Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественная психология




Гуманистическая психология.

Когнитивная психология.

Бихевиоризм.

Гештальтпсихология.

Психоанализ.

Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор)

Сокращения: S - воздействие, стимул, раздражитель, сигнал. R - реакция, ответ на S.

 

1) Психоанализ (конец XIX в.). Основатель - австрийский психиатр З. Фрейд.

Вначале Фрейд, как другие психиатры его времени, рассматривал физические причины психических расстройств. Уже тогда было известно, что повреждение мозга и нервных клеток может привести к странному состоянию индивида, что проявляется и в физических признаках (например, потеря чувствительности - анестезия или неподвижность - паралич), и в эмоциональных (тревожность и депрессия). Но для некоторых пациентов физические причины не были найдены, и традиционно считалось, что они симулируют или фальсифицируют симптомы. При этом формировались немедицинские виды помощи - наложением рук или при помощи гипноза (с т.з. официальной медицины шарлатанство). В парижской больнице Ж. Шарко демонстрировал, что психиатрические симптомы можно вызвать с помощью гипноза. Пациентка, вспомнив ранние события жизни во время гипнотического транса, освободилась от них, когда он закончился. Фрейд учился в 1885-1886 гг. и был потрясен. Доказательства действия гипноза Фрейд преобразовал из физической модели психических расстройств в «динамическую» (психологическую) психиатрию. Фрейд предположил, что бессознательные силы влияют на поведение: это психический детерминизм, где психологические факторы рассматривают как причины, а проблемы пациента как следствие.

Фрейд пытался понять, каким образом психические факторы, например травмирующие события, приводят к физическим изменениям в нервной системе. Например, страх от травмирующей сексуальной встречи, изменив связи в НС, может в дальнейшем снова привести к возникновению симптомов тревожности. Эти изменения намного тоньше, чем грубые повреждения, с которыми обычно имели дело невропатологи. Так Фрейд обратился к косвенным методам исследования - через анализ клинического материала. Клинический метод хорошо приняли в неврологии, где повреждения НС чаще диагностировали на основе таких физических состояний человека, как паралич и боль, чем на изучении нервных клеток. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Й. Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стали применять термин «абреакция». В 1895 г. Фрейду приснился сон, после которого он сделал вывод о том, что сновидения имеют смысл, является символическими сообщениями из области бессознательного и поддаются рациональному анализу и истолкованию. Это привело к созданию метода свободных ассоциаций.

Теория Фрейда развивалась: он отошел от неврологии, оставив физическую модель человеческого состояния, и основал свою школу - психоанализ, в котором уделяется большое внимание содержанию мыслей, а не нейронам, позволяющим вообще мыслить. Если невропатолог, знающий физиологию, может представлять себе, как проходят пути нейронов, то психоаналитик-практик - как проходят пути мыслей. Фрейд открыл, что многие наши мысли спрятаны, в том числе и от самого мыслителя. Фрейд увидел ограниченность сознательного поведения: «То, что у вас на уме, не идентично тому, что вы осознаете; то, что приходит вам в голову, и то, что вы слышите об этом, - две совершенно разные вещи» (Freud, 1925/1958, р. 8). Он определил три уровня сознания и сравнил разум с айсбергом, плывущим по океану.

Сознание - подобно айсбергу, внешне видна только небольшая часть разума.

Предсознательное – небольшой слой, иногда видимый на поверхности воды, иногда погружающийся в глубину.

Бессознательное - большая часть психики спрятана, как часть айсберга, что под водой.

Сознание (Эго или Я) -часть психики, осознаваемая индивидом, которая определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Содержит опыт, которые становится человеку доступным при включении памяти и намеренных действиях. Сознание функционирует, соответствуя реальности, в согласии с законами пространства и времени. Человек знает о сознании и принимает его как себя самого, Идентифицирует себя с ним.

Предсознательное (Супер-Эго или Супер-Я) - буфер между бессознательным и сознанием, фильтр, контролирующий прорыв бессознательных инстинктов в сознание (Совесть). Содержит факты, которые не осознаются в определенный момент, но готовы всплыть в сознании в случае необходимости. Это информация не о том, о чем думается в настоящий момент, но что можно легко вспомнить (напр., девичья фамилия своей матери). Содержание предсознательного не слишком отлично от содержания сознания. Мысли передвигаются в готовом виде из одного в другое.

Бессознательное (Ид или Оно) - третий уровень сознания, который отличается от других. Это особые психические силы (инстинкты), лежащие за пределами сознания, но влияющие на самочувствие и поведение человека. Его содержание не готово перейти в сознание. Это ментальные процессы, которые человек не осознает. Это сопротивление выходу в сознание, потому что в противном случае сознание заставило бы слишком тревожиться.

Содержание бессознательного: воспоминания о забытых психотравмирующих событиях, желания, от которых отказываются. Напр., ребенок, переживший инцест (травмирующий сексуальный опыт), будет подавлять это воспоминание, стараясь забыть ужасное событие. Забывание защищает жертву от тревоги, которая сопровождает воспоминание о психотравмирующем переживании. Желания выступают причиной тревожности, если человек стыдится их. Напр., ребенок может желать, чтобы его младший брат умер из-за соревнования в любви родителей. Сознание отклоняет это желание как ужасное и злое и вытесняет. Отверженные желания – это то, что мы отвергаем, но они есть. В результате на бессознательном формируются энергетически-заряженные комплексы, которые являются источником напряжения. Ид эмоционально неустойчиво и менее цивилизованно, чем сознание.

С т.з. психоанализа, психика подвержена автоматической регуляции по принципу удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе, в которой часто побеждает бессознательное.

В первой половине XX в. от классического фрейдизма отделился ряд направлений, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда. Так возникли аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, социально-культурная концепция К. Хорни и др.

Современные теоретические разработки значительно расширили границы психоаналитического знания (например, теория объектных отношений, теория привязанности).

2) Гештальтпсихология (нем. Gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века.

Основатели - немецкие психологи М. Вертгеймер, К. Коффка и В. Кёлер - выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. В противовес принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, предложена идея целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. По мнению авторов теории, предметы, составляющие окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы: в частности, «закон целостности», «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон). Восприятие не сводимо к сумме ощущений, а свойства фигуры не описывают через свойства частей. Гештальт - особая функциональная структура - упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Например: «Мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую (В. Келлер).

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия, а в центре её внимания - тенденция психики к организации опыта в целое, доступное пониманию. Так, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел и узнаёт целую букву. Целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

3). Бихевиоризм ( от англ. behavior - поведение) - направление в психологии, определившее облик американской психологии первой пол. XX в., радикально преобразовав всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула S→R, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Основатели - Дж. Уотсон, Э. Торндайк. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. приобретаемого через научение - подкрепления разного рода Бихевиоризм выступил как антипод психоанализу, субъективной (интроспективной) концепции, сводившей психическую жизнь к «фактам сознания» и полагавшей, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир. Бихевиористов объединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимости покончить с «ментализмом».

Позже в экспериментальной работе и на уровне теории в психологии бихевиоризма произошла трансформация и признание промежуточной переменной в виде индивидуального опыта (S→O→R). Система идей Уотсона 30-х гг. XX в. уже не была более единственным вариантом бихевиоризма, было признано значение внутренних механизмов психики.

В бихевиоризме применяли два основных метода исследования поведения:

- наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях;

- наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем устанавливали закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды и переносили на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные формы поведения, но жизненная практика.

4). Когнитивная психология - направление психологии, изучающее когнитивные (познавательные) процессы человеческого сознания (память, внимание, представления, логическое мышление, воображение, способности к принятию решений).

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики, возникшей под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основана на аналогии между преобразованием информации в ЭВМ и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего, памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов, а главную роль отводят внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.

Психику уподобляли действиям, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д.. В этом случае когнитивную систему человека рассматривают как систему, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

5). Гуманистическая психология - направление в современной психологии, которое ориентировано на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии основной предмет анализа - высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в нач. 60-х гг. XX в. как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы.

Основатели - А. Маслоу, К. Роджерс; последователи - В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь и др. Гуманистическая психология опирается на философию экзистенциализма. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати (1959) на ежегодном съезде Американской Психологической Ассоциации.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии Дж. Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

· Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

· Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

· Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

· Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

· Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся многие направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психотерапевта являются безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. При кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической философской базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Базовое убеждение гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал здоровья и выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.