Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая и технологическая стратегии предприятия. Выбор стратегии и предотвращение банкротства

Признание банкротства

1. Банкротство устанавливается судом на основании заявления должника в суд.

2. Банкротство устанавливается принудительно на основании заявления в суд кредиторов или иных уполномоченных настоящим Законом лиц.

3. В случаях, установленных настоящим Законом, должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом.

4. Дела о банкротстве рассматриваются судом, если требования кредиторов к должнику в совокупности составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

5. Если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого в порядке, установленном пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо должно быть ликвидировано в судебном либо во внесудебном порядке по правилам, установленным Законом.

6. Неподача заявления должником в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, влечет применение к руководителю должника субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами.

7. Основанием для объявления должника банкротом в судебном порядке либо проведения внесудебных процедур ликвидации является его несостоятельность.

При установлении факта несостоятельности должны быть учтены обязательства должника, срок исполнения которых наступил, а также принятые и (или) находящиеся в исполнении.

Основания применения процедур банкротства и проведения внесудебной процедуры ликвидации

1. Основанием для обращения кредитора с заявлением в суд о признании должника банкротом либо в уполномоченный орган о проведении внесудебных процедур ликвидации является неплатежеспособность должника.

Должник считается неплатежеспособным, если он не исполнил обязательство в течение трех месяцев с момента наступления срока его исполнения.

2. Основанием для обращения должника с заявлением в суд о признании его банкротом либо в уполномоченный орган о проведении внесудебных процедур ликвидации является его несостоятельность.

Преднамеренное и ложное банкротство

1. Собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и(или) должностные лица юридического лица-должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (преднамеренное банкротство).

Должностное лицо юридического лица-банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности.

2. Если заявление о признании банкротом подано должником в суд при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (ложное банкротство), кредиторы вправе потребовать от должника возмещения причиненных этим убытков.

З. В случае обнаружения конкурсным управляющим признаков преднамеренного или ложного банкротства он обязан обратиться в правоохранительные органы для привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной уголовным законодательством Республики Казахстан.

Возврат имущества и признание недействительными сделок должника

1. Сделки, совершенные должником до признания его банкротом либо до принятия решения о проведении внесудебной процедуры ликвидации, должны быть признаны недействительными:

1) при наличии оснований, предусмотренных гражданским законодательством;

2) по заявлению уполномоченного органа, кредиторов, реабилитационного или конкурсного управляющего, если сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после возбуждения дела о банкротстве либо принятия решения о проведении внесудебной процедуры ликвидации, влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;

3) при наличии иных оснований, предусмотренных законодательными актами.

2. Конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать признания сделок недействительными и возврата имущества, переданного должником, в том числе и в аренду или в обеспечение исполнения по ранее заключенным сделкам, за период в течение двух лет до возбуждения дела о банкротстве или инициирования внесудебной процедуры ликвидации, от лиц, получивших это имущество безвозмездно, по ценам значительно ниже рыночных либо без достаточных оснований в ущерб интересам кредиторов.

3. Конкурсный и реабилитационный управляющие, участник санации по заявлению кредиторов или уполномоченного органа обязаны потребовать возврата имущества должника, переданного им за период до двух лет до возбуждения дела о банкротстве или инициирования внесудебной процедуры ликвидации, от кредиторов, обязательства перед которыми были исполнены до наступления срока их исполнения в ущерб интересам других кредиторов. В этом случае права кредиторов обеспечиваются по правилам настоящего Закона.

4. По основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящей статьи, может быть истребовано имущество, переданное в течение двух лет до возбуждения дела о банкротстве либо инициирования внесудебной процедуры ликвидации служащим (работникам), участникам хозяйственного товарищества, руководителю несостоятельного должника.

Правила об истребовании имущества, установленные настоящим пунктом, распространяются и на случаи передачи имущества супругу, родственникам по прямой нисходящей и восходящей линиям.

5. При осуществлении своих полномочий реабилитационный или конкурсный управляющий вправе предъявлять, помимо предусмотренных настоящей статьей, иски по основаниям, предусмотренным законодательными актами об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные гражданским законодательством, направленные на возврат имущества должника.

6. При невозможности истребования имущества в случаях, предусмотренных настоящей статьей, в связи с его утерей, порчей либо последующим его добросовестным приобретением третьими лицами первоначальные приобретатели истребуемого имущества несут ответственность перед должником по возмещению возникших в связи с этим убытков в пределах стоимости утерянного, испорченного либо добросовестно приобретенного третьими лицами имущества.

Отказ от исполнения договора

1. Реабилитационный управляющий вправе отказаться от исполнения заключенных должником до возбуждения дела о банкротстве договоров, не исполненных обеими сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) исполнение договора повлечет убытки для должника;

2) договор содержит обременительные для должника условия по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;

3) договор является долгосрочным (более одного года) либо рассчитан на получение результатов должником лишь на долгосрочную перспективу;

4) имеются иные основания полагать, что исполнение договора должником повлечет неблагоприятные последствия для остальных кредиторов.

2. При отказе от исполнения договора в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, контрагент может в судебном порядке потребовать от должника возмещения убытков, вызванных расторжением договора, в размере реального ущерба либо оспорить основания отказа.

Реабилитационный и конкурсный управляющие

1. Для достижения целей осуществления процедур банкротства, реабилитационной процедуры и внесудебной процедуры ликвидации на период проведения реабилитационной процедуры, конкурсного (ликвидационного) производства либо внесудебной процедуры ликвидации все органы несостоятельного должника отстраняются от управления им, и функции управления имуществом и делами должника передаются реабилитационному либо конкурсному управляющему (ликвидатору).

Реабилитационный и конкурсный управляющие (ликвидатор) выступают в качестве единственного уполномоченного органа управления должника.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 1-1 настоящей статьи.

1-1. В случаях, когда реабилитационная процедура инициирована самим должником, по ходатайству собственника имущества должника или уполномоченного им органа, ее проведение может быть возложено на руководителя должника уполномоченным органом с согласия комитета кредиторов. При этом на такого руководителя распространяются права и обязанности реабилитационного управляющего, установленные настоящим Законом.

2. Порядок и условия назначения реабилитационного и конкурсного управляющих, требования к их кандидатурам, их права и обязанности, в том числе право на вознаграждение, объем полномочий по управлению делами и имуществом несостоятельного должника регулируются настоящим Законом и соглашением, заключаемым с ними комитетом кредиторов по согласованию с уполномоченным органом.

2-1. Реабилитационным, конкурсным управляющими назначается физическое лицо - индивидуальный предприниматель, имеющее на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства лицензию, выдаваемую уполномоченным органом.

При осуществлении процедур банкротства организаций, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 2 настоящего Закона, уполномоченный орган назначает реабилитационного управляющего по согласованию соответственно с органом, уполномоченным регулировать деятельность организаций, являющихся субъектами естественной монополии или субъектами рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, и с соответствующим центральным исполнительным органом, а по градообразующим предприятиям - соответствующим акимом области (города республиканского значения, столицы).

Правила лицензирования деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства утверждаются Правительством Республики Казахстан.

4. Реабилитационным и конкурсным управляющими не могут быть назначены:

1) должностное лицо администрации должника или кредитора;

2) лицо, которое было отстранено от управления по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи;

3) руководитель предприятия, ранее признанного банкротом;

4) участники хозяйственного товарищества, акционеры акционерного общества, члены кооператива, если такое товарищество, акционерное общество либо кооператив являются несостоятельным должником или его кредитором;

5) супруг, родственники по прямой нисходящей и восходящей линиям, а также родные братья и сестры лиц, указанных в подпункте 1) настоящего пункта.

5. Реабилитационный и конкурсный управляющие должны быть отстранены от управления делами и имуществом должника в таком же порядке, в каком назначены для осуществления указанных функций, в следующих случаях:

1) неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, совершения действий, ущемляющих интересы отдельных кредиторов либо предоставляющих преимущества другим, совершения иных действий (бездействия), являющихся основаниями для увольнения руководителя;

2) отзыва либо приостановления действия лицензии по основаниям, предусмотренным законодательством о лицензировании;

3) невозможности исполнения возложенных на них обязанностей.

Реестр требований кредиторов

1. В целях удовлетворения требований кредиторов и обеспечения их интересов в процедурах банкротства и внесудебной процедуре ликвидации должника составляется реестр требований кредиторов.

2. В реестр требований кредиторов включаются требования кредиторов, которые являются бесспорными.

Бесспорными являются требования:

1) в отношении которых имеется решение суда или исполнительные документы, вступившие в силу, о взыскании с должника денежных сумм;

2) которые были признаны должником либо последний не заявил в установленный срок возражений по предъявленным ему требованиям.

3. Признание требований кредиторов обоснованными после введения процедур банкротства или внесудебной процедуры ликвидации осуществляется соответственно реабилитационным либо конкурсным управляющими.

4. Разногласия, возникающие между кредиторами и реабилитационным или конкурсным управляющими о включении в реестр требований кредиторов либо о сумме их требований, рассматриваются уполномоченным органом либо судом по заявлению соответствующего кредитора.

Решение суда или уполномоченного органа является основанием для внесения требования в реестр.

Решение уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке.

Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:

1) выдает лицензии на осуществление деятельности по управлению имуществом и делами неплатежеспособных должников в процедурах банкротства в соответствии с законодательством о лицензировании;

2) дает согласие на применение к должнику процедур реабилитации;

3) назначает реабилитационного и конкурсного управляющих;

4) осуществляет контроль в процедурах банкротства и внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника за деятельностью реабилитационного и конкурсного управляющих, за исключением председателей ликвидационных комиссий ликвидируемых банков и страховых (перестраховочных) организаций;

5) формирует состав комитета кредиторов и созывает первое его заседание во внесудебной процедуре ликвидации несостоятельного должника;

6) рассматривает соглашение, заключаемое комитетом кредиторов с реабилитационным и конкурсным управляющими, на соответствие законодательству Республики Казахстан;

7) рассматривает отчеты реабилитационного управляющего о ходе проведения реабилитационной процедуры (истребует информацию о совершенных сделках);

8) дает заключение по результатам проведения процедур реабилитации;

9) утверждает состав комитета кредиторов при конкурсном производстве;

10) утверждает реестр требований кредиторов;

11) рассматривает разногласия между кредиторами и реабилитационным (конкурсным) управляющим о включении в реестр требований кредиторов;

12) вправе истребовать у участника санации подтверждающие документы;

13) продлевает сроки конкурсного производства;

14) рассматривает план продажи конкурсной массы;

15) принимает решение об отстранении реабилитационного и конкурсного управляющих в случаях нарушения ими требований законодательства при проведении процедур банкротства;

16) осуществляет контроль за соблюдением гласности, конкурентности при реализации конкурсной массы должника на конкурсных торгах;

17) выявляет признаки ложного и преднамеренного банкротства;

18) рассматривает жалобы на действия реабилитационного и конкурсного управляющих;

19) принимает меры по выявлению сделок, совершенных при обстоятельствах, указанных в статье 6 настоящего Закона.

Формирование комитета кредиторов

1. В целях обеспечения интересов кредиторов и принятия решений с их участием в процедурах банкротства, реабилитационной процедуре и во внесудебной процедуре ликвидации создается комитет кредиторов.

Формирование комитета кредиторов регулируется:

1) при процедуре банкротства статьей 70 настоящего Закона;

2) при процедуре реабилитации статьей 43 настоящего Закона;

3) при внесудебной процедуре ликвидации статьей 97 настоящего Закона.

2. В состав комитета кредиторов входят представитель кредиторов по оплате труда, кредиторы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также конкурсные кредиторы и кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, имеющие наибольшие суммы требований к должнику.

3. Комитет кредиторов состоит из нечетного количества членов не более семи человек.

4. Кредитор вправе отказаться от участия в процедурах банкротства, реабилитационной процедуре либо во внесудебной процедуре ликвидации в качестве члена комитета кредиторов.

5. В сформированный и утвержденный состав комитета кредиторов могут быть введены новые члены из числа конкурсных кредиторов с учетом требований пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

Заседания комитета кредиторов

1. Первое заседание комитета кредиторов должно быть проведено в срок не позднее десяти дней со дня утверждения состава комитета кредиторов.

2. На первом заседании комитет кредиторов обязан:

1) выбрать председателя комитета, которому предоставляется право решающего голоса при равенстве голосов в процедуре голосования;

2) установить сроки отчета конкурсного управляющего перед комитетом кредиторов по инвентаризации;

3) определить сумму вознаграждения и порядок его выплаты реабилитационному или конкурсному управляющему.

3. Последующие заседания комитета кредиторов созываются в порядке и сроки, определяемые комитетом.

Полномочия комитета кредиторов

Комитет кредиторов вправе:

ходатайствовать перед судом о проведении, продлении или прекращении реабилитационной процедуры;

избрать представителя кредиторов из числа членов комитета кредиторов для осуществления контроля за действиями реабилитационного или конкурсного управляющего;

определять сумму выплат реабилитационному или конкурсному управляющему в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;

требовать от реабилитационного или конкурсного управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе осуществления процедур банкротства, реабилитационной процедуры и внесудебной процедуры ликвидации;

обжаловать в уполномоченный орган или суд действия реабилитационного или конкурсного управляющего, а также принимать решения об обращении в уполномоченный орган об их отстранении от выполняемых обязанностей;

утверждать сумму дебиторской задолженности должника, невозможной к взысканию;

утверждать представленный конкурсным управляющим план реализации конкурсной массы;

принимать к сведению результаты аудиторской проверки и инвентаризации, утверждать статьи и смету расходов для проведения процедуры банкротства, реабилитационной процедуры, внесудебной процедуры ликвидации;

в случае целесообразности рекомендовать конкурсному управляющему не прекращать производственную деятельность предприятия, признанного банкротом, если это не ущемляет интересов кредиторов;

иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом.

Принятие решения комитетом кредиторов

1. Заседание комитета кредиторов правомочно при участии не менее 2/3 членов комитета или их доверенных лиц.

2. Заседание комитета кредиторов оформляется протоколом.

3. Решение комитета кредиторов принимается простым большинством голосов от общего числа голосов по принципу "один член комитета - один голос".

4. Все остальные кредиторы должника имеют право участвовать в заседании комитета кредиторов с правом совещательного голоса.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, могут быть:

1) должник;

2) кредиторы;

3) представитель кредиторов по оплате труда;

4) прокурор;

5) собственник имущества должника или уполномоченный им орган;

6) уполномоченный орган;

7) уполномоченный представитель акима области (города республиканского значения, столицы).

Реабилитационные меры могут включать любые организационно-хозяйственные, технические, финансово-экономические, правовые и иные, не противоречащие законодательству, мероприятия, направленные на предотвращение ликвидации несостоятельного должника, а также комплекс таких мероприятий, в частности санацию, уступку прав требований должника, обмен долгов на акции, заключение мирового соглашения. Реабилитационный управляющий назначается уполномоченным органом в трехдневный срок после вступления в силу определения суда о применении в отношении должника реабилитационной процедуры. Продолжительность осуществления реабилитационной процедуры не должна превышать двух лет.

Санация

1. Если план реабилитации несостоятельного должника в качестве реабилитационной меры содержит его санацию, к плану должно быть приложено письменное обязательство участника санации перечислить деньги должнику и(или) кредиторам в соответствии с планом реабилитации, с указанием суммы и сроков.

2. Участник санации может принять на себя обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки. В этом случае управление должником осуществляется участником санации или назначенным им лицом в пределах полномочий, предусмотренных для реабилитационного управляющего.

3. Суд, а также уполномоченный орган вправе истребовать у участника санации документы, подтверждающие возможность исполнения им обязательств.

Соглашение участников санации

Если в санации участвуют два и более лиц, принявших на себя обязательство обеспечить удовлетворение требований кредиторов, они должны заключить соглашение, которое предусматривает распределение между ними ответственности перед кредиторами, ответственность одного или нескольких участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, порядок участия в управлении имуществом должника.

Конкурсное производство осуществляется с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота свободным от долгов.

2. Срок проведения конкурсного производства не может превышать шесть месяцев. По заявлению конкурсного управляющего с согласия комитета кредиторов этот срок может быть продлен уполномоченным органом не более чем на 3 месяца.

Литература

1. Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 г. N 67-1. «О банкротстве»

2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М., 1991.

3. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М.,1997

4. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996.

5. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М., 1993.

6. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М., 1993.

7. Экономика предприятий. / под ред. Волкова, Акуленко, Елизарова и др. – М., 1998.

8. Курс экономической теории. / под ред. Сидоровича А. В. – М., 1997.

9. Гражданский кодекс РФ. Части I и II. – М., 1997.

10. Гражданское право. Учебник. Часть II (под ред. А.П. Сергеева, Ю.К.

11. Толстого). – М., 1998.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристики организационных форм предпринимательства | Модуль 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.