КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностные отношения как область затруднений
Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной профессиональной деятельности. Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения. Известно, что межличностные отношения, совпадающие с основным репертуаром ролей конвенциональных отношений, усиливают эффективность деятельности, тогда как их внутреннее расхождение ведет к ее нарушению /1,3,9,48/. Важной межличностной особенностью партнеров, вызывающей затруднения в общении, является доминирование того или другого личностного состояния у каждого из них. Согласно Э. Берну, в структуре сознания личности каждого человека сосуществуют три состояния: «Родитель», «Взрослый», «Дитя» /8/. При этом первое - «Родитель» - может выявляться двояко: либо в контролирующе-авторитарной функции, либо в помогающе-попечительской. Э. Берн приводит вербальные и невербальные характеристики каждого из трех состояний и примеры взаимодействия людей, находящихся в одном и том же либо в разных состояниях. Например, для педагогической деятельности в силу ее обучающе-воспитывающего характера состояние «Родитель» является достаточно созвучным. Ролевое предписание педагога и характеристика «Родителя» во многом совпадают. Они включают оценку, разрешение, объяснение, порицание. Это те действия, которые являются общими для педагога и родителя. Однако они приемлемы в педагогическом процессе только в отношениях педагог («Родитель») - ученик («Дитя»). Если же в роли ученика выступает «Взрослый», характеристикой которого является понимание, логичность, рассудительность, контактность, самостоятельность принятия решения, то в общении возникает обоюдное затруднение. Естественно, что оптимальным вариантом для профессионального процесса является отношение «Взрослый - Взрослый».
Отмечается, что затрудненность общения, обусловленная фактором межличностных отношений, обнаруживается в форме изменения стилей делового общения, симуляции несогласия, преднамеренной дезинформации партнера, ухода от делового общения и т.д. Среди многих факторов, затрудняющих общение (характер межличностных отношений, индивидуально-психо-логические особенности, включенность в деятельность, особенности ситуации взаимодействия) именно межличностные отношения статистически значимо занимают первое место /42/. Затруднения общения в большинстве из названных выше областей могут быть преодолены самостоятельной коррекцией, специальными тренингами (В.А. Кан-Калик, Лабунская, Л.А. Петровская, и др.). В то же время общепризнанна необходимость первоначальной ориентировки любого специалиста, работающего с обширным кругом лиц, в уровне собственных коммуникативных особенностей /11,14,16,19,21,27,31,32,34,36,44,45,46/. В.А. Кан-Калик, подчеркивая важность формирования коммуникативной культуры специалиста, отмечал, что одним из первых шагов в этом процессе является определение себя как «коммуниканта» /16/.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006. 256 с. 2. Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М.: Знание, 1990. 64 с. 3. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 218-241.
4. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 351 с. 5. Александров Д.Н. Самоучитель красноречия. М.: ФАИР, 2002. 136 с. 6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 213 с. 7. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 224 с. 8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб, 1992. 267 с. 9. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.: МГУ, 1983. 190 с. 10. Бодалёв А.А., Ковалёв Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление. //Педагогика. № 5-6. 1992. С. 65-70. 11. Борисов Н.В., Соловьёва А.А. Игры в обучение лекторов. М., 1989. 12. Введение в психологию. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Академия, 1996. 496 с. 13. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 350 с. 14. Дисненко В.Р. Социально-психологический тренинг общения «Понять себя и других» //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2008. № 3, с.23-38. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 386 с. 16. Кан-Калик В.А., Ковалёв А.Г. Классификация психологических типов общения. //Вопросы психологии. 1987. № 3. 17. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. 186 с. 18. Кривцова С.В. Навыки жизни: в согласии с собой и миром. М.: Генезис, 2002. 129 с. 19. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М.: Флинта: Наука, 2002. 320 с. 20. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. М.: Флинта: Наука, 2002. 232 с. 21. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2001. 288 с., с.13-14. 22. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1988. 270 с. 23. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Наука, 1979. 375 с. 24. Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания. Л.: Знание, 1982. 36 с. 25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 187 с. 26. Маркова А.К. Психология профессионализма, М.: Просвещение, 1996. 197 с. 27. Мелибруда Е. Я. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986. 28. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. 439 с. 29. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
30. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 576 с. С. 433-440. 31. Павлова Н.Д., Ушакова Т.Н. Речь, язык, коммуникация. //Современная психология: Справочное руководство, под ред. В.Н.Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. 687 с. 32. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды. М.: Смысл, 2007. 687 с. 33. Поварницина Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1987. 23 с. 34. Практика телефонного консультирования: Хрестоматия. /Ред.-сост. А.Н. Моховиков. М.: Смысл, 2001, 379 с., С. 304-313. 35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Знание, 1989. 293 с. 36. Тащёва А.И. Особенности психологической коррекции деструктивных взаимоотношений в семье /Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРГИ, 1997, с. 248-262. 37. Тащёва А.И. Психологические проблемы жертв бесланского терактв//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2008, № 3, с. 38-55. 38. Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с. 39. Умеете ли Вы общаться? /И.Н.Горелов, В.Ф.Житников, М.В.Зюсько, Л.А.Шкатова. М.: Просвещение, 1991. 144 с. 40. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 7-50. 41. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М.: Флинта: Наука, 2002. 136 с. 42. Цуканова Е.В. Психологические особенности затруднённого общения в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. … д-ра. психол. наук. М., 1992. 40 с. 43. Atkinson J.W. Theory of Achievement Motivation.N.Y., 1999. 267 р. 44. Folkman S., Lazarus R. If it changes it must be a process: A study of emotion and coping during three stages of a college examination. Journal of Personality and Social Psychology, 48, 1985. pp. 150-170. 45. Handbook of Coping: Theory, Research, Applications. /Ed. by M.Zeidner, N. Endler. N.Y., 1996. 286 р. 46. Lasarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing Company, 1984. 201 р. 47. Leonhard K. Akzentuieten. Berlin, 1968. 273 р. 48. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1994. 208 р.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |