Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм рынка несовершенной конкуренции

Тема №6

 

Основные вопросы:

1) Сущность, типы и методы несовершенной конкуренции.

2) Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства.

 

1) Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые занимают господствующее положение на рынке, которые могут влиять на условия реализации продукта и, прежде всего, на цены.

Несовершенная конкуренция делится на:

а) Чистая монополия.

б) Олигополия.

в) Монополистическая конкуренция.

 

а) Чистая монополия – («моно»-один, «полио»-продавец) – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей продает один продавец, то есть продавец противостоит множеству покупателей.

Монополия:

1) Под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли.

2) Под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющей ей доминировать на нем.

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида.

С другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложении невелика.

Чистая монополия в масштабах национального рынка – явление редкое, но для местных рынков она достаточно типична, что вследствие, монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой. Эта власть может возникнуть:

1) При отсутствии близких заменителей.

2) Когда имеются существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба.

3) При наличии господствующих патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак.

4) Власть может возникать в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам. Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке в результате заключений тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровне цен, а также в результате создания искусственного дефицита.

Цель монополии: получение сверхприбыли по средствам контроля над ценой (установление монопольно-высоких или монопольно-низких цен).

Монопольно-высокая цена – это цена товара, устанавливаемая продавцом с целью компенсации необоснованных затрат, вызванная недоиспользованием отраслей и получением дополнительной прибыли в результате снижения качества товаров.

Монопольно-низкая цена - это цена, устанавливаемая покупателем с целью получения дополнительной прибыли и компенсации необоснованных затрат за счет продавца.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

1) Чистая монополия – монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная монополия: слияние мелких предприятий).

2) Технологическая монополия; монополия по газу, электроснабжению, связи.

3) Государственная (легальная) монополия; исключительное право государства на производство денег, вооружений, наркотических средств.

4) Временная монополия; монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом.

5) Случайная монополия – это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.

Различают 3 вида монополий:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями институтом авторских прав.

2. Естественная монополия. Отрасль в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума, только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

3. Чистая монополия – один продавец.

Появление монополии явилось результатом концентрации производства за счет дополнительного вовлечения капитала и централизации производства (слияние мелких и средних предприятий в единое крупное). С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и предприятиями не входящими в монополистические отделения.

Формы монополий:

1. Картель - монополистический союз в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д., при сохранении их хозяйственной самостоятельности.

2. Синдикат – обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения.

3. Трест – все объединенные фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению.

4. Концерн – форма монополистического объединения характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью.

б) Олигополия – это («олиго»-немногое, «полио»-продавец) рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, то есть несколько продавцов противостоят множеству покупателей. (На таком рынке присутствует от 3-10 фирм).

Отличительная особенность олигополистического рынка – небольшое число продавцов.

К примеру, олигопольный рынок существует на производстве оружия.

В зависимости от числа продавцов, различают:

«Жесткую» олигополию (3-4 фирмы).

«Аморфную» олигополию (6-8 продавцов, которые контролируют 80 %-90 % рынка).

По типу продукции различают:

- Чистую олигополию, производится однородный продукт.

- Разнообразную олигополию.

Фирмы, функционирующие на олигопольном рынке получают высокие прибыли потому, что как и в чистой монополии вхождение в отрасль других фирм затруднено. А это затруднение вхождения в отрасль других фирм объясняется: эффектом масштаба, владением патентами и лицензиями, контролем над источниками сырья.

Характерной особенностью монополистического рынка является взаимозависимость фирм, которая проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, следовательно, возникает ценовая война – это циклическое, постепенное снижение уровня цен, с целью вытеснения конкурента с олигополистического рынка.

в) Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференциальный продукт, конкурируют между собой, но не одна из них не может установить контроль над ценами. Множество продавцов противостоят множеству покупателей.

Монопольная конкуренция широко представлена на рынке легкой и пищевой промышленности. На рынке такого вида имеются множество продавцов, предлагающих однотипную, но дифференцированную продукцию, в отношении которой продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цены. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, постольку контроль фирмы над ценами ограничен, а это исключает возможности сговора.

Вход на рынок монопольной конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет значения, а первоначальный капитал, требуемый для начала дела, относительно невелик. Внешняя монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие пусть и ограниченной, но монопольной власти, возможность воздействия на цены снижает эффективность использования ресурсов общества.

 

Кроме основных типов рыночных структур, существуют и другие:

1. Наличие единственного покупателя на рынке называется монопсонией. Например, государство. Он единственный покупатель на рынке вооружений.

Фирма, продающая товар разным категориям покупателей по разным ценам является монополией, используемой ценовую дискриминацию. (Дискриминация – изменение цены в зависимости от количества приобретаемого благо).

2. Рынок, на котором представлен один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) называется двусторонней монополией.

 

При анализе любой формы монополии, в экономике имеются аргументы, как в пользу, так и против монополий.

«ЗА» монополию:

1) Крупные монополистические объединения имеют возможное применение новейших технологий, использование преимущества малого производства и на этой основе производится продукция с меньшими издержками и низкой ценой.

2) Выделяется больше средств на Н.И.О.К.Р.

3) Противостоять конъюнктурным колебаниям рынка, то есть они более устойчивые.

Таким образом, существующие монополистические объединения оказывают влияние на развитие экономики. В тоже время монополисты имеют возможность:

а) Увеличение прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства.

б) Устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

в) «Эксплуатировать» потребителей, завышая цены против их равновесного уровня.

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использования ресурсов общества, минимизация общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

2) Поскольку деятельность монополии носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции, ограничение деятельности монополий является важнейшей функцией государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм функционирования рынка совершенной конкуренции | Тема № 7
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.