КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 13. Познание как деятельность
1. Активность субъекта в познании. 2. Познавательная деятельность и ее предпосылки. Гносеология Канта.
Традиционная гносеология рассматривает познание, как созерцание, восприятие человеком воздействия внешнего мира. Символом такого представления является метафора Дидро: «Человека в познании можно сравнить с музыкальным инструментом. Его органы чувств – это клавиши, по которым ударяет мир». Дополняет эту метафору определение познающего человека как гносеологического Робинзона. Но существует достаточно много данных, характеризующих познание не как пассивное восприятие, а как активный процесс. 1. Целенаправленность – познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг сформулировал так: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит от вопроса, который мы задали». 2. Оперативность – любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций. 3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности, б) предвидение и прогнозирование.
Вследствие этого результат познания – гносеологический образ объекта – имеет три составляющих: 1. Предметный аспект – собственно отражение объекта, знание о нем самом. 2. Операциональный аспект – знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался. 3. Оценочный аспект – знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту. Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий аспекты определяются познающей стороной. Современный взгляд на познание – это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет – часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.
Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование субъекта познания. Субъект познания характеризуют: 1. Уровень исходных знаний. 2. Навыки и приемы познания. 3. Представление о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки. 4. Цели познания и представления о назначении знания. Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями. Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре определенного тира и изменяются исторически, существует культурно-историческая нагруженность субъекта познания. Постановка проблемы культурно-исторических оснований процессов познания в философской традиции первоначально была осуществлена в гипотезе о существовании предпосылочного знания индивида, которое первоначально рассматривалось как врожденное. В гносеологии Платона предположение о природном знании базируется на онтологии. Главная идея онтологии: кроме мира вещей существует мир чистых идей – эйдосов – и душа человека до рождения странствует в этом мире. Познание это припоминание эйдосов под воздействием вещей. Различные познавательные способности людей объясняются различным опытом их душ в мире эйдосов.
Декарт высказал предположение, что наши идеи делятся на три класса: 1.полученные из опыта, 2. полученные из идей первого типа в процессе интеллектуальной обработки, 3. Не полученные из опыта ни в какой мере, а наоборот являющиеся основаниями всякого опыта, врожденные идеи.
И. Кант. (1724-1804 гг.) «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» Кант исследует три основные познавательные способности человека: 1. Чувственный опыт. 2. Рассудок – способность составлять суждение, житейское мышление, здравый смысл. 3. Разум – логически организованное сложное мышление. Основное противоречие познания: в познании существует всеобщность и необходимость, т.е. основу наших зрений составляют законы науки, которые выполняются всегда, когда имеют место соответствующие взаимодействия. Но всеобщность и необходимость не могут происходить из опыта, т.к. в опыте мы всегда имеем дело с единичными и конкретными вещами. Следовательно, существуют доопытные или априорные основания познания, от которых происходит всеобщность и необходимость. Познание является синтезом этих априорных оснований и чувственного опыта. На уровне чувственного понимания априорными основаниями являются представления о пространстве и времени. На уровне рассудка априорными основаниями являются категории и аксиомы их связи. На уровне рассудка априорными основаниями являются идеи целостности души, космоса и Бога.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |