Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Личностно-групповые структуры организации: общая характеристика




 

Основные вопросы темы

1. Личность как исходный субъект и объект управления.

2. Феноменология малой группы.

 

1. Каждый человек, взятый в отдельности и рассматриваемый как участник микро-, малой или большой группы, является исключительно сложным объектом управления. Он требует не только общих (стандартных), но и специфических, индивидуализированных (нередко эвристических) воздействий со стороны менеджера, чтобы в полной мере проявить биологические (природные) и социальные (культурные) качества. Указанные группы качеств включают, соответственно, соматическую (вес, рост, особенности телосложения), физическую (сила, выносливость), физиологическую (особенности функционирования отдельных систем организма человека) и интеллектуальную (психические явления и процессы, уровень образования и степень образованности), волевую (целеустремленность, дисциплинированность), эмоционально-чувственную (совесть, любовь, стыд, страх, зло и т.п.) составляющие.

Биологическая и социальная универсалии, каждая в единстве тождественного и специфического элементов (при сравнении двух и более индивидов), образуют генетическую подструктуру бытия человека. Не менее важной является субъектная подструктура, включающая различные срезы человеческого существования (глобальный, регионально-континентальный, национальный, институциональный, групповой и индивидный). Третья подструктура – функциональная. Она включает такие элементы, как сознание (выделяют два уровня его существования – обыденно-практический и идейно-теоретический, а также формы – экономическое сознание, политическое, правовое, научное, религиозное и т.п.), деятельность (во всем многообразии ее типов и видов), отношения (дифференцируют по иерархическому критерию – подчинения и равенства; по субъекту-носителю – однородные и разнородные; по характеру и направленности – сотрудничества и конфронтации).

Опираясь на генетико-субъектно-функциональный метод в целях формирования и оптимизации динамики внутригрупповых отношений, менеджеру следует учитывать стремление человека к участию в жизнедеятельности малой группы. Ведь, благодаря полноправному включению в состав малой группы и, следовательно, в ее неформальную структуру, каждый сотрудник получает возможность для самореализации. Он “демонстрирует” окружающим различные грани своей направленности, характера, темперамента, а на завершающем этапе деятельности (работы) выражает удовлетворенность или негодование в связи с достигнутыми результатами. Современная теория менеджмента выделяет и иные фундаментальные причины вступления людей в неформальные группы: чувство принадлежности (социальности, индивидуальности), взаимопомощь, взаимозащиту, тесное общение и симпатии.

2. Феноменология – представление и описание основных явлений, присущих определенному объекту, в данном случае – малым группам. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений наука оперирует понятиями: “позиция”, “статус”, “внутренняя установка”, “роль”.

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. От позиции, занимаемой в группе, зависит степень потенциального влияния субъекта на поступки остальных членов группы.

Статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. (В отличие, например, от должности “менеджер по кадрам”, укомплектованной конкретным человеком, фактическую кадровую политику может проводить совсем другой (“теневой”) сотрудник, пользующийся расположением директора или имеющий соответствующие связи, опыт).

Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком собственного статуса в системе внутригрупповых отношений, оценка степени индивидуального влияния на членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком не всегда совпадают.

Роль (в социальной психологии) определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе конкретную позицию. Она может быть “задана” официальной должностью или самостоятельно избираться членом группы (например, роль лидера, шута, “адвоката”). Войдя в роль, человек постепенно привыкает к ней, а члены группы ожидают от него соответствующего поведения.

Для создания нормальных условий профессиональной деятельности малой группы менеджеру необходимо учитывать ролевую направленность индивидов, их склонность к отбору и выполнению групповых задач (целевые роли) или действиям, способствующим поддержанию и активизации группового функционирования (поддерживающие роли).

Социально-психологическую структуру группы, помимо перечисленных, описывают также в понятиях “композиция” и “канал коммуникаций”.

Композиция группы отражает своеобразие ее индивидуального состава. Группы, включающие по преимуществу похожих друг на друга людей, называют однородными (гомогенными), а те, в которых индивиды крайне разобщены, имеют противоположные интересы, именуют разнородными (гетерогенными).

Под каналами коммуникаций понимают систему межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации. Различают централизованный и децентрализованный типы структуры каналов коммуникаций. Первый тип (рис.1) отличается тем, что в каждой из его разновидностей один из членов группы всегда находится на пересечении направлений общения, т.е. играет основную роль в организации групповой деятельности. Через него осуществляется обмен информацией между другими членами группы.

 

Рис.1. Централизованные структуры коммуникаций

 

Второй тип (рис. 2) характеризуется коммуникативным равенством всех участников группы. Иначе говоря, каждый обладает возможностью принимать, перерабатывать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с коллегами. Выбор на практике конкретной структуры коммуникаций определяется прежде всего целями и задачами, стоящими перед группой.

 

Рис. 2. Децентрализованные структуры коммуникаций

 

Социально-психологическую основу внутригрупповых взаимоотношений составляют принятые в ней нормы и ценности. Формально и неформально установленные правила поведения в группе обеспечивают ряд существенных функций, в том числе: регулятивную, оценочную, санкционирующую, стабилизирующую.

Совокупность групповых норм с некоторой условностью можно классифицировать по содержанию регулируемых ими отношений, выделив следующие относительно самостоятельные блоки:

· принадлежность к организации;

· определение целей;

· планирование и совместный труд;

· контроль;

· профессиональная подготовка кадров;

· нововведения;

· отношения с заказчиком (работодателем).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.