Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность профессионального самоопределения

Вопросы к теме 2

1. Что является системообразующим фактором профессиональной психологии?

2. Что является ведущим фактором профессионального становления личности?

3. Какие противоречия возникают в процессе профессионального становления лич­ности?

4. Какие две модели профессиональной деятельности выделяет Л.М.Митина?

5. Что является основной движущей силой развития профессионала, по Л.М.Митиной?

6. Сколько и какие периоды и стадии возраст­ного развития человека предлагает выделить Э.Ф.Зеер?

7. Какие стадии в профессиональном становлении личности предлагает выделять Е.А.Климов?

8. В чем своеобразие классификации профессионализма А.К.Марковой?

9. Какие компоненты образуют профессиональную структуру личности, по Э.Ф.Зееру?

10. Какие компоненты входят в структуру конкурентноспособной личности, по Л.М.Митиной?

11. Дайте определение основным составляющим конкурентноспособной личности, по Л.М.Митиной.

12. Какие варианты гибкости выделяет Л.М.Митина? Охарактеризуйте их.

13. Что такое личностно значимая констелляция, по Л.М.Митиной?

14. В чем и как проявляется интеллектуальная гибкость?

 

Тема 3. Профессиональное самоопределение личности

1. Сущность профессионального самоопределения.

2. Психологические механизмы процесса самоопределения.

3. Содержательно-процессуальная модель ПСО.

4. Профессиональное самоопределение на разных этапах профессионального становления личности.

5. Конфликты ПСО.

 

В психологии феномен профессионального самоопределения (ПСО) рассматривают двояко: во-первых, как ядро и наиболее значимый компонент ПСЛ, а во-вторых, как критерий одного из этапов этого процесса (профессионального развития личности).

В процессе профессионального становления личность постоянно изменяется: углубляется ее социально-профессиональная направленность, расширяется профессиональная компетентность, развиваются профессионально значимые качества (ПВК), совершенствуются профессионально значимые психофизиологические сво йства.

В совокупности, по Э.Ф.Зееру, эти четыре качества представляют собой профессионально обусловленную структуру личности).

В процессе профессионального развития перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессии. Эти отношения связаны с выбором или сменой профессии, уточнением своего места в ней или мире профессий, осмыслением своей социально-профессиональной роли. Отношения к труду вообще и профессиональной деятельности в частности, к трудовому коллективу и самому себе, к своей карьере и своему месту в обществе становятся важными компонентами в жизни человека.

Важнейшим критерием осознания этих проблем и продуктивности профессионального становления является (что?) способность человека находить личностный смысл в профессиональном труде, а сам процесс осмысления и решения этого комплекса проблем объясняется понятием профессионального самоопределения.

Что же такое профессиональное самоопределение? Разные ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Понятие это включает в себя целый комплекс проблем и единого правильного определения не имеет.

 

А.Маслоу, предлагая концепцию профессионального развития личности, понимал под самоопределением процесс ее самоактуализации, то есть стремление человека проявить себя в значимом для него деле. Он считал, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой».

П.Г.Щедровицкий рассматривал самоопределение как умение человека строить самого себя, переосмысливать свою сущность.

Е.А.Климов профессиональное самоопределение понимает как «важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [см.: 2, с.39].

Для многих ученых понятие профессионального самоопределения связано с самоактуализацией, самореализацией, самоосуществлением, самосознанием.

В отличие от них, Н.С.Пряжников считает, что профессиональное самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей. В подтверждение своего тезиса он приводит мысль В.Франкла о том, что: «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность («выход за пределы», умением выходить за собственные рамки), а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» [9, с. 58-59]. При этом В.Франкл ссылается на Карла Ясперса, сказавшего: «Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим» [там же, с. 59].

Именно смысл, считает Н.С.Пряжников, определяет сущность профессионального самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Он пишет: Н.А.Бердяев еще в юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла» [5, с. 330].

Все это позволяет определить сущность ПСО как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [там же].

При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь, образуется как бы пустота. Поэтому в профессиональном самоопределении, как и в жизни, важен именно процесс поиска смысла. Жизнь – это тоже процесс, а не некое достижение.

При творческом подходе человека к профессиональной деятельности и к жизни сам смысл всякий раз создается им заново. И только в этом случае человек превращается в подлинного субъекта профессионального самоопределения. Гармонично развитая личность, по К.Марксу, это человек, постоянно меняющий свои функции. (Как вы это понимаете?)

Определим основные моменты ПСО.

1. ПСО – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной профессии в частности.

2. Ядром ПСО является осознанный выбор профессии с учетом своих желаний, особенностей и возможностей, а также требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Как отмечают В.Ф.Сафин и Г.П.Ников, самоопределяющаяся личность – это субъект, осознавший: чего он хочет (свои цели, жизненные планы, ценностные ориентации, идеалы, стремления); что он есть (его личностные и физические свойства); что он может (способности, психофизиологические возможности); чего от него ждут (родители, коллектив, друзья, общество).

3. ПСО осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

4. Актуализация ПСО личности инициируется такими событиями, как: окончание школы, ПТУ, колледжа, аттестация, повышение квалификации, смена профессии, смена постоянного места жительства, увольнение и т.д.

5. ПСО является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

 

Другими словами, ПСО – это не просто выбор профессии из альтернатив, а творческий процесс развития личности. Это самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла своей трудовой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации.

Обобщенный смысл ПСО можно сформулировать и как поиск такой работы, которая давала бы получать заработок по справедливости (то есть, чтобы общественная оценка труда соответствовала затраченным усилиям и реальному вкладу человека в общество) [5, с.331].

Следует иметь в виду, что ПСО отличается не только от выбора профессии, но и от других близких по смыслу и связанных с ним понятий: личностного самоопределения, подбора и отбора кадров, профессиональной карьеры, профессионального ориентирования и консультирования, профессионального становления личности.

Домашнее задание: Продумайте и кратко охарактеризуйте различия между названными понятиями с иллюстрацией их примерами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура личности по Л.М.Митиной | Психологические механизмы процесса самоопределения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.