КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существует два направления в теории потребительского поведения
1. Кардиналистическое (от мат. "кардинальное" - количественное число), согласно которому предельная полезность измерима, и потребитель максимизирует полезность, если его доход распределяется таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е., если отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Алгебраически это правило максимизации полезности может быть выражено следующими образом: MUa/Pa=MUb/Pb=MUc/Pc= … где MU – предельная полезность, соответственно, товаров a,b,c; P – цена товаров a,b,c. 2. Ординалистическое (от мат. "ординальное" — порядковое число), согласно которому предельная полезность неизмерима, и покупатель может лишь определять предпочтительность одних комбинаций то пиров другим. Ординалистическая теория потребительского поведения основывается на анализе кривых безразличия и бюджетной линии. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.
Любая точка на кривой безразличия (а, в, с) характеризует набор товаров А и В, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя и потому потребителю безразлично какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения. Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Все вместе кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров.
Бюджетная линия (ВL) - показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах.
Любая точка, лежащая на кривой ВL доступна потребителю (его доход и существующие цены позволяет ему купить любой набор товаров от А до F). Бюджетная линия: - сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или цены товаров одинаково снижаются; - сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или цены товаров одинаково возрастают; - меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально. Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор товаров, соответствующий точке касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линией. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющимся в его распоряжении доходе.
Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в которой бюджетная линия ВL касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия — U2. Потребителю доступны и комбинации товаров В и С, лежащие на кривой безразличия U1, однако последние соответствуют меньшей совокупной полезности, так как они расположены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы, находящиеся на кривой безразличия U3 обладают для потребителя большей полезностью, но они недоступны ему в силу его бюджетного ограничения. Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный спрос, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.
Тема № 8:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |