КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация финансовой работы на предприятии
Финансовый отдел (декларация) является самостоятельным подразделением в системе управления предприятием. Его размер зависит напрямую от величины самого предприятия. На больших предприятиях финансовая работа может быть сосредоточена в финансовой дирекции со своими отделами. На малых предприятиях эта работа может проводиться в бухгалтерии и даже одним человеком.
Типовая схема формирования финансового отдела.
Одна из важнейших задач финансового менеджмента состоит в организации управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования собственного и привлеченного капиталов и получении максимальной прибыли, в разработке финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности по системе показателей, прогнозирование доходов (расходов) в зависимости от изменяющейся структуры активов и пассивов. Функции финансовой дирекции: - обеспечение хозяйственной деятельности предприятия; - разработка финансовой программы развития хозяйственного субъекта (предприятия); - определение кредитной политики; - установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия; - разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности; - разработка финансовых планов и составление бизнес-планов; - проведение расчетов с поставщиками, потребителями и подрядчиками, банками и бюджетом; - обеспечение страхования финансовых рисков;
- проведение залоговых, трастовых и лизинговых операций; - ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.
20.1 Финансовое планирование на предприятии.
Финансовое планирование – это определение всех возможных доходов и направлений расходов для обеспечения развития предприятия. С этой целью разрабатываются финансовые планы различных назначений и содержания в зависимости от задач и объектов планирования. По временному принципу планы бывают: - оперативные (дневные, декадные, месячные); - текущие (месяц-год, 2 года); - перспективные (до 3-х лет).
В целях выявления перспективности и целесообразности инвестиций какого-либо проекты или новый вид продукции разрабатывается бизнес-планом. Бизнес-план формирует цель инвестирования и определяет способы ее осуществления, увязывая финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Проводится анализ возможностей, прогнозируются вероятные риски и пути их снижения, в том числе исключение возможности банкротства. Основная часть бизнес-плана – организационно-производственная. В ней по разделам раскрывается представление о продукции, ее основных качествах, технология производства и производственная база, возможные объемы производства, организация сбыта, послепродажное обслуживание, определяются затраты на производство и обосновываются цены, детально прорабатываются производственные планы и анализируются маркетинговые исследования, в том числе методика рекламной компании.
Юридический раздел. Здесь обосновывается организационно-правовая форма осуществления инвестирования. Раздел позволяет решить вопрос о способах привлечения капитала. Определяются виды возможной параллельной деятельности. Определяется необходимость получения лицензий.
Оценка рисков. Определяются возможные риски и необходимость соответствующих страховок, в том числе риски кредитные, валютные, хозяйственные, конъюнктурные.
Финансовый план. Завершающая часть. Обобщаются предыдущие части в стоимостном выражении. Отражается объем продаж и общей прибыли, объем инвестиций с делением на собственные средства и заемные с указанием источников поступления, сроков, условий погашения, сроков окупаемости инвестиционного капитала, издержки производства и обращения, отношения доходов и расходов в процентах и условия распределения чистой прибыли. Перспектива бизнес-плана на 2-3 года определяется на основе маркетинговых исследований и очень важна для определения объемов закупок оборудования, сырья и привлечения рабочей силы, а также с точки зрения организации устойчивого сбыта. При формировании балансов доходов и расходов надо помнить, что на первом этапе в первый год расходы много больше доходов. В состав финансового плана входят: - план доходов; - план расходов; - баланс активов и пассивов (для 1 года составляется помесячно, на 2-й год поквартально, на 3-й год в целом).
План доходов: 1. остаток денежных средств на начало периода (в кассе и в банке); 2. поступления: - выручка от продаж; - дебиторы; - заемные средства. 3. всего наличных средств; 4. расходы (издержки): - прямые затраты; - управленческие; - на сбыт; - арендные платежи; - платные услуги; - затраты на маркетинг; - проценты за капитал; - страховые взносы; - прочие расходы. 5. итого расходов; 6. общий доход (убыток) до уплаты налогов (стока 3 минус стока 5).
План расходов: 1. весь капитал; 2. доход (убыток) до уплаты налогов; 3. приобретение активов; 4. выплаты по займам; 5. резервы; 6. организационные и прочие расходы; 7. итого (строка 1 + строка 2 – строка3 – строка4 – строка5 – строка6).
Баланс активов и пассивов. Баланс активов пассивов предприятия составляется для оценки того в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать приобретение или создание этих активов.
Активы: - счет в банке; - касса; - прочие поступления; - дебиторская задолженность; - наиболее мобильные части ОПФ и производственных запасов, ценных бумаг, которые ликвидны.
Пассивы: - это собственные и заемные средства, т.е. все источники покрытия расходов на приобретение и создание активов.
20.2 Разделы финансового плана по основным статьям доходов и расходов.
1. Доходы и поступления средств. a) прибыль от реализации продукции, услуг и работ; b) прибыль от прочей реализации (основных средств, т.е. ОПФ или других активов); c) планирование не реализационных доходов, в том числе: - доходы от долевого участия уставных капиталов других предприятий; - доходы по ценным бумагам; - доходы от хранения денежных средств (депозит); - доходы от аренды. d) амортизационные отчисления: - на полное восстановление ОПФ; - на полное восстановление нематериальных активов. e) поступление средств от других предприятий по хозяйственным договорам на НИР; f) поступления из внебюджетных фондов; g) прочие доходы.
2. Расходы и отчисления средств. a) налоги, выплачиваемые из прибыли; b) распределение чистой прибыли, в том числе: - на накопление (по направлениям использования), т.е. на дивиденды, распределение; - на потребление между учредителями и т.д. c) долгосрочное инвестирование, по формам инвестирования: - за счет амортизационных отчисления; - за счет прибыли; - за счет других источников (кредиты и пожертвования). d) прочие расхода.
20.3 Содержание долгосрочного планирования.
1. Определение потребности в капитале. Это позволяет осуществить выбор кредитов, установить сорки их получения и распределения по времени. Позволяет распределить капитал на собственный и заемный в зависимости от его рентабельности. Позволяет определить распределение капитала на основные и оборотные средства. И на основе финансовой статистики определить составляющие капитала на расширение, реконструкцию, ремонт и модернизацию.
2. План капитальных вложений (инвестиционный план). Для его составления проводится анализ рентабельности направлений и сроков окупаемости всех капитальных вложений (смотри методы определения экономической эффективности).
3. Долгосрочное планирование ликвидности баланса. Дает картину финансового положения предприятия в рассматриваемой перспективе. В его основу кладутся данные планов сбыта и поступлений средств при постоянном анализе и контроле ликвидности.
20.4 Содержание краткосрочного планирования.
1. Очередной финансовый план. Доходы от оборота, текущие расходы, выигрыши и потери от текущей деятельности.
2. Финансовый план нейтральной области деятельности. Доходы от продажи старого оборудования и т.п.
3. Кредитный план.
4. План капитальных вложений.
5. План обеспечения ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери предыдущих планов. Сравнение выигрышей, потерь и имеющейся ликвидности средств дает резерв ликвидности средств.
В составлении финансовых планов должны доминировать общие правила финансирования:
Первое правило (Золотое банковское правило). Принцип финансового соотношения сроков, т.е. использование и получение средств должен происходить в установленные сроки.
Второе правило (Принцип платежеспособности). Планирование должно обеспечивать платежеспособность в любой момент времени. Третье правило. Для всех капиталовложений надо выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал можно привлекать лишь только в том случае, если это повышает рентабельность использования собственных средств.
Четвертое правило (Принцип сбалансированности рисков). Все капиталовложения связанные с рисками должны финансироваться из собственных средств.
Пятое правило (Принцип приспособления к потребностям рынка). Необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставленных кредитов.
Шестое правило (Принцип предельной рентабельности). Следует выбирать капиталовложения с наибольшей (предельной) рентабельностью.
20.5 Определение критического (минимального) объема производства.
Объем производства минимальный с точки зрения окупаемости затрат на производство. Данный вопрос решается аналитически и графически.
Затраты ЗS
V
C
N
ЗS = V + C – суммарные затраты. V = V / N C = C / N N = C / (Ц – V) Затраты Ц*N ЗS
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |