Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «другого» в структуре этноса

Культурный примордиализм

Уже упоминаемый культурный подход к примордиалистскому вектору этносоциологии считает, что культурная и социальная матрица того или иного общества глубоко этнична. Причем эта этничность никуда не исчезает, даже если она отрицается или общество пытается утвердить себя в качестве нации.

«Этносоциология в самом общем виде оперирует именно с кульутрной версией примордиализма – так как культура есть в определенном смысле синоним «общества»», - считал один из культурных примордиалистов Сергей Широкогоров.

Одним из родоначальников культурного примордиализма считают Николая Данилевского, который говорил об этносах, как о культурно-исторических типах. Он считал, что любое общество достигает свое окончательное выражение именно в культурно-историческом типе или этносе, между которыми можно поставить знак равенства. Культурно-историческая этничность для Данилевского является центральной особенностью общества независимо от исторических задач и культурного содержания его жизни.

Другой культурный примордиалист Освальд Шпенглер исследовал этапы развития общества сквозь призму этничности. Отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер предлагает рассматривать мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. При этом умирание всякой культуры характеризуется ее переходом к цивилизации. Шпенглер считал цивилизацию остыванием культуры.

Продолжением развития идея Данилевского и Шпенглера занимался британский этносоциолог Арнольд Тойнби.

Одной из главных задач такой этносоциологии как науки является феноменологизация предмета, то есть избавление от этнических и культурных предпосылок идей этносоциолога в исследовании того или иного этноса.

Одним из главных структурных элементов этноса является понятие «другого», alter. В философии способность различать, разделять и делать это более интенсивно, чем другие является одним из основных признаков, отличающих человека от животного мира. Об этом в частности писал нидерландский философ Йохан Хейзинга. По его мнению, именно восприятие «другого» определяет все структуру этнической культуры. При этом после того, как произошло различение, у человека сразу же возникает вопрос – включить или исключить.

О том, как влияет понятие другого на этнос хорошо видно на примере двух семей, живущих в рамках одного этноса. Демографическая динамика между ними связана с обменом женщинами, которых выдают замуж за представителей соседнего семейства. Это необходимый элемент, поскольку в основе всякого этноса в различной степени строгости лежит запрет на инцест. То есть два семейства живут четко отличая представителей своего рода, от другого, но при этом работает включащий механизм. Этносоциология называет это принципами инклюзии и эксклюзии. Включения и исключения.

Принципиально, что при переходе невесты в другой род, родственники брачующихся не становятся родственниками между собой, а становятся свояками. Как писал Хейзинга, этот избирательный процесс инклюзии является основой всякой культуры.

Иными словами, этнос можно охарактеризовать как модель соотношения инклюзии и эксклюзии. То есть этническое проявляется в процессе сосуществования и взаимоотношения двух родов, семей, племен, между которыми четко выстроен баланс инклюзии и эксклюзии. Стоит отметить, что это такого рода сосуществование принципиально противоречит логике Аристотеля – А не равно Б, но при этом представители А и Б вступают в брак. Это противоречие лежит в основе того, что современные ученые этнологи зачастую очень плохо понимают структуру этноса. Научная парадигма исключает понимание того, что «есть свое как свое и есть другое как свое».

Вместе с тем существуют модели, где, к примеру, эксклюзия одного этноса предельно велика по отношению к другому этносу. Такими ситуациями занимается Этноконфликтология. Модель полной эксклюзии предполагает некоего абсолютно другого, с которым зачастую принципиально запрещается заключать брак. Полная эксклюзия исключает элемент внешнего мира из динамического обмена внутри этноса.

Именно полная эксклюзия выражена в этническом понимании войны. Когда эксклюзия превышает принцип инклюзии, включается логика Аристотеля, утверждающая, что А не равно не А. Однако, после войны, когда побеждается мужское население проигравшего племени, женщины и дети забираются в племя победивших и здесь снова включается принцип инклюзии. Таким образом, даже война, как принцип полной эксклюзии, не исключает минимальных форм инклюзии.

Помимо полной эксклюзии существует и полная инклюзия. В логике это выражается формулой А=А, а в этносоциологии разрешением на инцест.

В качестве примера различных балансов инклюзии и эксклюзии можно привести русских и евреев. Русские принципиально открытый народ в то время, как евреи стараются сохранять чистоту крови и минимизировать браки с представителями других этносов. При этом стоит отметить, что и в еврейский этнос вход не закрыт полностью, как и у русских все же есть минимальный элемент закрытости.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Биосоциальный подход в примордиализме | Этносоциологическая установка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.