Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная психология Альфреда Адлера




Основной идеей этой теории является идея комплекса неполноценности. А. Адлер считал, что все дети испытывают чувство неполноценности. Это чувство возникает из-за физических размеров детей, а также недостатка сил и возможностей. Сильное чувство или комплекс неполноценности может затруднить позитивное развитие и личностный рост.

Согласно мнению А.Адлера, каждый индивид вырабатывает специфическую жизненную цель, которая является сосредоточением его стремлений и достижений. Жизненная цель каждого индивида складывается под влиянием его личностного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности.

Формирование жизненных целей каждого индивида начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности и неуверенности в себе. В целом жизненные цели служат защитой против чувства бессилия. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны. Если чувство неполноценности является слишком сильным, то жизненные цели могут стать невротически преувеличенными. У невротической личности всегда есть значительное расхождение между сознательными и бессознательными жизненными целями.

В общем виде жизненная цель – это цель достижения превосходства над другими людьми. Содержание этой цели может быть различным: стремление к власти, красоте, богатству, известности, образованности и т.д.

Комплекс неполноценности может усиливаться под влиянием 2-х факторов:

· Врождённые дефекты;

· Неправильное воспитание в семье.

На основе жизненных целей у личности формируется жизненный стиль. Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым индивидом для достижения своей жизненной цели. Это индивидуальный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью.

Таким образом, поведение человека зависит от жизненных целей и жизненного стиля индивида.

Согласно мнению А. Адлера, существует 2 основных способа преодоления чувства неполноценности:

a. Компенсация – уменьшение проявлений нарушенных свойств за счёт усиленного развития других.

b. Сверхкомпенсация – усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования.

Кроме того, что преодолеть чувство неполноценности возможно посредством сотрудничества и взаимодействия с другими людьми. А.Адлер считает, что у личности существует врожденное чувство общности. Автор отмечает, что в определенном смысле все человеческое поведение социально, т.к. человек живёт и развивается в социальном мире. Если у человека недостаточно выражено стремление к сотрудничеству с другими людьми, то в результате у него возникает чувство неадекватности. Согласно мнению А.Адлера, именно на основе чувства неадекватности возникает невротический жизненный стиль.

Основными чертами здорового индивида является конструктивное стремление к совершенству и сильное чувство общности с другими индивидами.

Таким образом, основной идеей теории А.Адлера является то, что чувство неполноценности является тем механизмом, который управляет поведением человека. При недостаточной компенсации чувство неполноценности может переходить в комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – это совокупность установок, которые выражают в замаскированном виде чувство неполноценности. Комплекс неполноценности может являться как причиной аномального поведения, так и стимулом для самосовершенствования и личностного роста.

При нарушенном поведении комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей жизненной целью является достижение превосходства, которое настолько ярко выражено, что практически препятствует развитию и проявлению чувства общности. Такой человек выступает против требований общества, проявляя девиантное поведение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.