Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир женщины и ребенка в повседневной культуре Западной Европы




В начале лекции я сказал, что пути, ведущие к знанию о единстве, по отношению к этому знанию подобны тому, чем являются радиусы круга по отношению к его центру. Чем ближе они приближаются к нему, тем в более близкий контакт они вступают. Поэтому теоретические факты, служащие основой и тезисами в одном направлении, можно объяснить с точки зрения тезисов другого направления и наоборот. Вот почему символ, которого я коснусь сегодня, может быть применен для объяснения теории учения, которое мы рассматриваем. Благодаря ему возможно сформировать временное направление, служащее как бы кратчайшим путем между двумя соседними направлениями. И при отсутствии полного знания основных направлений такой срединный путь приведет только к постоянному изменению направлений и к их смешению, и может вести только к усложнению и ошибкам. И вместо приближения к центру человек, идущий кратчайшей дорогой, запутывается, ходит вокруг да около и не находит сути. Из основных направлений, более или менее знакомых нам, мы можем назвать четыре: еврейское, египетское, персидское и индийское, из последнего из названных мы знаем только философию, из трех первых мы частично знаем их теорию. Два из направлений, получившихся из смешения остальных и безнадежно вовлеченных в последствия этого смешения, хотя и содержат частицы истины, которую они получили, но не смогли воспринять, - в настоящее время это теософия и оккультизм. По этой самой причине практика и того и другого без полного знания ведет к катастрофическим результатам. Сейчас я не могу дальше вдаваться в детали по поводу этого крайне интересного вопроса о разных направлениях и их происхождении. Этот вопрос будет в дальнейшем темой для отдельной лекции. Я хочу подчеркнуть тот факт что учение, теория которого излагается сейчас, является совершенно отдельным направлением, независимо от других направлений и неизвестно для них. Мы не будем дальше останавливаться на его происхождении и теории.

Теперь я буду говорить о базовом законе единства множественности, законе октав. Неоднократно объяснялось, что этот закон является всеобъемлющим, что любой процесс в своем постепенном развитии, независимо от его масштаба, полностью подчинен закону или конструкции гаммы из семи нот. Другими словами, гамма из семи нот демонстрирует в своей структуре все черты этого закона. Также было сказано, что любой завершенный процесс формируется из элементарного феномена, который рассматривается как «До», и из производного феномена «До» следующей более высокой или более низкой октавы, в зависимости от того, является процесс эволюционным или инволюционным. Каждая нота гаммы в другом масштабе также является целой октавой, как если бы она была завершенным круговым циклом. Каждый интервал между двумя соседними нотами также является целой октавой. Интервалы между «Ми» и «Фа» и между «Си» и «До», которые невозможно перейти в процессе, который мы рассматриваем, на их собственной энергии и которые требуют помощи со стороны – помощи только со стороны – таким образом соединяют процессы, частью которых являются, с другими процессами. Другими словами, закон октав связывает все процессы сотворения мира и дает посвященному шкалу, по которой он может двигаться, и закон структуры октавы, и делает для него возможным познать все и каждый феномен как он есть и в его взаимоотношении с вещами и феноменами, связанными с ним. И для синтезирования всего знания, относящегося к закону структуры октавы, существует символ в форме геометрической фигуры. Но прежде чем переходить к описанию самого символа, я скажу несколько слов об учении, которое использует этот символ и о его отношении к другим системам, которые говорят о символических методах передачи знания.

Символ, выражающий законы единства бесконечного многообразия имеет бесконечное количество сторон или точек зрения, с которых его можно рассматривать, так же, как алгебраическая формула для корней квадратного уравнения может быть применена к численному решению бесконечного множества задач, описываемых этой формулой. В случае одного человека, который уже обладает всеми данными для знания, символ синтезирует для него (эти данные?). В другом он даже пробуждает процессы, скрытые глубоко внутри него, открывает их и дает им смысл и жизнь.

Слово, число и форма, комбинируясь, дают еще более совершенный символ. Я не могу вдаваться в детали каждого аспекта символизма. Для тех, кто знаком с оккультизмом в разных его аспектах, я могу только упомянуть систему великих символов, называемую «Таро», и символы магии, астрологии и алхимии, каждая из которых представляет собой символическую систему, то есть путь, ведущих к знанию истины о единстве. Но для того, чтобы пройти по этому пути, к символизму нельзя подходить с позиций «буквального» понимания и интерпретации. Как я указал, необходимо пережить их, открыть их, и глубоко исследуя себя, сделать их своей собственностью.

Те из вас, кто знаком с Каббалой, могут сейчас применить ее символ девяти к интерпретации законов активного действия процессов гармонизации питания человеческого тела. Взгляните на эти две серии символов. По самой природе этих вещей они говорят об одной и той же вещи и в них даны все целые числа от одного до десяти. Последняя цифра – та же самая, или другими словами, «До» следующей октавы, завершение предыдущего и начало следующего цикла. Таким образом, процесс развития и работы включает в себя все цифры цикла от 1 до 9. Здесь мы вплотную касаемся того, что может быть названо символизмом чисел.

Я еще раз вернусь к процессу гармонического развития физического тела, который мы уже рассматривали, и напомню, что в соответствии с фундаментальным законом октав каждый завершенный процесс есть переход ноты «До» через серию последовательных нот к «До» следующей октавы. Семь основных тонов октавы выражают закон семиричности, и «До» следующей октавы добавлено, чтобы завершить процесс, и 8 ступеней о полной октавы являются символическим выражением пары четверок – «До, ре, ми, фа» - «соль, ля, си, до». В каждой из этих четверок есть по одному интервалу – «ми-фа» и «си-до», требующих участия внешней силы, исключительно внешней. Если мы рассмотрим процесс в точке завершения, мы получим вместе с этими двумя интервалами девять шагов – троичность троичностей, три троицы. Добавляя верхнее «До», мы завершаем процесс на девятом шаге.

Вы можете видеть, как серия символов разъясняется, будучи применена к процессу, над которым мы размышляем. Но это не полная интерпретация. Она может быть визуализирована и понята теми, кто уже владеет определенным знанием и пониманием в этой области. Но символ, который выражает всеобщий закон, ipso facto сам по себе является всеобщим и потому не может быть интерпретирован способом, который не является всесторонним, он может быть только прожит (пережит).

Но поскольку мы говорим о гармоническом развитии физического тела, человеческой машины, каждый «спор» в нас должен вести к развитию, то есть к приобретению нового, не связанного с привычками функционирования машины. Мы знаем, что в ней есть пять основных центров: мыслительный центр, формулирующий аппарат, эмоциональный центр, двигательный и сексуальный центры. Одностороннее развитие любого из них ведет к гипертрофии, к типу одно-центрированного человека. Есть пять таких основных типов. Но если все пять центров развиты в одном человеке, он «запечатывает» внутри себя пентаграмму тем фактом, что приводит свою жизнь и работу всех своих пяти центров в гармоническое соответствие. Согласуя свои проявления с законом и живя гармонично, он представляет собой законченный физический тип человека. Он относится к типу синтеза 5 в 1. Он – един, и в то же время пятеро, потому что он может жить как один из пяти или как все вместе. Он – шестиконечная звезда, и становясь владельцем этой гармонии и изолируя себя от всех внешних влияний, запирая себя в круге независимости, в жизни, заключенной в нем самом, он является персональным проявлением «Печати Соломона».

Эта двоичность – это каждый человек, который смотрит внутрь себя. Мы можем жить этими переходами, отдаваясь их течению и позволяя уносить нас за собой. Но по отношению ко всему этому процессу, происходящему в нас помимо нашей воли, всем этим «хочется» мы можем противопоставить «Я хочу», связать вместе да и нет, вызвать спор между двумя противоположностями, борьбу двух принципов, и нейтрализовать их троичностью. Великий спор, если он не бесцелен, должен привести к результату, заключению и следствию, и тогда будут четыре элемента: да, нет, спор, результат – это трансмутация двоичности в четверичность. Это первая половина формулы. Вторая ее часть говорит сама за себя и указывает направление решения. Каждый результат, представляющий собой замыкание круга, дает что-то новое, что в свою очередь может взаимодействовать в ответ с чем-то еще. Это «что-то», выражая себя в каких-то условиях, может быть правильным или неправильным, то есть вызывать формирование того, ради чего оно было создано, или разрушать его. Возьмите любую сферу, какую хотите: предположим, мне непременно нужна для моей цели определенная информация, которую я могу получить только от одного из моих знакомых. Но я с ним в не очень хороших отношениях, он однажды оскорбил меня, и чтобы обратиться к нему за нужной информацией, мне нужно выдержать жестокую борьбу с собственной гордыней. Может быть множество других сложностей в этом случае, таких, как страх отказа, или невежливость с его стороны и т.д., которые мы не будем сейчас обсуждать. В результате я решился обратиться к нему с моим запросом и любой ценой получить ответ. Если мое решение является достаточно твердым, чтобы не позволять разным непредвиденным обстоятельствам его разрушить, мое решение будет помогать мне в моем деле. Но если под влиянием различных соображений я прихожу к противоположному решению, это разрушит мое намерение, хотя может быть это послужит сохранению моего хладнокровия и сохранению моей нервной энергии. В любом случае по отношению к моему намерению это будет помехой. Соответственно, любой результат нужно рассматривать в связи с тем, для чего был произведен данный результат.

Он узнает о великих законах, известных древней мудрости, законах двоичности и троичности, в применении к космосу и к нему самому. Связывая их вместе и заключая их в круг вечности, и их проявления – в кругах возвращений и циклов, которые происходят согласно закону, внутри круга вечного источника на нашем временном плане, внутри круга вечной вибрации и борьбы с самим собой на пути к самопознанию, он всем своим существом шаг за шагом проходит путь создания в себе великого символа, который дошел до нас под именем «Соломоновой печати».

В каждого человека помещена потребность (желание) знания, различающаяся только по интенсивности. Но пассивный человеческий ум, используя любую доступную ему возможность восприятия (и переработки) впечатлений, часто приходит в растерянность, пытаясь найти ответ на вопрос «Почему?».

Лекция Г.И.Гурджиева

(Замечание: похожая версия этой лекции представлена в Главе 14 «В поисках чудесного» П.Д.Успенского.)

Человеческий глаз привлечен блистательной игрой цветов в многообразии форм, и под сверкающей поверхностью он не видит скрытого ядра единства всего существующего. Это многообразие форм так реально, что отдельные его проявления проникают в человека со всех сторон – некоторые путем логической дедукции и философии, некоторые – путем веры и чувства. С древнейших времен до наших дней, во все века своего существования, человечество как целое желало знания этого единства и искало его, и этот поиск воплощался в разных философиях и религиях, которые, по сути, остаются монументами на пути этих поисков Пути, ведущего к знанию единства. Эти поиски сходятся к Пути, подобно тому, как радиусы круга сходятся в центре, становясь ближе друг другу по мере приближения к центру. Сама цель определяет направление путей и приводит путников на пути к знанию единства, которое достигает таких глубин, где знание становится реальностью для знающего и не может быть передана тому, кто не достиг той же стадии развития. Слова и фразы разговорного языка становятся мертвыми и пустыми, не передавая ничего тому, кто не обладает таким знанием внутри себя. Так же, как переживание зубной боли не может быть передано тому, кто его никогда не переживал, и как разница между цветами не может быть передана слепому от рождения, и все богатство слуховых ощущений невозможно передать глухому, сходным образом вы не можете сказать или выразить словами глубину знания, которое стало частью человеческого бытия. Слова и выражения разных эпох меняются в соответствии с условиями места и времени, а единство – вечно и неизменно. Законы, которые действуют в нас и производят все многообразие воспринимаемого нами – везде одни и те же. С древнейших времен человечество понимало это, и, используя язык символов и формул, более совершенный, чем наш современный язык, продолжало передавать свое знание следующим поколениям. И всякий, кто использует символ и владеет полным пониманием его, владеет совершенным синтезом этого символа. Фигурально выражаясь, он носит этот символ в самом себе. Символ, выражая знание законов единства, в то же время указывает путь к нему. Постепенно базовые символы, как если бы они впитывали в себя более широкие сферы, привели к возникновению других, вытекающих из них символов и формул. Все в мире едино и управляется одинаковыми законами, и поэтому «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста говорит о том, что «Как наверху, так и внизу». Все законы космоса можно найти в атоме. А также в каждом феномене, существующем как нечто законченное в соответствии с законами. (То есть, в любом целом). Знание законов множественности Единого всегда основывалось на сходстве микрокосма и макрокосма – уподоблении человека вселенной, и наоборот. Фундаментальные законы Трех и Семи, активного, пассивного и нейтрального принципов, законов активности, могут быть обнаружены и подтверждены во всем, и поэтому, обращаясь к знанию структуры мира, человек не мог избежать пути самопознания. Самым ближайшим и доступным объектом знания человека всегда являлся он сам, и он же всегда был выражением действия всех законов космоса. Формула «Познай себя», в этом смысле, наполнена глубочайшим значением: это один из символов знания истины. Знакомясь с символами, выражающими законы Творения, человек увидит сами законы, и изучая их в себе самом, он идет по пути самопознания, и в этом смысле каждый символ преподает нам что-то о нас самих. Изучая, как различать законы эволюции и инволюции, синтеза и анализа, да и нет, добра и зла, энергии и материи, прямого и обратного движения, человек также различит взаимное действие этих законов.

Рис. 1. Соломонова печать.

То, о чем я рассказал, показывает, как трудно перевести язык символов на наш язык, как мало смысла в интерпретации символа человеку, который не достиг его понимания. И как бы ни странно это было, остается фактом, что смысл символа, раскрытие его сущности, может быть дано, и быть принято, тем кто ранее уже знал, и для него символ будет синтезом его знаний, той же формулой для выражения знания, какой он был для того, кто создал символ. Тогда человек, незнакомый с этой системой символов, многое поймет, если ему скажут, что знание единства в терминах самопознания и самосовершенствования для человека заключается в нейтрализации двоичности троичностью и трансмутация ее в четверичность для того, чтобы закрыть пентаграмму и сделать проявленной «Соломонову печать», что я мог бы изобразить так:

Рис. 2. Символический путь

Но давайте предположим, что мы говорим о гармоническом развитии человеческого тела, и закон везде один и тот же, тогда мы применяем эту формулу к этому развитию. Как мы можем перевести эту формулу применительно к этому? Что мы должны подставить, чтобы расшифровать ее? Все ощущения, впечатления, чувства и мысли человека разделены на правильные и неправильные, необходимые и бесполезные, приятные и неприятные, удовольствие и боль. Это двоичность, вокруг которой движутся все впечатления, вся жизнь человека.

Рис. 3. Человек как пентаграмма.

Рис. 4. Октава

Люди, знакомые с системой, которая здесь, на Западе, носит имя оккультизма, в своем изучении ее сталкиваются с методом оперирования числами, известным под названием «теософского сложения». Я не буду сейчас останавливаться на нем, а только скажу, что для многих людей этот метод синтеза чисел выглядит настолько произвольным, что они рассматривают его просто как курьезную процедуру, которая лишена смысла. И все же она имеет глубокий смысл для человека, который задался целью познать единство всего существующего и который владеет вдобавок ключом, который позволяет свести все разнообразие циклов к базовым фактам, которые управляют этими циклами. Число отсылает к геометрической форме символа, число в символе предстает в определенной форме. Они взаимно завершают и подчеркивают друг друга. Тем, кто знаком с Каббалой, я могу мимоходом напомнить о символике букв и комбинированной символике слов.

Символы, переведенные на слова нашего языка и передаваемые этими словами, иссушаются, они тускнеют и могут привести к роковым ошибкам людей, которые не понимают этих символов или понимают их буквально. Истина оказывается запертой в оболочке заблуждения, и чтобы приближающийся оказался близко к ней, от него требуется огромное усилие. К каким чудовищным ошибкам привели символы алхимии, и особенно магии, тех людей, которые буквально и односторонне, не обладая всеобъемлющим знанием единства, принимали эти символы! Символ – преграда для слов, он проникает вглубь вещи, взятой самой по себе и в своей собственной реальности. Знание символа не оставляет места для спора, оно углубляет понимание, которое не остается просто теоретическим, но подталкивает к реальному результату, заключающемуся в способности делать, к результату, заключающемуся в знании и бытии, к реализации великого делания. Чистое знание невозможно передать, и будучи выражено словами, оказывается скрытым за ними, но тот, кто желает и способен увидеть эту завесу, найдет ее прозрачной. И в этом смысле возможно говорить о символизме речи, но не все могут понять даже этот символизм. Понимать высказанное внутреннее значение мысли и ее дух возможно только на определенной стадии развития и при условии усилия со стороны слушающего. В тех случаях, когда человек просто спорит, в обычном смысле слова, просто борется за свое мнение, он тратит свое время впустую, не получая ничего нового. Чтобы быть способным понимать речь, когда она используется символически, прежде всего необходимо научиться и быть способным слушать. В случаях глубокого знания, любая попытка буквального понимания изначально обречена на провал, и в лучшем случае ни к чему не приведет, а в менее благоприятном может вести к ошибке и абсурду. Истина берется силой, и тот, кто использует силу, может получить ее. Необходимость заставляет меня распространяться об этом так долго, потому что в нашей ситуации современной культуры и образования в нашу природу вошло стремление к схоластическим определениям, и, не замечая того сами, мы бессознательно связываем себя нашим мнимым желанием точности в этой области, прямо с того момента, когда мы вступаем на эту территорию и пока не достигнем центра. По этой причине каждая частность, передаваемая до того, как сформировано представление о природе феномена или закона, сформированного в человеке, из-за этой психологической странности нашего современного восприятия, затрудняет для нас возможность понять эту природу. Я не подразумеваю при этом, что точные и конкретные определения не существуют, - напротив, они действительно существуют и обладают в полном смысле слова разнообразием этих качеств, но не совсем в том и не таким образом, как мы ожидаем. И если кто-то предполагает, что может двигаться по пути самопознания, руководствуясь только конкретными фактами и ожидая их, не беря на себя усилий по восприятию полученных указаний, тот прежде всего понять значение символизма и всегда помнить, что только он сам и своими собственными усилиями и желанием способен осуществить свою цель. Никто никогда не сможет дать ему то, чем он никогда не обладал, никто не сможет за него сделать работу, которую он, и только он может и должен сделать. Все, что для него могут сделать другие – это погонять его в работе, но работу должен делать он сам. И с этой точки зрения символизм, правильно воспринятый, берет на себя часть этого побуждения к знанию. Я планирую в настоящий момент кратко познакомить вас с одним из этих символов, и поэтому хотел бы, чтобы все, о чем я буду говорить, помогало вам прийти к пониманию этого в таком виде, что все объяснения, которые я буду давать, могли послужить кнутом для тех, кто полон желания более глубоко постичь знание природы этих законов, и в то же время помочь синтезировать материал, который я в разные моменты давал им здесь.

Как и другие направления, оно использует символический метод, и сейчас я хочу познакомить вас с одним из его символов. Конечно же предрассудки вокруг внешней стороны символа переведены на выражения, понятные нам. Его общая структура, которая связывает его в виде геометрической фигуры с полным выражением закона октав, несколько сложнее, чем структура, которую я вам покажу, но она полностью синтезирует внутренние законы одной октавы и знания природы вещи, рассматриваемой самой по себе, иными словами, существующей в изоляции, только в том, что касается ее процессов и жизни. Этот символ имеет следующую форму:

Рис. 5. Эннеаграмма.

Круг разделен на пять различных частей, шесть точек соединены в фигуру, симметричную по отношению к диаметру, проходящему через верхнюю точку и центр круга, и нарисованную как бы одним росчерком пера. Кроме того, верхняя точка этого деления является вершиной равностороннего треугольника, соединяющего точки деления на этой сложной фигуре. Этот символ невозможно найти, исследуя оккультизм, ни в книгах, ни в устной традиции. Ему придавалось такое огромное значение теми, кто его знал, что он никогда не публиковался или передавался полностью. Но отсылки к нему встречаются даже в оккультной литературе. По определенным причинам я не скажу где, но вы можете наткнуться на такое представление этого символа: «двойная оппозиция триад, взятых попарно, дающая четверичность, нейтрализуется в удлиненную пентаграмму посредством большой свободной триады». И это представлено в такой форме:

Рис. 6. Частичная эннеаграмма.

В то же время вы никогда не найдете никаких объяснений этой фигуре или этой формуле. Почти все элементы действительно здесь доступны геометрически – четыре маленьких треугольника соединены в пары, четверичность в форме двойной пары триад, и большой треугольник, свободная (незаштрихованная) триада. Не хватает только одной точки деления. Есть восемь вершин или, если мы будем считать по внешней стороне наброска нашей фигуры, мы получим пять, которые объединены удлиненной пентаграммой. Очевидно этот символ иногда представляют семиричной фигурой странной формы, то есть семиугольником с внутренней точкой; интерпретация его довольно спорная и я не буду ее сейчас приводить, но воспроизведу саму фигуру. Ее изображают так:

Рис. 7. Другая частичная эннеаграмма.

Оставив в стороне фрагменты искаженного и непонятного символа, мы теперь перейдем к рассмотрению его в той форме, в которой я его привел. Я уже говорил, что это символ октавы. Октава включает 7 нот и восьмая служит повторением первой. Вместе с двумя внешними толчками, которые заполняют то, что мы называем «пропусками» в октаве, перед нами девять элементов. С закрытием второго пропуска – «си-до» - в спиральном восхождении октавы, мы получаем в реальности уже замкнутый цикл, и, фактически, девятый элемент замыкает цикл, завершает символ как целое. Изолированное существование вещи или феномена, которые мы рассматриваем, - это замкнутый круг процесса изменений в жизни рассматриваемой вещи, этот процесс вечно обновляет себя и продолжает непрерывно течь. Это символизируется кругом в фигуре. Отдельные точки деления круга непрерывного изменения символизируют последовательные фундаментальные этапы процесса. Весь символ в его целостности является «до», чем-то, подвластным закону и существующим как целое. Это круг, замкнутый цикл, это «ноль» нашей десятичной системы счисления, представляющий своим контуром замкнутый цикл. Он содержит внутри себя все для своего существования. Он изолирован от того, что его окружает. Последовательность стадий процесса ограничена последовательностью цикла остальных цифр от 1 до 9. Где должны располагаться эти цифры? Я уже отметил, что девятый этап заполняет промежуток «си-до» и тем самым замыкает цикл, то есть замыкает круг, который начинается снова в этой точке. Вершина триады замыкает диаду, ее базис, получая из себя как принципа возможность манифестации и инкарнации в многообразии форм; точно так же вершина треугольника вечно умножается в линии его основания, и тем самым каждое начало и завершение цикла формируется в вершине треугольника, синтезируется в одной точке, в которой встречаются начало и конец, замыкается круг, звуча в непрерывном течении цикла как два «до» октавы. Но девятый этап закрывает и снова запускает цикл. Поэтому в вершине треугольника будет цифра 9. Все остальные точки будут пронумерованы в последовательности от 1 до 8. Мы получаем:

 

Рис. 8. Цифры эннеаграммы

 

Теперь давайте перейдем к изучению сложной фигуры, заключенной в круге и попробуем найти закон этой структуры. Здесь я напомню вам, что законы единства отражены во всех феноменах. Так называемая десятичная система счисления, распространенная у нас, в своих глубочайших принципах из теории чисел, основанной на этих вечных законах, известна нам в очень несовершенном виде. Беря единицу чего-то, как мы это сделали здесь, как символ существования целой октавы в одной ноте, мы должны разделить эту единицу на семь частей. Я отмечу, что то, что мы понимаем под единицей будет здесь в своем символическом значении соответствовать «нулю» рассматриваемого символа. Теперь, чтобы определить дистанцию одной из нот от первой ноты, мы должны взять соответствующее число седьмых долей этой единицы, то есть 2/7, 3/7 и так далее. Давайте вычислим все доли как десятичные дроби, которые основаны на тех же законах единства десятичной системы счисления. Вот эта последовательность:

 

0 соответствует 1.

 

1 / 7 = 0,142857

 

2 / 7 = 0,285714

3 / 7 = 0.428571

4 / 7 = 0.571428

5 / 7 = 0.714285

6 / 7 = 0.857142

7 / 7 = 0.999999

Размышляя над этой последовательностью, вы в какой-то момент заметите, что период этих дробей, за исключением последней, состоит из одних и тех же цифр в определенной последовательности, и зная первую цифру периода вы можете мгновенно восстановить полный период. Но если мы разместим их на круге в их обычной последовательности, то соединив их замкнутой ломаной линией мы получим определенную фигуру. Если все девять цифр размещены по кругу в натуральной последовательности, как мы сделали в рассматриваемом символе, замкнутая линия периода дроби с знаменателем 7 дает внутреннюю фигуру символа. Согласно этой фигуре, просто руководствуясь направлением ее структуры мы построим период для каждой из дробей. Точка «До», или семь седьмых, символизируется точкой 9. Цифры 3 и 6 также входят в последовательность, что вместе с 9 дает независимый треугольник – свободную триаду символа. Я могу кратко отметить, что если мы используем теософское сложение, то есть возьмем сумму цифр периода, мы получим 9 (1+4+2+8+5+7=27 и 2+7=9), то есть всю единицу в соответствии с нашим символом, то есть в каждой ноте мы найдем опять целую октаву, подчиняющуюся тем же законам, как первичная октава, частью которой является рассматриваемая нота. Если вы теперь вспомните, что было сказано мной о этапах процесса формирования октавы и соедините это с тем способом, которым мы сконструировали фигуру символа с помощью цифр периода, вы отметите места нот на символе и получите рисунок октавы в такой форме:

Рис. 9. Ноты эннеаграммы

Вот как обстоит дело с внешней геометрической структурой символа. Его форма предопределена тем фактом, что он служит выражением закона семи, на котором построена октава. Она является семиричным отношением ноты «До», то есть в определенным смысле нота «До» может рассматриваться как нейтрализующая. Когда здесь задавался вопрос о применении закона октав к структуре химических элементов, каждая субстанция, выведенная на основе законов символически называлась «водородом» различных градаций плотности и других качеств, которые определяли ее как субстанцию. По закону трех она была построена из активной, пассивной и нейтральной субстанций, соответственно названных «кислород», «углерод» и «азот», так что была получена следующая структура:

C+O+ N > H

В том же смысле нота «До», хотя и является результатом, в то же время является нейтрализующей в октаве, так же, как «водород» был упомянут как являющийся результирующим и нейтрализующим, то есть был отнесен к «азоту». Субстанция «водорода» - синтез, результат взаимного действия трех субстанций: активного «кислорода», пассивного «углерода», объединенных с нейтральным «азотом», то есть построена в соответствии с законом трех. Тем же образом, нота «До», вершина, отмеченная цифрой 9, в своем завершении построена на том же законе и, входя в треугольник 9, 3, 6, связывающий три точки, не входящие в период (так мы назовем сложную геометрическую фигуру внутри символа), связывает в одно закон семи и закон трех. Период не включает две из упомянутых цифр. Две из них соответствуют пропускам в гамме и третья является лишней и в то же время занимает место фундаментальной ноты, не включенной в период. Но если вы вспомните что каждая вещь или феномен согласно закону относительности способна взаимодействовать с феноменом, который того же рода и «имеет равные права» с ним, звучит как «До» в своей соответствующей октаве, то вы ощутите, как этот факт в символическом выражении означает, что «До» может выйти из своего собственного круга и в соответствии с законом войти в отношение с другим кругом, то есть в другом цикле играть роль, которую в указанном цикле играют толчки, заполняющие промежутки в октаве. Вот почему здесь она, имея в себе эту возможность, включена в символ триединства с теми точками, где присутствуют толчки внешних принципов, когда октава в целях соединения продолжается только за счет того, что вне ее. Точки «закона трех», там где они находятся, вне закона семи, сияющие сквозь период и эти две фигуры в своей комбинации дают внутреннюю структуру октавы и ее нот, ее атомистическую структуру, как она есть. Вы будете вправе задать вопрос, почему один из пропусков – в точке 3 – на своем месте между «ми» и «фа», и другой – 6 – оказался между «соль» и «ля», в то время как его место – между «си» и «до». Я попытаюсь дать вам объяснение, которое возможно на данный момент. При условии что второй пропуск будет на своем месте, мы получим такой круг:

Рис. 1 Пропуски эннеаграммы

Если теперь мы сгруппируем девять элементов замкнутого круга, который у нас получился, таким образом:

 

Рис. 11. Три триады

 

Мы получим симметричную структуру из трех триад, то есть, триаду триад, три здесь равнозначно триединству. Законы симметрии мало изучены на западе, но даже в этом случае вы возможно знаете, что называется симметричной асимметрией, то есть симметрией, основанной на законах, выглядящей как асимметрия. И символ, который мы сейчас исследуем, представляющий сам по себе рисунок совершенного синтеза законов октав, хотя симметричен по форме, также включает ту асимметрию, о которой мы сейчас говорим (см. рисунок). Но это не все: помещая пропуск туда, где он как бы не на своем месте, он показывает тому, кто знает, как его прочитать, какой толчок нужен в том месте, чтобы пройти от «си» к «до», что в свою очередь объясняет то, о чем было упомянуто в лекции о механике структуры мира, а именно, что переход от «ля» к «си» есть с точки зрения различия в количестве вибраций нот, большей длины, чем все другие переходы в октаве. Так же определенны в этом символе указания на толчок, который нужен в интервале «ми»-«фа», о котором я не могу говорить сейчас в деталях. Все, что я могу сделать – это напомнить вам еще раз о роли этих толчков в тех процессах, которые протекают в человеке и во Вселенной.

Когда мы изучали применение закона октав к космосу, он принимал такую форму в отношении к интервалу «Солнце-Земля»:

 

 

 

Было также упомянуто, что переход от «до» к «си», заполнение пропуска, происходит внутри организма Солнца: в случае Абсолюта, было ясно указано, что этот переход – внутренний акт воли. Переход от «фа» к «ми» происходит механически с помощью специальной машины, позволяющей «фа», которое входит в нее, посредством серии процессов и без изменения ее тональности, приобрести свойства «соль», стоящей над ней, и вместе с тем способность самой по себе (в форме внутренней энергии) прийти к превращению в следующую ноту – в этом случае «ми». Эта вещь абсолютно одна и та же во всех процессах. Если мы продолжим исследовать процессы питания и работы человеческого организма, мы найдем в них, как мы уже неоднократно замечали, те же самые пропуски и толчки. Давайте реконструируем схему работы физического тела человека, как мы это уже делали здесь. Три типа пищи поглощаются человеком. Каждый из них является началом своей октавы (1-е, 2-е и 3-е «до»).

Первую октаву, октаву пищи нижнего этажа, мы исследовали достаточно полно, чтобы понять природу пропуска. Когда в процессе изменений она достигает стадии, соответствующей ноте «ми» (3-е «ми»), она приходит к интервалу, который она не может пройти самостоятельно. 2-е «до» воздуха, который приходит на помощь, и который мы поглощаем посредством дыхания, переходя во 2-е «ре» и смешиваясь с 3-м «ми», которое переходит в 3-е «фа». Пища, которую мы поглощаем с едой и питьем, входит в наше тело в подавляющем большинстве случаев в больших количествах, чем это необходимо. Она не может полностью быть переварена, то есть химический процесс, посредством которого в нашем теле производится субстанция, необходимая для поддержания жизни, требует точного соответствия частей, входящих в него. Чтобы прояснить это, давайте возьмем пример из химии. Поваренная соль является объединением в определенных условиях металла натрия и газа хлора. Если мы возьмем 23 фунта натрия и 35,5 фунтов хлора, мы получим в точности 58,5 фунтов поваренной соли. Если при том же количестве хлора мы возьмем 30 фунтов натрия вместо 23, в этом случае 7 фунтов натрия не вступят в соединение. Точно так же, если мы возьмем 40 фунтов хлора на 23 фунта натрия, 4,5 фунта хлора останутся не соединившимися с натрием. Иными словами, натрий и хлор соединяются в определенных условиях в весовой пропорции 23:35,5. Все химические элементы обладают этим свойством константной пропорции, и это их свойство служило той базой, на основе которой были выведены их атомные веса. Сходным образом для производства в организме субстанции с определенными свойствами необходимо привести эту субстанцию в четкое соответствие с другой, с которой она вступает в реакцию. Это относится как к количественной, так и к качественной стороне этого феномена. Пища, поступающая в человеческий организм, превращается из субстанции, производимой на стадии 3-го «ми» в субстанцию 3-го «фа» посредством химической реакции с «до» воздуха. Это значит, что процесс дыхания вступает в реакцию с процессом переваривания и усвоения пищи. Конечная субстанция этого процесса будет субстанцией на стадии 3-го «си», которая для того, чтобы перейти в законченное «до», требует свежего толчка. Так как на схеме, которую мы используем, показаны три октавы, участвующие в этом процессе, их влияние воздействует на конечный результат, определяя его качество, то есть постепенный переход от одной стадии к другой, и всегда существуют точные определяющие факторы. Субстанция на стадии 3 должна принять результат, известный до этого, который определяет соответствующие количество и качество субстанции, которую мы рассматриваем. Это причина, по которой любые дыхательные упражнения без точного знания всех законов не дадут желаемого результата. Но давайте даже предположим, что человек может регулировать две составляющих процесса, два его определяющих фактора – пищу и дыхание. Этого опять же будет недостаточно. В этих случаях необходимо знать и быть способным регулировать третий определяющий фактор – пищу верхнего этажа – первую октаву, которую мы договорились называть «впечатления». Только при полном и гармоничном соответствии всех трех типов пищи, усиливая или ослабляя разные части процесса, мы сможем получить соответствующий результат. Вот почему все виды дыхательных и других упражнений, которые не находятся в прямом соответствии с другими процессами, связанными с ними, могут привести к непоправимому вреду для того, кто их выполняет. Толчок, который приходит извне, по сущностной природе воздуха в механическом процессе дыхания, и который заполняет интервал «ми-фа», сходен с толчком, который заполняет этот интервал в любой другой октаве. И сам процесс развертывания октавы в человеческом теле, превращение 3-го «до» пищи последовательностью стадий в «до» следующей октавы, сходен с такими же процессами в других местах.

Рис. 13. Эннеаграмма трех видов пищи

 

 

Когда мы сконструировали первую космическую октаву луча уже существующего мира (проходящего через Солнце и Землю), ее отдельные ноты были расположены следующим образом:

Рис. 14. Космическая октава

Затем эта первоначальная октава в соответствии с законом триединства разбилась на три соподчиненные октавы, и тот же луч был представлен несколько иначе, а именно:

 

Рис. 15. Трехуровневая космическая октава

 

Так мы представили космос через трехуровневую природу его структуры – такую же, как трехуровневая структура человека. Там, где в космической октаве второго порядка помещен разрыв «фа-ми», под действием всех влияний, которые входят в него, происходит процесс сходный с процессом прохождения пищи в человеческом организме – через превращение «до» одной октавы в «до» следующей октавы. Вот почему в этих точках показаны «машины», так сказать, сходные с таковыми в человеческом теле. Очень грубо процесс перехода из «фа» в «ми» может быть представлен так: космическое «фа» входит в эту «машину», аналогично пище низшего этажа, и начинается цикл изменений. Соответственно, оно звучит в машине как «до», как третье «до». Субстанция ноты «соль» в космической октаве, которая помогает ноте «ми» (третьей) в машине перейти в ноту «фа» (третью), заполняя интервал между ними и звуча как «до» (второе), служит в качестве субстанции, входящей в средний этаж, аналогично воздуху при дыхании. На своем собственном месте цикл ноты космического «ля», которая входит в машину как первое «до», объединяется с, так сказать, двойным циклом, который мы только что получили. В конечном итоге процесс «фа», который вошел в машину как третье «до» превращается в третье «до» на октаву выше и выходит из машины как нота, которая может перейти в соседнюю ноту. До этого я сказал, что «фа», не меняя тональности, приобретает свойства «соль» и также возможность перейти в следующую ноту, то есть в «ми» в рассматриваемом нами случае. Вот что я имел в виду: как мы видим, пища машины – это космические ноты «ля, соль, фа». В порядке их следования по закону триединства «ля» будет активным, «соль» - нейтрализующим и «фа» - пассивным принципом. Активный, вступая в реакцию (объединяясь посредством нейтрализующего) с пассивным дает определенный результат. Ранее было указано, что если число, определяющее качества активного – это 1N, то такое же число для пассивного – 4N, и для результата – 2N, то есть это можно представить символически как:

Рис. 16. Треугольник частот.

Если на места этих частот мы подставим ноты, которые поступают в машину, мы получим такой символ:

 

Рисунок 17. Треугольник нот

 

который в то же время показывает, что субстанция «фа», смешиваясь с субстанцией «ля» дает в результате субстанцию «соль». Но поскольку этот процесс происходит внутри октавы, которая разворачивается внутри ноты «фа», которая помечается как «до», когда мы исследуем этот символ, можно сказать, что «фа», не меняя своей тональности, приобретает свойства «соль».

 

Мы каким-то образом отвлеклись от первоначальной цели исследования символа. Фактически же, те из нас, кто знает, как слушать, подошли ближе к его пониманию. Как совершенный синтез, он содержит в себе все элементы знания закона, который он выражает, и из него может быть выведено и развито в деталях самым точным образом все, о чем мы только что говорили. Всем, что я сегодня сказал, я не исчерпал даже малейшей части того, что может быть сказано по этой теме. В дальнейшем мы еще раз вернемся к нему и займемся им более детально. Я ни в коем случае не считаю, что смог что-то объяснить, так как и не преследовал этой цели. Моей задачей было дать моим слушателям ощущение вкуса понимания, с которым нужно подходить к поиску законов истины. Я еще раз повторяю: чтобы понять эти вещи, требуются постоянные усилия.

 

Прежде чем закончить лекцию, я хочу сказать несколько слов о том, что называется «инициацией». Инициацией принято называть какой-то акт, посредством которого один человек – «Знающий» - передает другому – «Не-знающему» знание и силы, которые тому не свойственны и без всякого усилия с его стороны; передавая их как что-то, что становится его неотчуждаемой собственностью. Но из всего, что было сказано мной сегодня, вы уже должны быть способны понять, что такой передачи не существует и не может существовать. Существует только само-инициация, которая достигается постоянной и упорной работой, постоянными усилиями. Никто не держит в тайне знания истины. Оно просто не может быть передано, так же, как высокие математические идеи не могут быть переданы человеку, незнакомому с математикой. И в вопросах, связанных со знанием Истины, все гораздо сложней, чем в приведенном примере. Вы могли убедиться в этом сегодня. Можно научить человека математике, но понимание истины он должен завоевать для себя сам. И горе человеку, который под влиянием яда того, что кажется Истиной, и добиваясь «практических» результатов, не обладая при этом совершенным пониманием и знанием того, что нужно делать и как это нужно делать, начинает экспериментировать над собой, часто нанося себе непоправимый вред. Гармония разрушается, и несравнимо лучше вообще ничего не делать, чем делать, не обладая знанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.