Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение стратегического управления в общем менеджменте. Основные этапы развития менеджмента





Лекция 1 Общая характеристика стратегического управления

1. Значение стратегического управления в общем менеджменте. Основные этапы развития менеджмента.

2. Содержание и характеристика стратегического менеджмента.

 

Прежде всего, следует подчеркнуть, что в начале 70-х гг. прошлого века был найден новый путь в управлении – этот путь связан именно со стратегическим менеджментом. Впервые новый тип управления – стратегический – был разработан крупнейшей американской консалтинговой фирмой «Мак Кинзи» и внедрен (начиная с 1972г.) в корпорациях «Дженерал Электрик», «Кока-Кола», «Армко», «ИБМ», и др. уже в начале 80-х гг. стратегическое управление использовали 45% из числа крупнейших американских корпораций. По словам президента корпорации «ИБМ», эта система (т.е. стратегическое управление) ориентирована на рынок завтрашнего дня.

В Америке 70-80-х гг. произошла так называемая «тихая управленческая революция». Корпорации к этому времени обнаружили неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями извне, особенно на фоне возрастающего вызова Японии в управлении фирмами. Выход стали искать не только в повышении квалификации управленческих кадров, но и в поиске новых управленческих идей, «управленческой парадигмы». Суть этой парадигмы состоит в том, что осуществляется отход от управленческого рационализма, традиционного подхода к пониманию управленческой деятельности. При рациональном подходе фирма понималась как закрытая система, ее цели и задачи считались заданными и достаточно стабильными в течение длительного периода времени. Согласно концепциям рационалистов (традиционалистов) основой стратегии предприятия должен быть непрерывный рост производства, углубление специализации. Организационную структуру фирмы следует строить по функциональному принципу, с четким разделением аппарата управления по службам производства, службам маркетинга, технические службы и т.п.

Новая парадигма, составляющая управленческую философию, основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Деловая организация рассматривается, прежде всего, как открытая система. Главные предпосылки успеха фирмы отыскиваются не внутри фирмы, а вовне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к своему внешнему окружению: экономическому, научно-техническому, социально-политическому и т.п. Сумеет ли фирма вовремя распознать угрозы для ее существования, будет ли устойчива к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в ее среде, сможет ли извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности всей системы управления. Из такого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, который предполагает, что все внутрифирменное построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды.



Надо подчеркнуть, что в современных условиях в рамках новой парадигмы особенно важное значение придается факторам организационной культуры – установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействия и т.п.

Этапы стратегического управления

Следует рассмотреть, что предопределило возникновение стратегического менеджмента. Поскольку это тип управления связан с деятельность фирм, корпораций, то следует рассмотреть, как развивалось предпринимательство, какие этапы в его развитии можно выделить.

Основные этапы в развитии предпринимательства, в соответствии с которыми менялся и менеджмент. Можно рассмотреть на примере США.

Первый этап. История современного предпринимательства берет свое начало с 20-х гг.19 века, и в течение 100 лет – до 20-30-х гг. 20 века предпринимательство основной своей целью имело наращивание объемом производства. Этот период – эпоха массового производства. В это период основные задачи предпринимательства состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства для снижения издержек, а значит и получения большей прибыли. Проблем тогда было много, но стратегических сложностей в области долгосрочного развития не существовало. Отрасли были четко разграничены. и большей частью имели хорошие перспективы роста. Соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы. Большинство же удовлетворялись собственными перспективами роста. Было вполне очевидно, что металлургические компании относятся к металлургии, автомобильные – к автомобильной промышленности и т.д. В результате все внимание управляющего сосредотачивалось на эффективной работе производственного механизма.

Второй этап. Уже начиная с 30-х гг. 20 века компании переключаю внимание с производства на рынок (сбыт) с этого периода начинается эпоха массового сбыта. Первой компанией, обратившей внимание на сбыт, была компания «Дженерал Электрик». Эта компания, в отличие от «Форда» имела семейство различных моделей автомобилей (Форд же пытался заменить одну стандартную модель «Т» на другую стандартную модель «А»).

Для менеджеров же компании «Дженерал Электрик» главные задачи сместились в сторону продвижения товаров на рынок, организации рекламы, других форм воздействия на выбор потребителей. Переход к рыночной ориентации потребовал иного отношения к задачам управления: их нужно было рассматривать не изнутри фирмы, а извне, в открытой перспективе. Также изменилось соотношение влияния различных групп управляющих, и внутрифирменная борьба за власть стала достаточно частым явлением.

Первыми из отраслей перешли к рыночной ориентации отрасли, выпускающие потребительские товары, а также отрасли со сложными технологиями, изготовляющие промышленные полуфабрикаты.нередко в их деятельности возникал перекос: маркетинг развивался в ущерб эффективности производства. Компенсацией этого перекоса стала комплексная концепция маркетинга, призванная уравновесить требования производства и сбыта.

В отраслях с менее сложными технологиями ориентация на рынок выразилась в ежегодной смене ассортимента, усовершенствовании продукции, изменении внешнего вида (улучшении упаковки) и т. д. Таким образом, в этот период бизнес не безосновательно мог считать, что он держит свою судьбу в собственных руках.



Третий этап. Следующий этап– постиндустриальная эпоха. С середины 50-х гг. 20 века началось ускоренное развитие событий в предпринимательстве. Перед фирмами все чаще вставали неожиданные задачи. Эти времена некоторые ученые определили как «эпоху без закономерностей». В 80-е гг. перемены еще продолжаются, причем такими высокими темпами, которые предполагают дальнейшее нарастание неустойчивости. Сейчас пока трудно сказать, что произойдет в следующее десятилетие 21 века.

Эпоха массового производства обеспечила удовлетворение потребностей населения в основных благах и услугах.

Эпоха массового сбыта дала надежду на то, что от комфорта недалеко до благосостояния.

Постиндустриальная эпоха – это эпоха благосостояния.

С ростом доходов, как известно, меняются потребности и потребительские предпочтения. Теперь уже те отрасли, которые удовлетворяли наиболее насущные потребности, снижают темпы роста (конечно, нельзя говорить об их исчезновении). Появляются новые отрасли, обслуживающие богатого потребителя: производство высококачественных товаров, услуги туризма, досуга, информационные услуги и т.п. так и предложение Технический прогресс коренным образом меняет как спрос, Наступившее благосостояние уже ставит по вопрос экономический рост как главный двигатель социального прогресса.

Все большее внимание общество уделяет вопросам загрязнения окружающей среды, инфляции, неустойчивости экономической конъюнктуры, монополизации производства, манипуляции поведением потребителей путем неполной информации, навязчивой и наглой рекламы, послепродажного обслуживания и т.п. Другими словами, это та цена, которую платит общество за свободу предпринимательства. Наряду с этими проблемами усугубились проблемы социальной справедливости, бедности, образования, общественного транспорта, жилищного хозяйства. При всем этом от предпринимательства, с одной стороны, требуется ограничения (напр-р, от загрязнения окружающей среды, монополизм), с другой, ответственность за позитивные шаги.

Таким образом, социальные, политические и др. факторы в деятельности фирмы, которые не влияли на нее в индустриальный период, становятся жизненно важными в постиндустриальную эпоху. Фирмам требуется не только постоянный поиск новых видов коммерческой деятельности, но и постоянная реакция на те или иные сигналы об угрозах, опасных ограничениях для предпринимательства. Чисто предпринимательские заботы накладываются на заботы о конкуренции, отношения между фирмами и государством, изменения в структуре экономики, технологические изменения и т.д.

 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.