КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страхование грузов (карго)
Страхование грузов является одним из важнейших видов страхования, которое тесно связано с транспортным средством.
Груз - это товар, находящийся в процессе перевозки. От физических и химических свойств груза зависят условия перевозки, род тары, вид упаковки, маркировка и т. д. Свойства груза влияют на выбор подвижного состава и организацию погрузо-разгрузочных работ. По способам перевозки и перегрузки различают генеральные грузы, массовые и особорежимные. К генеральным относятся различные штучные грузы в упаковке или без нее, которые принимаются к перевозке по счету грузовых мест, в том числе: - по размерам (обычные, длинномерные - длиной свыше 3 м и негабаритные); - по массе (легковесные и тяжеловесные - массой свыше 5 т). Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, в том числе: - наливные (нефть, нефтепродукты, сжиженные газы, животные жиры, растительные масла и пр.), - навалочные (руда, рудные концентраты, удобрения и др.), - лесные (круглый лес, пиломатериалы, технологическая щепа). Категорию особорежимных грузов составляют: опасные грузы, скоропортящиеся, живой груз (скот и птица) и сырые животноводческие продукты (шерсть, шкуры и т.п.). На страхование принимаются грузы, перевозимые по суше, воздушным и водным путем. Договор страхования может быть заключен на одном из следующих стандартных условий: 1) «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». По этому варианту страховщик обязан возместить убытки только от полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие стихийных бедствий, пропажи транспортного средства без вести и аварий при погрузке, укладке и выгрузке груза и приеме топлива транспортным средством. При пожаре, взрыве, крушении или столкновении поездов, судов, самолетов с любым внешним предметом, в том числе с другим транспортным средством, ущербом считается не только полная гибель груза, но и его повреждение. Страховая организация компенсирует также убытки и взносы по общей аварии, и произведенные расходы по спасанию груза, уменьшению убытка и установлению его размера;
2) «с ответственностью за частную аварию». Здесь под ущербом понимается повреждение или полная гибель груза, если они произошли вследствие событий, перечисленных в п.1. Кроме того, возмещаются убытки по общей аварии и расходы по спасанию груза; 3) «с ответственностью за все риски». Данный вариант предусматривает оплату убытков от повреждения или полной гибели груза, происшедших по любой причине (включая кражу, грабеж, недоставку груза), а также убытков по общей аварии и расходов по спасанию груза; 4) «с ответственностью за риски хранения на складах в месте - противоправных действий третьих лиц (кража, ограбление, - пожара; - взрыва; - посадки грунта; - подмочки или затопления грунтовыми водами, а также в результате аварии (неисправности) водопроводной, отопительной, канализационной системы; - стихийных бедствий. По соглашению страхователя со страховщиком выбирается конкретная форма страхового покрытия из четырех перечисленных выше, в зависимости от вида застрахованных грузов и его транспортировки. Перечисленные условия в отдельных случаях могут быть дополнены. Так, грузы, подверженные бою, лому, утечке, можно застраховать от этих рисков. Вместе с тем по данному виду страхования также установлены определенные ограничения обязательств страховой компании. Страховой компанией не компенсируются потери, явившиеся следствием естественных свойств грузов (химические изменения, внутренняя порча, усушка, плесень и т. д.), которые произошли по причине влияния температуры, порчи червями, грызунами, насекомыми, связанные с несоответствующей упаковкой грузов и отправлением их в поврежденном состоянии и т. п.
Договоры страхования заключаются как на разовую перевозку, так и на перевозки в течение определенного периода (обычно до одного года). В первом случае страхователь в заявлении о страховании указывает название груза, его вес и стоимость, род упаковки, номера и даты перевозочных документов, вид транспорта, на котором перевозится груз, пункты отправления, назначения и перегрузки груза, дату и способ его отправки (навалом, насыпью, в контейнере и т. п.), наличие охраны или сопровождения груза, а также условия страхования. Заявленная страхователем страховая сумма не должна превышать стоимости груза, указанной в перевозочных документах. Соглашения долгосрочного характера в основном заключают организации, имеющие большое количество отгрузок в течение года и нуждающиеся в постоянной страховой защите. Такие соглашения оформляются генеральным полисом. По нему застрахованными считаются все указанные в договоре грузы, отправленные в течение срока действия генерального полиса. В генеральном полисе, кроме характеристики принимаемых на страхование грузов, указываются примерный оборот и график поставок, страховая сумма по одному транспортному средству, особенности уплаты страховой премии и др. В рамках действия генерального полиса страховщик несет обязательства только за своевременно заявленные перевозки груза. Поэтому по каждой отправке, подпадающей под действие генерального полиса, страхователь обязан представлять в страховую организацию предусмотренные сведения. В свою очередь, по требованию страхователя страховщик обязан выдать отдельные страховые полисы по конкретным партиям груза, на которые распространяется действие генерального полиса. При несоответствии содержания отдельного страхового полиса генеральному предпочтение отдается первому. Но в любом случае, как при страховании единичной перевозки, так и по генеральному полису, обязанность страховой компании по возмещению убытков начинается с момента передачи груза для перевозки, продолжается в течение всей перевозки по установленному маршруту (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузки и перевалки) и оканчивается в момент доставки груза на склад грузополучателя или другой указанный склад в пункте назначения. Грузы, которым причинен ущерб, называются аварийными. Представитель страховщика вправе приступить к осмотру пострадавшего груза, не дожидаясь извещения страхователя об ущербе. Страхователь не вправе препятствовать ему в этом. Аджастер в рамках заключенного договора страхования груза стремится выяснить, носил ли убыток неизбежный характер или произошел в результате естественных пороков (повреждение груза насекомыми, клещами, болезнетворными бактериями, плесневыми грибками и т.д.). Выявляется, были грузы повреждены воздействием естественных пороков до транспортировки (т. е. до страхования) или повреждение было результатом несоблюдения надлежащих условий транспортировки, например аллелопатии.
При обращении за возмещением выгодоприобретатель предъявляет документы, доказывающие его интерес в застрахованных грузах (коносаменты, счета-фактуры и другие перевозочные документы) и наличие страхового случая (выписка из судового журнала, протокол о дорожно-транспортном происшествии, коммерческий акт, накладная с отметкой об убытке и т. п.). Для определения размера ущерба используются акты осмотра груза, экспертизы, оценки и другие документы, а также счета на произведенные расходы. При полной гибели, утрате груза, его пропаже без вести вместе с транспортным средством или если, по мнению эксперта, произошла полная порча груза, ущербом считается стоимость погибшего (утраченного, пропавшего без вести) груза за вычетом стоимости спасенного груза. При повреждении груза ущерб равен сумме его обесценения, т. е. разнице между первоначальной стоимостью груза и его стоимостью в поврежденном состоянии. Выплата возмещения производится с учетом установленной франшизы, которая широко применяется в страховании грузов.
Страховая компания не имеет право страховать грузы, даже при наличии особого соглашения, в следующих случаях: - изначально поврежденное (некачественное) состояние груза; - ошибки конструкции, изготовления пли материала застрахованного груза; - недостачи груза при целости наружной упаковки; - несоответствие упаковки груза общепринятым стандартам упаковки; - при несоответствии погрузочно-разгрузочных работ, способов - нарушение таможенных или прочих официальных норм, инструкций по отгрузке или предписаний перевозчика, а также нарушения судебного решения пли его принудительного исполнения: - естественное ухудшение качества груза (внутренняя порча, По договорам страхования, заключенным на условиях «с ответственностью за частную аварию» и «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», кроме того, не возмещаются убытки, происшедшие вследствие: - наводнения и землетрясения; - отпотевания и подмочки груза атмосферными осадками: - обесценения груза вследствие загрязнения или порчи тары - кражи или недоставки груза.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |