Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические способности

Следует отметить, что эффективное решение учебно-воспитательных задач зависит от уровня развития педагогических способностей, которые, в свою очередь, формируются на основе задатков и развиваются в процессе деятельности, в результате труда, проявляясь в профессиональном мастерстве. Способности - это свойства личности, обеспечивающие успешное овладение каким-либо видом деятельности. Соответственно, педагогические способности определяются качествами личности, выражающимися в склонностях к работе, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Педагогические способности обеспечивают успешность педагогической деятельности, придают своеобразие общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им разными умениями, помогают реализовать себя. Мастерство учителя, в значительной степени, определяетя имеющимися у него способностями.

Учеными была разработана представленная структура педагогических способностей (Рис.1). Остановимся подробнее на их характеристики.

Перцептивные способности педагога проявляются в на¬блюдательности, позволяющей проникать во внутренний мир ребенка, понимать его переживания, объективно оценивать эмоциональное состояние детей, выявлять особенности психи¬ки, видеть тенденции изменения личности, положительные ка¬чества, уметь выявлять интересы и склонности. За счет направ¬ленного внимания отбирать факты, необходимые в работе с детьми, за каждым поступком и действием видеть педагогиче¬скую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределе¬ние внимания позволяет видеть группу в целом и каждого вос¬питанника в отдельности.

 

 

 

Рис.1. Структура педагогических способностей (по Н.В.Кузьминой и Ф.Н.Гоноболину)

 

Конструктивные способности являются условием успеш¬ного проектирования и формирования личности и коллектива (спортсмена, команды). Благодаря им, педагог способен пред¬видеть результаты своей деятельности, предугадывать поведе¬ние ребят. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Этот вид способно¬стей позволяет педагогу анализировать педагогическую ситуа¬цию и выбирать единственно верное средство взаимодействия с личностью и коллективом.

Дидактические способности проявляются в умении подби¬рать и доступно излагать учебный материал, соответствующим образом адаптируя его к особенностям личности учащихся, стимулировать их активность, мобилизовать внимание. Эти способности позволяют совершенствовать методы и формы обучения, творчески подходить к решению учебных задач.

Экспрессивные способности проявляются в наиболее эф¬фективном, с педагогической точки зрения, выражении своих мыслей, знаний, взглядов, чувств с помощью речи, мимики, пантомимики. При этом, высокая культура речи, ее четкость, язык, хорошая дикция, уместный юмор и ирония, экспромт вы¬ступают мощными средствами воздействия слова на личность воспитанника, а умелая жестикуляция и мимика придают речи эмоциональную окраску.

Коммуникативные способности проявляются в установле¬нии педагогически целесообразных отношений с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями, эмоциональной отзывчивости на переживания других людей (эмпатии). Проявляется коммуникативность в педагогическом такте, недопуще¬нии и преодолении конфликтов.

Организаторские способности проявляются в умении ор¬ганизовать жизнедеятельность воспитанников - учебу, труд опт. учащихся, спортивную команду, занять их. Разновидностью организаторских способностей является деловитость, которая проявляется при проведении различных мероприятий, в установлении деловых отношений. Организаторские способности зависят от целого ряда качеств педагога: в частности, быстроты и гибкости мышления, выдержки, настойчивости, требовательности и пр.

Академические (исследовательские) способности - это приверженность к научному поиску, анализу достижений и обобщению своего опыта. Они также проявляются в умении познавать и объективно оценивать педагогические ситуации. Эти качества необходимы для совершенствования тренировочного процесса, внедрения новейших рекомендаций науки в физкультурную практику, в процесс преподавания учебных дисциплин.

Специальные способности заключаются в предрасположенности к определенным видам деятельности: конкретным видам искусства: музыке, живописи, технике, пению и т.п. Эти способности позволяют педагогу интенсивно развиваться самому, достигать определенных успехов в спорте, науке, искусстве, что, в свою очередь, поднимает его авторитет и расширяет диапазон воздействия на воспитанников.

Суггестивные способности заключаются в эмоциональноом влиянии на обучаемых.

Все ли способности одинаково выражены в педагогической деятельности? Исследователи говорят, что нет, и выделяют «ведущие» и «вспомогательные». К первым, относят педагогическую зоркость или наблюдательность (перцептивные способности), дидактические, организаторские, экспрессивные, а все остальные - к вспомогательным. Причем, часто мастерство определяет одно-два наиболее ярко проявляющихся качества, остальные же могут быть слабо развиты, либо компенсированы.

Известно, что компенсаторные возможности человеческого организма практически не ограничены и почти полностью от¬сутствуют некомпенсируемые качества в личности педагога. Но дает основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования их способностей.

Педагогические способности - важная предпосылка овла¬дения педагогической профессией. Однако они не являются решающим условием формирования профессионального мас¬терства. Сколько будущих учителей, имея блестящие задатки, не состоялись как педагоги, и, наоборот, сколько не очень способных, но трудолюбивых людей, достигли вершин мастерства. Человек может быть способным, но неумелым и неопытным, т.к. способности развиваются в ходе деятельности. В тоже вре¬мя, способности, как индивидуальные свойства человека, не тождественны и не адекватны умениям, которые вырабатыва¬ются в процессе обучения, хотя тесно связаны с ними и прояв¬ляются в них. Наличие способностей обеспечивает успешное овладение профессиональными знаниями, умениями и навы¬ками. Остановимся подробнее на их характеристике.

 

 

Лекцію розробила доцент кафедри педагогіки та психології, кандидат психологічних наук, доцент __________________________________________ О.М.Павл ик ________

(посада, вчений ступінь, вчене звання, підпис ініціали, прізвище)

Обговорено на засіданні кафедри педагогіки та психології

Протокол від 20 травня 2013 р. № 9

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Господарство. Для сучасного господарства більшості латиноаме­риканських країн характерні деякі спільні ознаки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.