Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-досуговая деятельность в 1946 – 90е гг




Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во вто­рой половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессио­нальных работников учреждений культуры. Многие учреждения культу­ры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка жизни страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта? Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. Деятель­ность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Ро­дины и решению насущных народнохозяйственных задач военного вре­мени.

Работа культурно-досуговых учреждений осуществлялась в соответствии с требованиями военного времени, которые были конкретизированы в приказе Наркомпроса РСФСР «О работе политико - просветительных учреждений в военное время». Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библио­тек, музеев, избачитален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандирова­ли героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема со­ветского патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев. Их работа была перенесена в цеха, красные уголки, полевые станы, бомбоубежища, на станции метро, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкома­тов по месту жительства.

С началом войны изменился режим работы культурно-досуговых учреждений, проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агит­пункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы вре­мен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и дру­гих учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно -пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки; развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха людей в условиях тяжелого труда.

С июня 1941 г. сводки Совинформбюро широко использовались клубами и библиотеками для разъяснительной работы. Кроме того, культработники шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Проводились также беседы и доклады о теку­щем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шоло­хов, И. Эренбург и др. Большое впечатление оказывали на тружеников тыла встречи с фронтовиками, которые организовывались клубными работниками.

Культурно - досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных дей­ствий, фотовитрины; специально выпускаемые «листовки - молнии», «боевые листки» освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники учреждений культуры писали письма на фронт за ма­лограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести.

Значительную работу с населением проводили музеи, Государственный исторический музей (Москва) организовал в 1941 г. 38 выста­вок - передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в Парке культуры и отдыха им. М. Горького, во многих музеях страны. Музейные сотрудники Свердловска в 1941- 42 г.г. прове­ли 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.

Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Работники библиотек, картинных галерей и музеев организовывали эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя жизнью. Работая днем и ночью, они отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так были вывезены почти полнос­тью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экс­понатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севасто­поля и других городов.

Следует особо сказать о работе культработников в госпиталях. Они проводили концерты для раненых, читали им книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.

Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, устраивали вечера, на которых женщины пря­ли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов.

В суровое военное время особое место в деятельности культурно -досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изме­нился репертуар, в нем преобладала патриотическая тема: концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе армии, флота, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага.

В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации отдыха миллионов людей. Характерные процессы военного времени естественно повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей. Самыми распространенными видами художественных коллективов были агитбригады, концертные бригады.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор ДК Л.А. Хайло) и Московского Дома культуры им. Горького (директор ДК В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: коротким сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое рус­ского народа.

В коллективах художественной самодеятельности увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спек­таклей и концертов, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей, которые посмотрело 12.467.966 человек.

Фронтовые концертные бригады были сформированы из артистов Малого, Художественного театров, театра им. Е. Вахтангова. Артисты В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К.Новикова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте.

В партизанских отрядах также создавалась своя художественная самодеятельность. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа. В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые народные песни, такие как «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захарова, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова и другие. А в 1945 г. был уже второй Всероссий­ский смотр сельской художественной самодеятельности, в нем участво­вало около 900 тыс. человек. С успехом прошли смотры в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Кур­ской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др. Большую культур­ную работу среди воинов проводили армейские учреждения культуры. Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учрежде­ний. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, армейский ансамбль песни и пляски им. Александрова, в среднем - окружные, флотские, армейские дома Красной Армии; в низшем - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронто­вые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах диви­зий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клу­бы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы - землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронто­вых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые - обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: пол­ковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась кино­установка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной ли­тературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятель­ности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учрежде­ния культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях про­водили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель - Г. Баделин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерыв­но выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии.

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской ху­дожественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности. В задачи культурно - досуговых учреждений фронта вхо­дила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организа­ция отдыха личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы, с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий. Для ведения работы с воинами в усло­виях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Пе­редавались сводки Соеинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художествен­ной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К. Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользо­вались кинофильмы «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

О том, насколько за годы войны изменилась сеть учреждений культуры, можно судить по следующим цифрам. С 1941 по 1945 год количество Дворцов, Домов культуры, клубов сократилось с 1 мил. 18 тыс. до 9 тыс. 500; массовых библиотек - с 95.401 до 47.440; книжный фонд - с 185 мл. экз. книг до 109; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28 тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению объек­тов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе самого населения.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб - читален, сельских клубов и районных домов культуры». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре - Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республи­ках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах - отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, нако­пленный культурно - досуговыми учреждениями в годы Великой Отече­ственной войны, имеет непреходящее значение.

 

В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного време­ни. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государствен­ных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образова­тельного уровня населения, улучшением его жилищных условий, рос­том доходов; процессами урбанизации, развитием средств массовой информации и, особенно, появлением и распространением телевиде­ния.

В период 1946 - 1970 гг. возросли временные затраты людей на осуществление культурно-досуговой деятельности. Происходило расширение ее общественно организованных форм. В структуре досуга повысилась доля занятий интеллектуального содержания. По сравне­нию с предшествующими десятилетиями больше времени стало уде­ляться людьми чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, теат­ров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свой­ственной всем категориям населения. Новым явлением было повыше­ние интереса людей к разного рода любительским занятиям. Эта тен­денция обнаружила себя с середины 50-х гг. и в дальнейшем постепен­но набирала темпы.

В структуре досуга людей большее место стали занимать занятия, имеющие целью самообразование, чему в значительной степени способствовало появление в сфере досуга различных образовательных учреждений: университетов культуры научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных знаний. Увеличилось число людей, зани­мающихся в свободное время общественной деятельностью.

Сокращение рабочего дня, начатое государством с 50-х гг., стимулировало развитие традиционных форм внесемейного общения в сфе­ре досуга, принимавшего формы «гостевания», а также «мужских», «женских» «молодежных» компаний, собиравшихся на дому и за его пределами: на улицах, близ мест проживания, в парках, садах, скверах. Люди стали затрачивать больше времени на активные формы отдыха. Увеличились масштабы туристской деятельности как в виде самодеятельного туризма, так и в его организованных формах. Среди жителей особенно крупных городов приобретали популярность загородные про­гулки, разнообразные виды семейного отдыха.

В период 1946 - 1970 гг. значительно расширилась сеть культурно -досуговых учреждений. Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных в ходе войны учреждений культуры, а при наличии финансовых средств осуществля­лось строительство новых объектов. В восстановлении и строительстве культурно - досуговых учреждений государство опиралось на безвозмездную помощь населения, особенно молодежи. В ходе восстанови­тельных работ ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читаль­ни, красные уголки. К началу 50-х гг. восстановительные работы в основном были завершены, а с середины 50-х гг. строительство учреж­дений культуры приняло массовый характер.

С середины 50-х г. в строительство объектов культуры активно включались колхозы. Сельскохозяйственными предприятиями выделя­лись финансовые средства, создавались строительные бригады, ста­вился вопрос о передаче на их баланс части сельских учреждений куль­туры с последующим их содержанием.

Дополнительным стимулом к строительству объектов культуры явилось развернувшееся в стране с 1956 г. движение по благоуст­ройству сел, смысл которого заключался в создании на селе целого комплекса культурно-воспитательных и бытовых учреждений: клубов, библиотек, школ, детских садов, бань, колодцев; озеленении улиц.

В 1965 г. было положено начало преобразованию сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах колхозов, совхозов, сельсо­ветов в сельские Дома культуры с приданием им статуса головного клубного учреждения.

В 60-е гг. была выдвинута задача создания в пределах сельского районного центра комплекса учреждений культуры. Это предполагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха, художественно - оформительскую мастерскую, автоклубы. В городах и поселках городского типа строительство массовых уч­реждений культуры производилось за счет государственных средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов. По данным офи­циальной статистики, общее количество массовых учреждений в тече­ние 1946-1970 гг. увеличилось. Так, если в РСФСР имелось в 1940 г. 56,1 тыс. библиотек, то в 1970 г. этот показатель равнялся уже 61,1 тыс., клубных учреждений в 1940 г. было 74,1 тыс., то в 1970 г. - 78,7 тыс., киноустановок в 1940 г. насчитывалось 17,6 тыс., а в 1970 г. - 96,7 тыс. С 60-х гг. интенсивнее стало развертываться строительство теат­ров. Так в 1960 г. количество театров равнялось 288, а в 1970 г. - 310. К концу 50-х - началу 60-х гг. относится возникновение первых обще­ственных учреждений культуры: общественных клубов, библиотек, би­блиотек-читален, народных музеев. На общественных началах стали создаваться самодеятельные театры, симфонические оркестры, хоры, оперные, вокальные и балетные студии, областные народные филар­монии и т.п. В общественных учреждениях культуры и администра­тивное руководство, и организация различных направлений деятель­ности осуществлялись силами активистов.

С развитием сети учреждений культуры остро встал вопрос о подготовке кадров. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно -просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям. В 1964 г. библио­течные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 г. их общее число в России составляло 8. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно стали заменяться культурно - просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала прово­диться не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой. В сельскохозяйственных, педагогиче­ских и других вузах начали функционировать факультеты обществен­ных профессий (ФОПы), осуществляющие подготовку руководителей художественной самодеятельности. В массовые досуговые учреждения начиная с 60-х гг. направлялась часть выпускников специальных учеб­ных заведений, готовивших специалистов для сферы профессиональ­ного искусства: консерваторий, театральных институтов, музыкальных училищ и музыкальных школ. Государственные учебные заведения обеспечивали кадрами не только государственные учреждения культу­ры, но также профсоюзные и другие ведомства.

В течение 1945-1970 гг. деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилась новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусства, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 г. Общества политических и научных знаний. Со второй полови­ны 50-х гг. в клубных учреждениях активно стала использоваться такая форма работы, как «тематический вечер». Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой сла­вы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. По­лучили распространение «устные журналы», «световые газеты», а с кон­ца 50-х гг. возродились «воскресные чтения». В целях пропаганды научно-технического прогресса клубы часто выступали в качестве инициаторов проведения «дней техники», «технических декад», «недель технического прогресса» и т.п.

Новым явлением было развитие любительского движения. При Дворцах, Домах культуры, клубах стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-либо виду деятельности. Это были «любительские клубы» и «клубы по интересам». Возник­ли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбите­лей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, при­роды, спорта, туризма, клубы коллекционеров. Под влиянием клубных программ КВН (одним из первых руководителей такого клуба веселых и находчивых был А. Сухорадо во Дворце культуры «Родина» г. Химки), появились телевизионные передачи «клубы веселых и находчивых».

Среди молодежи началось движение за создание молодежных клу­бов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студен­тов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными сре­ди молодежи были «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч». С середины 60-х гг. молодежь стала создавать клубы с широкой познавательной программой, напри­мер, «Глобус», «Горизонт», «Кругозор». В клубных учреждениях к работе любительских объединений привлекались учащиеся школ. Организовывались клубы по интересам, объединявшие старшеклассников, подрост­ковые и детские клубы. В художественной самодеятельности начали пробивать себе дорогу новые тенденции. На базе высших учебных за­ведений стали возникать самодеятельные студенческие театры с собственным репертуаром, эстетической платформой, оригинальными режиссерскими решениями. С середины 50-х гг. получили распространение агитационно-художественные бригады. Развитие на рубеже 50-х - 60-х гг. «авторской песни» дало толчок возникновению в 1970 г. первых клубов самодея­тельной песни. Со второй половины 50-х гг., в рамках художественной самодеятельности стали появляться эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, кружки, сочетающие спортивные элементы с музыкальным искусством: акробатические, художественной гимнастики, в 60-е гг. - ансамбли бального танца, вокально-инструментальные ан­самбли, эстрадно-цирковые ансамбли. Развитие технического твор­чества способствовало появлению новых видов самодеятельного худо­жественного творчества: фотокружков, фотостудий, киностудий. Расши­рились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного само­деятельного искусства. В произведениях народных мастеров появилось больше самобытности, ощутимее стала связь с традиционной народной культурой, фольклором. Стимулом для развития самодеятельного ху­дожественного творчества служили проводимые в стране государствен­ными органами совместно с общественными организациями смотры, конкурсы, фестивали художественной самодеятельности.

Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников. С начала 50-х гг. в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям. Клубы включались в работу по подготовке трудовых праздников: «Дня шахте­ра», «Дня строителя», «Дня железнодорожника», «Дня животновода», «Дня механизатора» и т.п. В эти же годы наиболее популярными стали празд­ники, связанные с важными для человека природными циклами, этапа­ми в трудовой деятельности: «Праздник весны», «Праздник русской зи­мы», «Праздник первой борозды», «День сева», «День урожая» и т.п. В клубных учреждениях в праздничной обстановке отмечались поворот­ные в жизни конкретного человека события: «Дни совершеннолетия», «Вручение паспорта», «Посвящение в рабочие», «Посвящение в хлеборо­бы», бракосочетание молодых людей и т.д.

В период 1945-1970 гг. значительно расширили свою деятельность по организации досуга населения и другие массовые учреждения куль­туры: библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, кинотеатры. Прове­дение тематических вечеров, устных журналов становилось все более частым явлением в практике работников этих учреждений. При них ста­ли возникать любительские объединения. Они чаще включались в про­ведение массовых праздников.

Музеи и кинотеатры открыли для себя новые возможности увеличения контингента посетителей. Начавшееся в 50-е г. туристское движение, возрастание интереса людей к отечественной истории, культуре подтолкнуло музеи к расширению форм культурно-массовой работы. К концу 50-х гг. музеи стали проводить «дни открытых дверей», дни дифференцированного обслуживания населения, организовывали передвижные выставки, передвижные лектории и передвижные музеи, особенно для обслуживания сельских жителей.

В конце 50-х гг. в сфере досуга возродилась такая форма самообразования, как народные университеты. Первыми из них были универ­ситеты культуры и эстетических знаний. В последующие годы количе­ство народных университетов постепенно увеличилось, расширялся профиль их деятельности: появились университеты по отраслям зна­ний, университеты здоровья, университеты повышения квалификации работников промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Университеты создавались в городской и сельской местности на базе культурно-просветительных учреждений, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в научно-исследовательских институтах, учебных заведени­ях, в творческих коллективах и т.д.

К 1970 г. расширились границы деятельности профессиональных творческих коллективов. Это было обусловлено не только ростом числа театров и концертных организаций, но и новыми формами общения со зрителями и слушателями. Театры Москвы и Ленинграда, других горо­дов стали формировать творческие бригады для обслуживания сельско­го населения. Выездные концерты и спектакли начали входить в практи­ку работы творческих коллективов практически всех крупных городов. Театральные и концертные организации стали заключать договоры о творческом содружестве с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Роль организаторов досуговых мероприятий брали на себя профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления: различные советы, комиссии, комитета и т.д. На многих предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях после окончания работы или занятий проводились лекции, беседы, организовывались экскурсии на выставки, в музеи, коллективные выезды в театры, устраи­вались концерты и вечера отдыха. При промышленных предприятиях действовали спортивные секции, клубы, группы здоровья. В цехах круп­ных предприятий организовывались кружки художественной самодея­тельности

Развивалась работа по месту жительства, наибольшее значение ей придавалось в городах. При домоуправлениях действовали красные уголки, в которых можно было услышать лекцию, посмотреть концерт художественной самодеятельности. Особую актуальность работа по месту жительства приобрела в связи о развитием с середины 50-х гг. массового жилищного строительства. В новых условиях в целях расши­рения возможностей людей для осуществления досуговых занятий домоуправления выделяли помещения под различные культурные мероприятия, занятия спортом, общественные библиотеки и т.п. Использовались площадки близ домов для проведения всевозможных зрелищ­ных мероприятий. Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культу­ры, библиотек, кинотеатров и др.

В 70 - 80-е гг. в отличие от предыдущего периода в структуре досу­га изменилось соотношение общественно-организованных форм и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних. С наибольшей полнотой проявились процессы «одомашнивания» досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение. Это коснулось, в част­ности кинотеатров, концертных учреждений, музеев, клубов. Но па­раллельно с этим явлением широкое развитие получила неорганизо­ванная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Формы ее проявления были различны: подростково-молодежные компании с ори­ентацией на «уличное» общение, «молодежные вечеринки», «подпольные» рокгруппы (российский андеграунд). Начали набирать силу неформальные молодежные объединения: хип-система, панки, рокеры всех оттенков, брейкеры, объединения фанатов (фанов) спор­тивных клубов и др.

И молодежь, и люди более старших возрастов проявляли повышенный интерес к неоформленной институционально любительской деятельности. По сравнению с предыдущим периодом масштабы ее расширились, возникали новые виды любительских объединений, например, клубы любителей бега и др. Любительская деятельность нередко выливалась в художественное творчество, приобретавшее харак­тер домашнего «хобби», реализовывавшееся в кругу семьи, дружеских компаниях.

В 70 - 80-е гг. продолжал интенсивно развиваться туризм. Широкий размах получили его неорганизованные и слабо организованные фор­мы. Надо заметить, что развитию самодеятельного туризма способ­ствовало существенное увеличение транспортных средств, находя­щихся в личной собственности граждан: автомобилей, мотоциклов, мо­тороллеров, велосипедов, средств водного передвижения.

Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного досуга. Туристические походы, совершаемые всеми членами семьи, посещение учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали все большее распростра­нение.

Наряду с различными проявлениями внеинституциональной культурной активности населения в сфере досуга в описываемые годы появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности. Примерами могут служить создававшиеся с 1972 г. в различных городах - Новосибирске, Салехарде, Москве - фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры, учредите­лями которых выступали местные молодежные организации (впоследствии они были преобразованы в молодежные центры досуга), различные самодеятельные коллективы при детских и юношеских орга­низациях, учреждениях культуры неклубного типа, самодеятельные дискотеки. С середины 70-х г. начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями. Возникнув первона­чально в крупных городах, это движение стало постепенно втягивать в свою орбиту и более мелкие населенные пункты городского типа, а так­же сельские поселения.

В рассматриваемые годы продолжала развиваться сеть культурно-досуговых учреждений. Происходило формирование комплексной си­стемы объектов культуры в районных (сельскохозяйственных) центрах: наряду с районными Домами культуры создавались детские музыкаль­ные школы и школы искусств, народные театры, народные музеи, парки культуры и отдыха, художественно-оформительские мастерские т.д. Расширялась сеть передвижных культурно-досуговых учреждений для обслуживания мелких населенных пунктов: автоклубов, плавучих культбаз, кинопередвижек, автобиблиотек, агиткультбригад.

Происходила структурная перестройка сети культурно-досуговых учреждений. Начавшийся во второй половине 60-х гг. процесс преобразования сельских клубов, расположенных на центральных усадьбах сельскохозяйственных объединений, на территориях сельсоветов в Дома культуры в основном завершился. Дом культуры стал основным типом сельского клубного учреждения.

В целях улучшения условий культурной деятельности сельских жителей, проживающих в малочисленных, удаленных от центральных усадеб, населенных пунктах с начала 70-х гг. начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделя­лись руководящими функциями по отношению к клубам, красным угол­кам, расположенным на территории хозяйств, сельсоветов. Работа всех клубных учреждений должна была осуществляться на основании едино­го плана с привлечением других учреждений культуры и общественных организаций. С 1975 г. в селах и городах стали возникать культурные комплексы (КК), объединявшие в своем составе на добровольной осно­ве культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельски­ми или городскими, социально - культурными, социально - педагогическими, культурно - бытовыми, культурно -спортивными ком­плексами. Главный смысл подобных объединений заключался в появ­лении возможности для кооперирования сил и средств учреждений и организаций, осуществляющих в пределах единой территории культур­ную работу, исключения дублирования в проведении культурных акций, установлении более тесных контактов между работниками досуговой сферы.

Почти одновременно с созданием культурных комплексов происходила централизация библиотек, в масштабе района или группы райо­нов, области, края, на базе городских, районных и центральных библиотек создавались централизованные библиотечные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников. С 1974 г. начался процесс централизации музеев, выразившейся в создании музейных объединений.

Структурные изменения в системе культурно-досуговых учрежде­ний в определенной мере способствовали оживлению культурно - досуговой деятельности: увеличился объем проводимых мероприятий, расширилась кружковая работа, возросло число любительских объеди­нений. Но кардинального поворота к ликвидации существующей дис­пропорции между культурными запросами населения и их удовлетворе­нием через общественные формы организации досуга не произошло. Так, централизованные клубные системы не были обеспечены соответствующими кадрами и транспортными средствами, предусмотренными в Положении о них, в силу ограниченного финансирования сферы культу­ры и отсутствия других источников поступления материальных средств. Это в значительной мере снизило эффективность их работы.

Существенные издержки были и в процессе централизации библиотек и музеев. Централизация библиотек, например, привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей его части в центральных библиотеках, к возникновению трудностей в доступе к ней жителей периферийных территорий, к единообразию форм и методов в их работе, жесткой управленческой иерархии. Централизация музеев также не всегда соответствовала задуманным планам. Шаблон в подходе к созданию музейных объедине­ний приводил к тому, что централизация нередко осуществлялась без учета конкретных социальных и экономических условий, без предвари­тельной научной проработки.

Несмотря на увеличившиеся масштабы социально-культурной инфраструктуры к концу 80-х гг. в стране сохранялась значительная региональная дифференциация обеспеченности населения учреждениями культуры. Сельские поселения по насыщенности учреждениями культуры значительно отставали от города. Практически были лишены базы культуры микрорайоны больших городов. Тяжелое положение создавалось в районах нового освоения. В невыгодном положении ока­зались небольшие города, как бы выпавшие из поля зрения органов культуры, хотя в них проживало около 1/3 населения страны. В конце 80-х гг. в средствах массовой информации были обнародованы факты, свидетельствующие о кризисном состоянии досуговой сферы. Так, в бывшем СССР, большую территорию которого занимала Россия, 59 крупных административных центров страны с населением, превы­шающем 100 тыс. человек, не имели театров, каждый 5-й театр в стране не имел стационарного помещения, а каждое 3-е театральное здание было непригодно к использованию. Более половины концертных орга­низаций не обладали собственными зданиями. Не было художествен­ных музеев, выставочных залов в 13 городах республиканского и об­ластного подчинения с населением от 100 до 250 тыс. человек. Каждая 4-я библиотека размещалась в тесном помещении площадью до 50 кв.м. Большинство крупных библиотек находились в аварийном состоя­нии, а книгохранилища их были перегружены.

Свыше 17 тыс. сельских населенных пунктов с численностью населения более 300 чел. не имели стационарных клубных учреждений, каждый 3-й государственный клуб работал в неприспособленном зда­нии, а 2,5 тыс. клубов - в аварийных.

В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осуществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образован­ных в высших учебных заведениях страны.

Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами тако­го положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные и бытовые условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в мораль ном плане - падении престижа этих учреждений в глазах населения. В официальных документах отмечалось, что система специального образования в значительной степени работала на восполнение потерь, связанных с текучестью кадров.

События 90-х гг. - изменение политического строя в России, пере­ход к рыночным отношениям - оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений куль­туры. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятель­ности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников. По­явились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреж­дениями. В аппарате государственного управления больший акцент делался на функциях координации, информации, методического обес­печения работы учреждений культуры. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. С начала 90-х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохра­нение и развитие культуры, организацию досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные куль­турные программы.

Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с большим учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Про­изошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии куль­туры, в академии культуры и искусства были преобразованы некоторые другие вузы культуры и высшие учебные заведения, готовящие специа­листов для сферы профессионального искусства (в частности, ГИТИС стал именоваться Академией театрального искусства и т.д.). В системе среднего образования, наряду с училищами культуры, начали функцио­нировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширен­ной программой обучения, включающей в себя изучение культурологи­ческих дисциплин.

Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения ассортимента платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопро­фильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.п. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получе­ние прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообраз­ными шоу-программами.

Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты. В месте с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностя­ми переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяй­ственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соот­ветствии с «Основами законодательства Российской Федерации о куль­туре» от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2% от государственного бюджета на развитие культуры выде­лялось в 90-е гг. менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом положении оказались профсоюзные уч­реждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями в обход законодатель­ства учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансо­вом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсут­ствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уро­вень зарплаты работников культуры, Культурно-досуговые учреждения уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои насе­ления: детей и подростков, пенсионеров. С 90-х гг. все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Суще­ственное значение приобретал уровень доходов человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими воз­можностями в приобретении технических средств культуры, книжной и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и раз­влечений. Жизнь выдвинула много новых проблем в создании условий для осуществления населением России культурно-досуговой деятель­ности, решение которых предстоит искать в последующие годы.

Контрольные вопросы:

 

1. Какова динамика развития культурно-досуговых учреждений в городе и деревне в 20-30-гг.?

2. Каковы основные направления и формы работы культурно-досуговых учреждений в тылу?

3. Какие тенденции отличали развитие культурно-досуговой деятельности в 1946-80-х гг.?

4. Каковы были особенности развития досуга в России в 90-е гг.?

Раздел 2. Опыт социальной работы в сфере досуга с различными категориями населения

Лекция 4. Специфика и содержание молодежного досуга

План:

1. Общее представление о молодежном досуге.

2. Система организации молодежного досуга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.