Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Хоровая культура Казахстана

1. Жанры казахской народной песни

2. Становление хоровой культуры в Казахстане

В течении многих веков музыкальное искусство казахов развивалось в сфере монодийной певческой культуры. Песни играли важную роль в формировании личности человека, созданные многими поколениями песни учили молодежь нравственности. формировали общие необходимые эмоции, направленные на объединении этноса. Тематика песен многообразна, классифицируется по следующим жанрам.

1. Обрядово-бытовые песни (календарные песни- заговоры, «Науырыз эндери» - новогодние поздравительные песни, песни благопожелания типа колядок –жарапазан, жарамазан, «бэдик»-пастушеские песни использовались для изгнания болезней из тела животных.

2.Семейно-обрядовые (песни свадебного и похоронного обряда).

«Той бастар» «Жар-жар» «сынсу»-песня прощание невесты «Беташар» (раскрытие лица) «жоктау»-плач-прощание «коштасу»-песни скорби и утешения.

3.Семейно-бытовые песни (поучительные песни, в которых воспеваются трудолюбие, честность, скромность, чувство любви к Родине, к своему народу, колыбельные песни, лирические песни о природе).

4.Трудовые песни и исторические песни.

Казахское народное унисонное пение не рассматривается как выступление организованного коллектива-хора. Унисонное пение не отождествляется с хоровым пением. В казахском языке до определенного времени не было слов «хор» или «хоровое пение», а было словосочетание «косылып айту», что обозначает выражение желание петь вместе, группой.

Только после революции 1917г. в Казахстане активно внедряется хоровое искусство. Будучи самым доступным для восприятия и участия в нем - хоровое искусство явилось могучим средством воздействия на настроение и мышления народа. Советская власть использовало хоровое пение как средство пропаганды коммунистических идей путем революционно-массовых песен. Песни звучали на маевках, демонстрациях, собраниях в них воспевались герои революции, воспевались трудовые подвиги Советского народа, в песнях выражалось мечта о коммунистическом будущем.

По указу правительства во всех учебных заведениях готовивших педагогов были созданы хоровые коллективы. В 1921г при Петропавловском пед. техникуме был организован первый 4х голосн. хор руководитель И.В Коцык. 20 ноября 1928 года местная газета "Смычка" поместила информацию, которая сразу же оказалась в центре внимания горожан. На первой полосе номера крупным шрифтом было напечатано сообщение о том, что по приглашению представительства Казахской АССР (до 1936 года Казахстан являлся автономной республикой) в Москву для выступления с концертом перед делегатами сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета выезжает хор Петропавловского казахского педагогического техникума. Петропавловским студентам оказывалась честь впервые представлять национальное хоровое искусство Казахстана за пределами республики.

Казахский педагогический техникум был открыт в 1922 году и тогда же началась работа по созданию национального хора - по решению республиканского правительства в казахских учебных заведениях хоровое пение вводилось в обязательном порядке. Весной следующего, 1923 года, состоялись его первые, пока еще робкие выступления. Популярность хора быстро росла. Ко времени московской поездки трудно было найти человека не только в Петропавловске, но и в аулах и селах округа, который бы не восхищался или хотя бы не слышал об этом коллективе. Своему успеху хор был обязан музыкальному руководителю, учителю пения Ивану Васильевичу Коцыку. Известно, что он родился в Варшаве в 1891 году, там же закончил духовную семинарию, а затем поступил в консерваторию на отделение теории сочинения музыкальных произведений. Однако со второго курса был отчислен. Что послужило причиной - неизвестно. Возможно, Коцык был призван в армию в период Первой мировой войны. Кстати, в эти годы в Петропавловске находился 33-й запасной пехотный полк, в котором числились бывшие польские студенты.

В 1922 году, когда Иван Васильевич поступил на работу в казахский педтехникум, он уже был семейным человеком, отцом двоих детей.

Работа с народными казахскими мелодиями целиком захватила одаренного музыканта, открыв перед ним исключительную творческую перспективу. Коцык первые в республике создал многоголосный национальный хор, который пел по нотам. Причем значительную часть репертуара составляли песни, записанные им самим во время специальных экспедиций. К 1928 году таких мелодий насчитывалось более пятидесяти.

Хоровой коллектив под руководством Коцыка вел активную концертную деятельность, однако о московских подмостках не осмеливался и мечтать. Другое дело - экскурсия в Москву. К ней начали готовиться еще в 1 926 году. Собственно вся подготовка сводилась к накоплению денег на проезд и приобретение туристических путевок. К началу 1927 года в общей кассе хора было уже 5ОО рублей (одна путевка стоила 60 рублей). Большую часть этой суммы составляла плата за выступления по местному радио. Но тогда поездка не состоялась: долгожданную экскурсию пришлось уступить первым выпускникам техникума.

27 ноября петропавловцы прибыли в Москву. На следующий день, как и было, намечено по плану, они в качестве туристов посетили Кремль. И здесь неожиданная новость повергла всех в уныние. Оказалось, что день Казахстана на сессии ВЦИК прошел 26 ноября. Как потом выяснилось досадная оплошность произошла по вине почтовых работников, задержавших телеграмму. К счастью, на выручку хору поспешил посвященный в замысел Досова зам. председателя совнаркома РСФСР Андрей Матвеевич Лежава. Он "случайно" встретил североказахстанских туристов и пригласил их выступить с небольшим концертом в Андреевском зале во время перерыва между заседаниями сессии ВЦИК.

"Для Москвы казахский хор стал новостью, - вспоминал потом Абланов. - Его слушали с необычайным вниманием и шумным одобрением. Особый успех выпал на песни: "Бипл", "Елимай", "Хара-рай"..."

Выступление хора в Кремле явилось началом его московских гастролей, прошедших с грандиозным успехом. Став знаменитым буквально на следующее утро, хоровой коллектив пел в клубах фабрики "Красная роза", РККА, Московского военного гарнизона, Комсомола Москвы, в МГУ, перед землячеством казахских студентов и студентами узбекского рабфака, в Центральном Доме Красной Армии и Флота и т. д. Кроме концертов и насыщенной экскурсионной программы, состоялись съемки и записи хора на киностудии документальных фильмов и радиостанции имени Коминтерна.

В репертуаре коллектива в основном обработки к.н.п. Заслуга Коцыка в том, что он впервые представил молодое хоровое искусство Казахстана в Москве в 1928г.

Известен хор Курманбека Джандарбекова, который дал немало хоровых концертов в Каз.Ин.Просв.г.Ташкенте.Большую роль в становлении хоровой культуры сыграла деятельность национальных драматических театров в Семипалатинске, Верном. Кзыл-Орде где по ходу спектакля делалась попытка группового исполнения нар.песни,хотя исполнение было целиком унисонным,сам факт введения хора становится элементом драматургии спектакля,важным выразительным средством.В Кзыл –Орде в1926 Ковалев из артистов драматического театра создает хоровую группу. В 1928г. Театр переезжает в Алма –Ату, на базе этого театра создается театр оперы и балета имени Абая. Учитывая исполнительские возможности и участие в хоре непрофессиональных певцов первоначально хоровые эпизоды были 1- 2х голосными. Большой проблемой было отсутствие высоко квалифицированных хормейстерских кадров.

С 1936г.-1969г. главными хормейстерами оперного театра были: Преображенский, Лебедев, Виноградова, Молодов, Галимзянова. Частая смена руководителей не могла не отразиться отрицательно на исполнительский уровень коллектива. С приходом Б.А.Жаманбаева хор достиг высокого уровня исполнительства.

В 1935г. Д.Д.Мацуциным при Казахской Государственной филармонии организована Казахская хоровая капелла. Капелла- была своеобразной творческой лабораторией композиторов Казахстана, где в реальном звучании проверялись поиски композиторов в области хорового пения. С капеллой сотрудничали Хамиди, Брусиловский, Тулебаев, Байкадамов. Более 30 лет руководил капеллой народный артист СССР А.В.Молодов. В настоящее время этот коллектив переименован в Каз. гос академ. капеллу им Б.Байкадамова. Коротка судьба двух хоровых коллективов созданных при Казахском радиокомитете в Алма-Ате и в г. Караганде в 1932-1933г.г. В 50г они распались по причине нехватки мужских голосов, подготовленных к ансамблевой вокально-хоровой работе.

Весь путь хорового искусства в Казахстане можно условно разделить на три этапа.

1.30-40г ХХ в. - преобладали хоровые обработки к.н.п.

2.50-60г. ХХ в. - характерно расширение жанрового состава хор. музыки: возникает оригинальные хоровые сочинения, активно развивается жанр хоровой поэмы; хоровой сюиты.

3.70-80г. ХХ в. - развивается кантатно-ораториальный жанр, жанр хоровой песни, жанр хоровой миниатюры.

Значительный вклад в развитие хоровой культуры Казахстане внесли русские композиторы, музыканты - И.В. Коцык, Д.Ковалев, Б.А Орлов

Е.Г.Брусиловский, Д.Мацуцин, Б.Г.Ерзакович. Основной трудностью для внедрения многоголосия в исполнительскую практику было веками сложившегося принципа унисонного пения.

Характерные приемы хорового письма в жанре хоровой обработки к.н.п. в30-г

1.В обработках использовалось небольшое вступление

2.В структуре используется период квадратного строения..Форма обработки в основном куплетно-вариационная.

4.Использование хоровой педали, постепенного включения голосов, сопоставление хоровых групп и их тембров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наличные расчеты с применением ККТ | Лекция № 2. Оперно-хоровой жанр в творчестве композиторов Казахстана
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.