КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование на современном этапе
Средства ГРЭ. Цели ГРЭ. Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлено на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлено на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.
Суть государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта. Прежде всего, для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий. • Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов. • Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе — разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях. • Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений — это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс. • Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения. • Проведение четкой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий. Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий — все это составляет совокупность экономических рычагов, помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой. Государственное регулирование — это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др. Как уже отмечалось, под государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально-экономической жизни страны, в том числе и на производство, обмен, распределение и потребление производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к набору методов и рычагов управленческого воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы государственного регулирования. В хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями, своими специфическими чертами, руководствуется в ходе деятельности своими хозяйственными интересами. Являясь объектами государственного регулирования, они требуют к себе индивидуального подхода в применении отдельных регуляторов. В современный переходный период, когда стоит задача выхода из кризиса и стабилизации экономики, регулирование должно основываться на принципах использования стоимостных инструментов рынка в качестве нормативов хозяйственной деятельности. Смысл использования товарно-денежных отношений в условиях несформировавшейся еще рыночной экономики в России состоит в следующем. 1. Обеспечить планомерное регулирование количественных параметров стоимостных категорий в пределах той меры, которая обусловлена законами товарного производства, в частности, законом эквивалентности на базе равенства затрат общественного труда, воплощенного в продукте, и меры общественной потребности в нем. 2. Изменяя значения стоимостных параметров под воздействием меры общественной потребности в продукте, целенаправленно воздействовать на хозяйственные интересы производителей и потребителей продукта, использовать стоимостные категории в качестве инструмента регулирования структуры и объемов производства и потребления. 3. Отдавая товаропроизводителям всю свободу принятия хозяйственных решений относительно структуры и объемов производства, распределения и реализации продукции в пределах централизованно установленных стоимостных параметров, стимулировать хозяйственную предприимчивость с ориентацией на общегосударственные плановые показатели. 4. Добиваться сближения и совпадения целей государства и экономических интересов товаропроизводителей с тем, чтобы производство нужного для общества продукта было выгодно товаропроизводителям. В период перехода к рыночным отношениям целесообразно плановое регулирование рыночных отношений, которое заключается в создании таких экономических условий хозяйствования, которые бы принуждали товаропроизводителя ради общественной хозяйственной выгоды приближать объемы и структуру своего производства к параметрам общегосударственного плана. Государство, предоставляя товаропроизводителю независимо от формы собственности и хозяйствования право самостоятельно планировать свое производство, доводит ему количественные показатели до рыночных параметров. В их пределах товаропроизводитель сам выбирает такую структуру производства, которая для него будет экономически наиболее выгодной. Таким образом, содержание планового регулирования рынка в общих чертах сводится к централизованной разработке его основных стоимостных параметров на определенный период времени. В плановом хозяйстве эти параметры выполняют функции нормативов. К числу основных планируемых рыночных нормативов относятся цены и тарифы, ставки налоговых платежей, ставки банковского процента, централизованные инвестиции и дотации. Перечисленные нормативы составляют основной набор инструментов планового регулирования товарно-денежных отношений. Все они взаимодействуют в совокупности. Именно система нормативов составляет определяющие параметры хозяйственных условий. Целенаправленно изменяя их величину, но, не выходя при этом за пределы объективной меры законов товарного производства, государство может создавать благоприятные условия для производства и реализации тех или иных видов продукции и тем самым регулировать их объемы, приближая производство к требованиям государственного плана развития экономики. Высокий уровень развития производительных сил в условиях рыночного хозяйства и соответствие объективных экономических законов этому высокому уровню могут быть достигнуты только с помощью вмешательства в экономику государства, т.е. при помощи государственного регулирования. Во всех развитых странах мира, при всех экономических системах государство в той или иной степени регулирует экономику, при этом роль государства в регулировании процессов социально-экономического развития возрастает по мере углубления международного разделения труда. Однако в теории развития рыночных отношений существуют прямо противоположные подходы. Еще в XVIII в. Адам Смит, а в XX в. М. Фридмен и ряд других экономистов считали и считают недопустимым вмешательство государства в становление рынка, утверждая, что рыночная система способна автоматически к саморегулированию, равновесию спроса и предложения. Другие же, например английский экономист Дж.М. Кейнс и американский экономист лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев, считали необходимой систему государственного регулирования рыночной экономики. Причем каждое государство вырабатывает свою модель построения рыночной экономики с учетом своих особенностей — природно-экономических, исторических, уровней экономического развития и т.д. Изучая примеры построения рыночной экономики других стран мира, Россия не может копировать их модели, так как ни одна из стран мира не существовала столь длительный период времени в столь жестких командно-административных рамках управления. Кроме того, каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, разные уровни развития регионов. Поэтому на первом этапе реформирования экономики нельзя было полностью разрушать сложившуюся и долго действующую систему управления; это привело к экономическому хаосу, катастрофическому спаду производства, обнищанию населения, затяжному кризису. Для России нужны были постепенный переход к рынку и использование положительных черт старой управленческой системы, сохранение экономических связей, складывающихся многие десятилетия. В конце концов, с учетом ошибок, допущенных в начале периода реформ, государство пришло к необходимости регулируемой рыночной экономики. Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему. • Задачами государственного регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного периода — осуществление мер по либерализации экономики; на втором этапе — мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе — мер по повышению эффективности, поступательному развитию. • Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой — добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов. • Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод. • Задачей регулирования является разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении. • Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством четкого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. • Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма. • Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями. • Особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического бедствия. • Государственное регулирование является основой формирования единого товарного рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Российской Федерации. Государственное регулирование предполагает эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании методики расчетов трансфертов. Изучение научной дисциплины «Государственное регулирование экономики» имеет целью подготовку специалистов высшей квалификации в области управления, способствует формированию у них государственного мышления и умения решать важнейшие вопросы регулирования социально-экономических процессов в условиях становления и развития рыночных отношений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Методологические подходы к ГРЭ 2. Основные понятия ГРЭ:Государственное регулирование экономики, объекты и цели ГРЭ, средства ГРЭ. 3. Государственное регулирование на современном этапе имеет определенные приоритеты. Какие?
Составитетель: преподаватель кафедры УиИМК капитан внутренней службы Данилова Т.В.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |