Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика государства на рынке труда и в области занятости населения

Ослабление регулирующей роли государства в области профессиональной подготовки, в частности отсутствие действенных механизмов контроля, повлияло на снижение качества как общего, так и про­фессионального образования, ослабление научного потенциала учебных заведений. Кроме того, отсутствие или запаздывание прогнозов об изменении ситуации на рынке труда привело, с од­ной стороны, к перепроизводству специалистов в ряде областей, а с другой — многие сферы экономики, такие как промышлен­ность, строительство, сельское хозяйство, страдали от нехватки квалифицированной рабочей силы. Результатом проведения ли­беральной политики в области образования стало в конечном итоге усиление дисбаланса на рынке труда, обусловленное несо­ответствием спроса на труд и предложения рабочей силы.

В настоящее время образовательная структура трудовых ре­сурсов характеризуется практически равными долями граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образо­вание, причем вместе эти группы составляют более 50% занятого населения. Начальное профессиональное образование (училище, лицей) имеют около 18% граждан. Таким образом, примерно 75% занятых в экономике профессионально подготовлены к трудовой деятельности.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на значительную долю лиц, не имеющих базовой профессиональной подготовки, около 27%. Однако в случае увольнения шансов на трудоустройство у этих работников значительно меньше, чем у квалифицированных.

Выявленная тенденция указывает на то, что половину резерва, рабочей силы в РФ составляют граждане, вовсе не имеющие профессиональной квалификации, — 34,5% со средним, 12,6 — с ос­новным общим образованием и еще 18,9%, имеющих только на­чальное профобразование. При этом средний возраст безработных составил 34,8 лет, причем с преобладанием граждан в возрастных, группах от 20 до 24 лет (17,9%) и от 40 до 49 лет (22,8%). Принципы образовательной политики определены в законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.

В мае 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Предполагалась реализация следующих мероприятий в области образования:

-внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- разработка и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;

-проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;

-разработка и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;

-повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;

-разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;

-утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;

-осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;

-разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;

 

Начало нового года на образовательном пространстве ознаменовалось вступлением в силу базового закона «Об образовании в Российской Федерации». Он заменил законы «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании». Новый закон по праву можно считать не только одним из самых важных для общества, но и особенно этим обществом обсуждаемым. Как бы то ни было, всё, что происходит на образовательном пространстве с этого дня регламентируется новым законом.
Образовательное пространство в 2013 - м – это более 13 миллионов учеников и 9 миллионов студентов. Об этом в своем видеопоздравлении, посвященном Дню знаний, рассказал премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его словам, почти сорок миллионов человек в нашей стране так или иначе связаны с образованием. Глава кабинета министров отметил, что новый закон отражает изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, такие как Единый государственный экзамен, система бакалавриата, а также задаёт новые стандарты. Но неизменным остаётся право на бесплатное
образование.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

3. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

 

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

4. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

5 Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

6. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

 

Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

 

В законе "Об образовании в РФ" вводится новая статья - "Язык (языки) образования". В России гарантируется получение образования на государственном языке, то есть русском языке, а также выбор языка обучения и воспитания.

Правительство РФ будет ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на сайте правительства.

 

Мониторинг – 2013

Нормативная база

• Федеральный закон «Об образовании в Российской

Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

– Статья 97. Информационная открытость системы образования.

Мониторинг в системе образования

• Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012

г. № 2620-р (об утверждении плана мероприятий

("дорожной карты") "Изменения в отраслях

социальной сферы, направленные на повышение

эффективности образования и науки")

– Раздел 5, п. 1, абзац 2: «проведение ежегодного мониторинга

эффективности образовательных организаций высшего

образования»

 

Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.

Главной задачей системы профессиональ­ной подготовки является обеспечение населения знаниями и на­выками, ведущими к трудоустройству в современной экономике, в том числе путем создания собственного бизнеса. Это означает, что обучение населения является одним из приоритетных на­правлений регулирования рынка труда.

Рост занятости возможен только при условии доступности профобразования для всех граждан, желающих получить квали­фикацию, в том числе и для наиболее социально уязвимых групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, безработных), по­этому государство должно взять на себя обязательства по подго­товке рабочей силы к выходу на рынок труда. Интересы развития экономики обусловливают необхо­димость непрерывного развития потенциала трудовых ресурсов. Кроме того, складывающаяся демографическая ситуация, харак­теризующаяся снижением доли молодежи в численности насе­ления РФ, приводит к увеличению среднего возраста занятых в экономике, который составляет 39,7 лет. Это означает, что наибольшую значимость в последующие годы приобретут программы профессиональной переподготовки и повышения ква­лификации. Поэтому государственное регулирование в области профобразования должно обеспечить условия для непрерывного обучения трудоспособного населения.

В рамках современной образовательной политики РФ выделя­ются несколько направлений, реализация которых позволит не только повысить качество рабочей силы, но и обеспечить соот­ветствие потенциала трудовых ресурсов текущим и перспектив­ным потребностям экономики:

• введение системы государственных минимальных социаль­ных стандартов в образование для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов;

• внедрение системы специализированной подготовки (про­фильного обучения) в старших классах общеобразователь­ной школы, ориентированной на индивидуализацию обу­чения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;

• расширение возможностей получения начального профес­сионального образования военнослужащими, проходящи­ми военную службу по призыву; предоставление преферен­ций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах РФ;

• создание системы государственного образовательного кре­дитования;

• введение государственного образовательного кредитования и субсидирования для конкурсного набора на специально­сти, имеющие особо важное значение для реализации госу­дарственных программ экономического и социального раз­вития;

• развитие системы трудоустройства выпускников, в том чис­ле путем развития целевой контрактной подготовки;

• формирование у всех выпускников вузов, техникумов и ПТУ умений поиска и подбора работы, включая и созда­ние рабочих мест, открытие собственного дела;

• обеспечение развития начального и среднего профессио­нального образования, поскольку на современном этапе резко возрастает потребность народного хозяйства в высо­коквалифицированных рабочих и специалистах среднего уровня;

• прогнозирование потребностей рынка труда и создание ко­операции сети профессиональных образовательных учреж­дений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;

• приближение профессионального образования к потреб­ностям территорий и региональным рынкам труда;

• формирование условий для непрерывного профессиональ­ного роста кадров, обеспечение преемственности различ­ных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессиональ­ного образования;

• обеспечение активного участия работодателей и других со­циальных партнеров в решении проблем профессиональ­ного образования, в том числе выработке его стандартов, формировании заказа учреждениям профессионального об­разования, контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Федерации и др.

 

Полная, продуктивная и эффективная занятость — цель государственной социально-экономической поли­тики. Эта политика реализуется через комплекс мер воздействия на рынок труда и сферу социально-трудовых отношений, направ­ленных на снижение безработицы и создание условий для заня­тости населения, желающего трудиться.

Меры, направленные на минимизацию безработицы и помощь безработным, сочетаются с такими аспек­тами политики, как повышение качественных параметров и ра­циональной мобильности рабочей силы посредством реализации разнообразных программ образования и профессиональной под­готовки, а также расширения числа рабочих мест.

Переход к рыночным отношениям в России объективно повли­ял на изменение ситуации на рынке труда и в области занятости, связанное с изменением структуры отраслей народного хозяй­ства, что повлекло за собой развитие процессов формирования новой структуры занятости, вследствие чего произошло перерас­пределение работников в государственном и негосударственном секторах экономики.

Причем негосударственный сектор обеспе­чил значительную долю занятости для экономически активного населения. Формирование новой структуры занятости обуслови­ло изменение форм и методов регулирования занятости с учетом влияния новых макроэкономических факторов.

В начале 1990-х гг. государственная политика в сфере занято­сти в первую очередь была направлена на формирование государ­ственных институтов регулирования социально-трудовой сферы. Основные направления этой политики были направлены на сня­тие напряженности на рынке труда за счет мер, способствующих трудоустройству безработных и их материальной поддержке. Дея­тельность служб занятости осуществлялась в двух направлениях:

- предоставление услуг по подбору рабочего места,

- назна­чение и выплата пособий по безработице.

Предполагалось, что остальные проблемы будут решены под влиянием действия са­мого рыночного механизма. Однако саморегулирования на рын­ке труда не произошло. Основным итогом этого периода явилось нарастание неформальных явлений в сфере занятости — скрытой безработицы и теневой занятости.

Рост масштабов массовой безработицы, как формальной, так и скрытой, обусловил необходимость изменения форм и методов регулирования в сфере занятости населения. С середины 1990-х гг. основных функций регулирования переместились в органы регионального управления. В это время растет число программ поддержки занятости для отдельных ре­гионов, отраслей, категорий безработных. Значительно расши­ряется участие государства в обеспечении подготовки и перепод­готовки граждан. Профессиональное обучение и переобучение при этом рассматриваются как средство повышения качества, гибкости и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Широкое распространение получили общественные работы как одна из форм обеспечения безработных граждан временными трудовыми занятиями.

Приватизация государственной собственности повлекла за собой принципиальное изменение структуры занятости населе­ния (рис. 3.4) и, как следствие, структуры безработицы, сконцен­трировав ее основную долю в частном секторе экономики.

Сильнейший экономический кризис конца 1998 г., задевший все сферы социально-экономической жизни страны, послужил толчком к «либерализации» правил найма и увольнения, направ­ленных на повышение гибкости рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного перевода на пен­сию. В деятельности служб занятости значительное внимание уде­лялось организации общественных работ, обеспечивающих крат­косрочную занятость и не требующих высокой квалификации. В политике занятости все большая роль отводится регионально­му регулированию, стимулированию мелкого предприниматель­ства, в том числе созданию собственного дела безработными и т.д.

Еще в 1991 г. был принят федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», определяющий принципы, направления и механизмы реализации политики российского го­сударства на рынке труда. (Дополнения в 2005г.)

Главным принципом, лежащим в основе государственной по­литики занятости, является направленность на обеспечение кон­ституционных прав граждан на полную, продуктивную и свобод­но избранную занятость (ст. 5).

Государственная политика в области содействия занятости на­селения направлена на:

— развитие трудовых ресурсов;

— обеспечение равных возможностей всем гражданам Рос­сийской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убежде­ний и отношения к религии в реализации права на добро­вольный труд и свободный выбор занятости;

— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творче­скому труду;

— обеспечение социальной защиты в области занятости насе­ления, проведение специальных мероприятий, способству­ющих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то орга­на необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица пред­пенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости или по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане; уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершенное летних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба poдителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); I

— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граж­дан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

— сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содей­ствия занятости населения;

— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-струк­турную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

— координацию деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; обеспечение занятости в местах проживания коренных ма­лочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и куль­турных традиций, а также исторически сложившихся ви­дов занятости;

— международное сотрудничество в решении проблем заня­тости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение между­народных трудовых норм.

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона, дру­гих федеральных законов и нормативных правовых актов, регу­лирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и норматив­ных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Все меры государственной политики на рынке труда могут быть разделены на две группы:

активные, нацеленные на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем проведения мероприятий, связан­ных с предотвращением (предупреждением, профилакти­кой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучения, переподготовки и повышения квалификации лиц, ищущих работу; активного поиска и подбора рабочих мест; субсидирования создания новых рабочих мест (как на су­ществующих предприятиях, так и путем развития самоза­нятости); организации новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;

• пассивные, направленные на сглаживание негативных по­следствий безработицы, предполагающие ответственность государства за положение субъектов на рынке труда и вклю­чающие регистрацию ищущих работу, страхование от безра­ботицы, неденежные формы поддержки безработных и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политика в области профессиональной подготовки трудовых ресурсов | Политика в социально-трудовой сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.