КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок информационных услуг
Начало развития рынка информационных услуг приходится на 60-е годы. В то время поставщиками услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. А основными потребителями — ученые и специалисты в области науки и техники. Параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. В середине 60-х годов основным видом информационных услуг стали базы данных, которые содержали различные массивы информации по всевозможным темам. В середине 70-х годов появилась первая глобальная сеть передачи данных. Соответственно стал развиваться новый вид информационных услуг — поиск информации на удаленных серверах, в удаленных базах данных. С 80-х годов информационная индустрия приобретает все большее влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Для того чтобы использовать информационные ресурсы, нам необходимо знать, где они находятся или как их можно найти, сколько они стоят, кто ими владеет, насколько они доступны и т. п. Для этого существует рынок информационных продуктов и услуг. Рынок информационных продуктов и услуг — это система экономических, правовых и организационных отношений в сфере торговли продуктами интеллектуального труда. Как любой другой, информационный рынок имеет свои особенности — это специфичный товар со своими механизмами и условиями продажи. В качестве товара здесь выступают информационные системы, технологии, патенты и лицензии, ноу-хау, товарные знаки, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг. Стремительному увеличению объемов продажи информационной продукции способствовали широкое внедрение в информационную деятельность вычислительной техники и возможность удаленного доступа к БД по национальным и международным каналам связи и информационным сетям. В первые годы внедрения компьютеров почти вся обработка велась на местах в вычислительных центрах. Пользователи отдаленных районов не могли получать информацию от компьютеров оперативно. Соединение терминалов с компьютерами каналами связи, а также широкое распространение персональных компьютеров позволило удаленным пользователям получать информационные услуги, находясь на значительном расстоянии от поставщиков информации. С развитием информационных технологий появились новые возможности. Это, в первую очередь: 1) доступ к удаленным базам данных; 2) распределенная обработка информации; 3) электронная почта; 4) видеоконференции. В настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: • центры, где создаются и хранятся базы данных; • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; • службы телекоммуникации и передачи данных; • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; • коммерческие фирмы; • информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие определенные задачи. Основными компонентами рынка информационных услуг являются: • техническая составляющая — развивающиеся информационные технологии; • нормативно-правовая составляющая — юридические документы, обеспечивающие правовые нормы на информационном рынке. Среди них могут быть названы: закон «Об информации, информатизации и защите информации»; закон «Об авторском праве и смежных правах»; закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»; закон «О правовой охране топологий интегральных схем». • информационная составляющая — информационно-поисковые системы, помогающие ориентироваться в огромных массивах информации; • организационная составляющая — методы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Инфраструктура информационного рынка — это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги. В последние годы сформировалось следующее представление инфраструктуры информационного рынка: • научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; • объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; • услуги образования — все виды обучения; • управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; • бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда. В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества: • технический — это вся аппаратно-техническая база информатики; • программный — это все программные продукты информатики; • коммуникационный — это все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. • деловая информация; • информация для специалистов; • потребительская информация; • услуги образования; • обеспечивающие информационные системы и средства.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |