Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные возрастные периодизации в современной психологии




Возрастные периодизации - одна из основных методологических проблем. У животных есть четкая зависимость развития психических функций от возраста. У человека этого нет и возникает проблема критериев периодизации. Выделяют основные индивидуальные отличия среди людей:

а) в структуре, уровне развития и соотношения психических процессов;

б) в личностных особенностях (эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая сферы, уровень психологической зрелости).

Единой классификации нет. В основе разных классификаций лежат разные критерии выделения возрастных периодов. Отметим основные возрастные периодизации, где критерием выступает внутреннее по отношению к развитию индивида. Это объективный критерий, который не теряет своего значения в разные периоды жизни.

1) Периодизация Л.С. Выготского по критерию - возрастные психоновообразования.

Автор делит развитие на периоды: литические (медленные, эволюционные, которые длятся несколько лет и не имеют резких сдвигов в развитии, т.к. новообразования постепенно накапливаются); критические с резким переходом на другую ступень развития.

Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства: возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период.

Таблица 11. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому

Возраст Стабильный период развития Критический период Примечания
0-2 мес.   Кризис новорожденности Смена среды обитания, типов дыхания, питания, выделительных функций и т. д.
2 мес.-1 г. Младенческий возраст Кризис 1 года Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
1-3 года Раннее детство Кризис 3 лет Деятельность «игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.
3-7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
7-13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.
13-17 Пубертат Кризис 17 лет  

2) Периодизация Д. Эльконина по критерию смены ВТД при переходе на следующие возрастные периоды (с учетом конкретных общественно-исторических условий).

Таблица 12. Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину

(критерий - ведущие типы деятельности по возрастам)

 

Возраст Эпоха Период Ведущая деятельность Тип отношений Психические новообразования
0-1 г. Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональ-ное общение Человек - человек Сенсорное восприятие (основа для развития остальных психических функций)
1-3 г. Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность Человек - предмет Прямохождение Двигательно-зрительная ориентация в пространстве Предметно-орудийные действия
3-7 л. Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра Человек - человек Освоение символов (предметы-заменители) Освоение социальных ролей и норм взаимодействий (половых, иерархичных и проч.) Навыки коммуникации
7-11 л. Младшее школьное Учебная деятельность Человек - предмет Интеллектуальное развитие Волевые качества (усидчивость, целеустремл-ть) Усвоение социальных норм, дисциплины
11-13 л. Подростничество Младшее Интимно-личностное общение Человек - человек Я-концепция (самообраз, самосознание, самоотношение, самооценка) Коммуникативные навыки Основы мировоззрения
13-15 лет Старшее Учебно-профессиональная деятельность Человек - предмет Мировоззрение (картина мира) Эго-идентичность Групповая идентичность

3) Периодизация эпигенетического развития Э. Эриксона по социально-психологическому критерию - решение жизненных задач и преодоление внутренних конфликтов

Таблица 13.Периодизация эпигенетического развития Э. Эриксона

Возраст Жизн. конфликт Жизненные задачи
Младенчество (оральная ст.) до 1 г. Доверие / недоверие Развитие базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения.
Ранний возр. (анальн. ст.) (1-3 года) Автономия / сомнение, стыд Борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих дейст-виях за собственную независимость и самостоятельность
Возраст игры (фаллическ. ст.) (3-6 лет) Инициат-ть / чувство вины Развитие активной инициативы / переживание чувства вины за свою неумелость + моральная ответственность за свои желания.
Шк. возр. (6-14 лет) Достижение / неполноцен-ть Формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда / осознание собственной неумелости и бесполезности.
Подростковый возр. и юность (14-20 лет) Идентичность / диффузия идентичности Первое цельное осознание себя и своего места в мире/отриц. полюс - неуверенность в понимании собственного Я, диффузия идентичности
Молодость (21-28/30 л.) Интимность / изоляция Поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодоление чувства одиночества.
Зрелость (31-65 л.) Творчество / застой Борьба творческих сил человека против косности и застоя.
Старость Интеграция / разочарование в жизни Становление окончательного цельного представления о себе, своей жизни / возможное разочарование в прожитой жизни и нарастающему отчаянию.

4) Периодизация ж изненного пути человека Г. Крайг подчеркивает, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период).

I. Пренатальный период - от зачатия до рождения ребенка

II. Младенчество - от рождения до 18-24 месяцев

III. Первые два года жизни (период тоддлеров) - от 12-15 месяцев до 2-3 лет

IV. Раннее детство - от 2-3 лет до 5-6 лет

V. Среднее детство - от 6 приблизительно до 12 лет

VI. Подростковый и юношеский возраст - приблизительно с 12 лет до 18-21 года

VII. Ранняя взрослость - от 18-21 года до 40 лет

VIII. Средняя взрослость - от 40 до 60-65 лет

IX. Поздняя взрослость - от 60-65 лет до смерти.

Таким образом, мультидисциплинарная проблема возрастного становления психики и личности многогранна, сложна и требует дальнейшей разработки с учетом культурно-исторических условий и социальных общественных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.