Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения социологии




Существуют различные точки зрения на вопрос о времени, месте и родоначальниках возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие – к XVII-XVIII вв., третьи – к XIX в., а четвертые – лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология – это явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах древнего Востока, например, в Индии или Китае.

Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии в работах греческих философов Аристотеля ( «Полития») и Платона («Государство», «Законы») и других. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах французских просветителей Ш. де Монтескье («О духе законов»), Ж.-Ж. Руссо («Общественный договор»), А. де Сен-Симона («Общество вообще»).

Однако все эти мыслители изображали скорее идеальное общество, чем анализировали реальное. Общество рассматривалось просто как часть природы, а знание о нем – как составная часть других, уже известных наук, как «политическая арифметика», «социальная физика» и т.д. И лишь к середине XIX века утверждается понимание социологии в качестве самостоятельной науки наряду с физикой, химией, биологией.

Социально-исторические условия:

переход от средневекового сословно-монархического устройства общества к новым формам организации экономической и политической жизни в конце XVIII – начале XIX века;

промышленный переворот и подъем капитализма в странах Западной Европы (Англия, Германия, Франция);

возникновение рабочего движения, нацеленного на низвержение капиталистической системы (восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии);

рост радикальных движений за социальные и политические реформы;

политические революции XIX века вызвали интерес к вопросу социального порядка;

рост городов, процессы урбанизации и обострение социальных проблем.

Идейно-теоретические предпосылки:

социально-философские учения об обществе (от Аристотеля и Платона до А. де Сен-Симона и О. Конта);

утрата философией статуса науки и отнесение ее к метафизике на рубеже XVII – XVIII вв.;

формирование социологического подхода к анализу общества (историография, политическая экономия, утопический социализм);

научные открытия в химии и биологии в 30-40-х годах XIX века (Ч. Дарвин, М. Шлейден, Т. Шванн);

эмпирические исследования XVII – XVIII вв. (Д. Граунт и Э. Галлей);

развитие социалистических идей в обществознании;

формирование позитивного стиля мышления (А. Кетле и А. де Сен-Симон).

Огюст Конт (1798-1857) – один из создателей позитивной социологии. Он родился во Франции, в Монпелье, в семье функционера среднего ранга. Закончил лицей в г. Монпелье. Затем учился в Политехнической школе.

В 1817 году О. Конт стал учеником и секретарем А. Сен-Симона, философа, который был старше О. Конта на 40 лет; он остается его другом и сотрудником до 1824 г. Идеи этих двух мыслителей очень схожи, и все-таки между ними возникла ожесточенная борьба, которая привела к разрыву отношений.

В 1826 году О. Конт проводит в собственной квартире публичные лекции на основе его философских идей. 1830 г. – выход в свет первого тома «Курса позитивной философии».

С 1832 г. по 1844 г. О. Конт работал репетитором по анализу и механике в Политехнической школе.

В последние годы жизни увлекся религиозными идеями и попытался пересмотреть свою концепцию. О. Конт дошел до того, что вообразил себя высоким священником новой религии человечества; он верил в мир, которым в конце концов будут руководить социологи – священники.

На формирование взглядов О. Конта большое влияние оказали Ш. Монтескье и М. Кондорсе о естественно-закономерном развитии общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с А. Сен-Симоном.

Основные сочинения О. Конта:

«Курс позитивной философии» в 6 т. (1830 -1842);

«Рассуждение о духе позитивной философии» (1844);

«Позитивистский катехизис» (1851);

«Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества» в 4 т. (1851-1854) и др.

В «Курсе позитивной философии»Огюста Конта впервые появился термин «социология»,означающий дисциплину, изучающую общество как целостный социальный организм и применяющую для этого все средства и методы научного познания. Новый термин «социология» довольно быстро был принят во Франции и в других странах. Его стали использовать Джеймс Милль, с которым О. Конт был в переписке, Герберт Спенсер, Фердинанд Теннис и другие выдающиеся ученые того времени. Идея социологии витала в воздухе. Не О. Конт, так кто-то другой выполнил бы эту работу. Но истории науки известен тот факт, что сделал это именно Огюст Конт.

Свое понимание новой науки Огюст Конт изложил в трех последних книгах «Курса позитивной философии», и особенно – в четвертом томе.

Для определения места и роли новой науки О. Конт классифицировал науки по нескольким основаниям:

историческому (по времени и последовательности возникновения);

логическому (от абстрактного к конкретному);

посложности предмета исследования (от простого к сложному);

по характеру связи с практикой.

Отсюда основные науки расположились в следующем порядке:

1. математика,

2. астрономия,

3. физика,

4. химия,

5. биология,

6. социология

Математика, по мнению О. Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания. Социология, напротив – непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения. Социология – «склад» фактов всех конечных результатов естественных и гуманитарных наук, вершина позитивного знания (от латинского слова «positive» – положительный).

Критерии позитивной социологии О. Конта

объективность в противоположность субъективному;

реальность в противоположность химерическому;

полезность в противоположность негодному;

достоверность в противоположность сомнительному;

точность в противоположность смутному.

Три ведущих принципа социологии как науки О. Конта:

принцип эмпиризма, заставляющий учитывать в первую очередь данные непосредственного опыта;

принцип позитивизма, чтобы факты, интересующие социолога не искажались метафизическими и религиозными домыслами;

принцип физикализма, ориентирующий социологию на физику как методологический образец (эталон), достойный подражания.

По аналогии с разделами физики О. Конт подразделил социологию на две части:

социальную статику (для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных общностей);

социальную динамику (раскрывает механизм функционирования и развития общества).

 

В задачи социальной статики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек, т.е. социальной структуры данного общества. Главным элементом в структуре общества выступает семья, т.к. она обеспечивает его развитие на антропологическом уровне, являясь средством воспитания человека, накладывает отпечаток на всю общественную и производственную деятельность личности. О. Конт романтизирует патриархальную семью с ее авторитетом, четким разделением обязанностей, развитым чувством долга. Распад семьи равносилен гибели общества.

В задачи социальной динамики входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для О. Конта такими силами являются: биологические условия, астрономические (законы движения небесных тел), географическая среда, природные и климатические условия, а также расовый состав населения. Тем не менее, не эти силы оказывают определяющее влияние на жизнь общества, а взгляды, идеи, мышление, сознание людей. Отсюда, вся история человечества выступает как история развития познавательной деятельности людей, как динамика трехступенчатого прогрессивного восхождения их общественного сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.