшие бесконечные причины», а по сему он в состоянии переходить от одной сущности к другой и за счет углубления своего познания расширять свою свободу.

Обратим внимание на акцентирование такого важного свойства человека как творчество, способное создавать мир, подобный тому, который в свое время создал бог. Человек, подражая богу, копирует мир. Человек-копировальщик – архетипический образ, вскрытый эпохой Возрождения, и поставленный на новую высоту. Копируя, создавая искусственный мир, человек становится совершенней и свободней. Однако искусственный мир прост, а природа бесконечно сложна. Быть свободным в мире простоты и проявлять там волю достаточно легко. Но способен ли человек овладеть природным, свободен ли он в природе, как свободен бог, зная все и выбирая все, что заблагорассудится без всяких ограничений? Способен ли человек предвидеть, свободен ли он в познании будущего, обладая волей, способной перечеркнуть все, что сам заранее решил сделать? Наконец, стоит ли бог на пути человеческой воли?

Если Бог, как утверждает в работе «О свободе воли» Лоренцо Вала (1407 – 1457 гг.), предвидит будущее, то ничего иного, кроме того, что он предвидел, произойти не может. В таком случае мы не имеем в своем распоряжении свободной воли. Отсюда теряется и смысл наказаний, нет ответственности людей за свои поступки. Действовал ли Иуда свободно или по необходимости? Вопрос риторический, поскольку можно утверждать с равным успехом как одно, так и прямо противоположное. Бог знает будущее так же, как мы знаем прошлое и настоящее, для нас, как и для него, это знание равно необходимости. Потому какой ногой я двину через секунду, знает только бог, поскольку даже я могу поменять свое желание в любой миг. Поэтому бог убирает свободу воли человека всякий раз, когда невозможно, чтобы произошло иначе, чем он предвидел.

«Мы не знаем причину этой вещи: что же следует? Мы стоим за веру, а не за вероятность, основанную на доводах разума. Много ли дает знание для укрепления веры?»[51] Здесь четко просматривается разделение на религиозное и научное представление о свободной воле. Вера стоит на необходимости и предопределенности. Наука же, принимая во внимание случайность, объясняет свободу через различные возможности выбора или интерпретации, через вероятность. Хотя случайность и должна иметь под собой глубинную необходимость, неведомую нам, постижение случайности есть результат разумной свободной человеческой воли, правда, лишь до тех границ, когда мы не вступаем в противоречие воле бога.

Получается весьма перспективная и оптимистическая программа научного творчества. Пока наше познание успешно и мы постигаем действительность со всеми ее случайностями и необходимостями, мы, следовательно, не противоречим воле бога, но коль скоро нас постигнет неудача, значит, бог лишил нас свободы воли и вынудил действовать по необходимости, чтобы вновь направить на верный путь. В любом случае мы в выигрыше, а потому можно дерзать. Бог становится идеальным партнером в жизненной игре. Подобные мысли о преимуществах веры в бога и скрытом партнерстве с ним высказывал, спустя время, и Блез Паскаль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.