Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существует два направления в теории потребительского поведения




1. Кардиналистическое (от мат. "кардинальное" - количественное число), согласно которому предельная полезность измерима, и потреби­тель максимизирует полезность, если его доход распределяется таким об­разом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е., если отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.

Алгебраически это правило максимизации полезности может быть выражено следующими образом:

MUa/Pa=MUb/Pb=MUc/Pc= …

где MU – предельная полезность, соответственно, товаров a,b,c;

P – цена товаров a,b,c.

2. Ординалистическое (от мат. "ординальное" — порядковое чис­ло), согласно которому предельная полезность неизмерима, и покупатель может лишь определять предпочтительность одних комбинаций то пиров другим. Ординалистическая теория потребительского поведения основы­вается на анализе кривых безразличия и бюджетной линии.

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потреби­тельских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.

 


 

Любая точка на кривой безразличия (а, в, с) характеризует набор то­варов А и В, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя и потому потреби­телю безразлично какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не име­ет предпочтения.

Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.

Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полез­ность. Все вместе кривые безразличия характеризуют предпочтения по­требителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров.


 

 

Бюджетная линия (ВL) - показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существую­щих рыночных ценах.

 


 

Любая точка, лежащая на кривой ВL доступна потребителю (его до­ход и существующие цены позволяет ему купить любой набор товаров от А до F).

Бюджетная линия:

- сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или це­ны товаров одинаково снижаются;

- сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или цены товаров одинаково возрастают;

- меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорцио­нально.

Потребитель находится в равновесии, если приобретает набор това­ров, соответствующий точке касания самой высокой из доступных ему кривых безразличия бюджетной линией. В точке равновесия потребитель получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющимся в его распоряжении доходе.

 

 

Равновесное положение потребителя достигается в точке е, в кото­рой бюджетная линия ВL касается наиболее высокой из всех доступных потребителю кривых безразличия — U2. Потребителю доступны и комби­нации товаров В и С, лежащие на кривой безразличия U1, однако послед­ние соответствуют меньшей совокупной полезности, так как они располо­жены на кривой безразличия, более близкой к началу координат. В то же время наборы, находящиеся на кривой безразличия U3 обладают для по­требителя большей полезностью, но они недоступны ему в силу его бюд­жетного ограничения.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный спрос, сигнализируя производству (предложению) о том, какое количество товара требуется на рынках.

 


 

Тема № 8:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.