КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные возрастные периодизации в современной психологии
Возрастные периодизации - одна из основных методологических проблем. У животных есть четкая зависимость развития психических функций от возраста. У человека этого нет и возникает проблема критериев периодизации. Выделяют основные индивидуальные отличия среди людей: а) в структуре, уровне развития и соотношения психических процессов; б) в личностных особенностях (эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная, ценностно-смысловая сферы, уровень психологической зрелости). Единой классификации нет. В основе разных классификаций лежат разные критерии выделения возрастных периодов. Отметим основные возрастные периодизации, где критерием выступает внутреннее по отношению к развитию индивида. Это объективный критерий, который не теряет своего значения в разные периоды жизни. 1) Периодизация Л.С. Выготского по критерию - возрастные психоновообразования. Автор делит развитие на периоды: литические (медленные, эволюционные, которые длятся несколько лет и не имеют резких сдвигов в развитии, т.к. новообразования постепенно накапливаются); критические с резким переходом на другую ступень развития. Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства: возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Таблица 11. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому
2) Периодизация Д. Эльконина по критерию смены ВТД при переходе на следующие возрастные периоды (с учетом конкретных общественно-исторических условий).
Таблица 12. Периодизация психического развития в онтогенезе по Д.Б. Эльконину (критерий - ведущие типы деятельности по возрастам)
3) Периодизация эпигенетического развития Э. Эриксона по социально-психологическому критерию - решение жизненных задач и преодоление внутренних конфликтов
Таблица 13.Периодизация эпигенетического развития Э. Эриксона
4) Периодизация ж изненного пути человека Г. Крайг подчеркивает, что некоторые периоды значительно варьируют в различных культурах, тогда как другие в большей степени зависят от индивидуальных особенностей биологического развития человека (например, подростковый возраст определяется вступлением в пубертатный период). I. Пренатальный период - от зачатия до рождения ребенка II. Младенчество - от рождения до 18-24 месяцев
III. Первые два года жизни (период тоддлеров) - от 12-15 месяцев до 2-3 лет IV. Раннее детство - от 2-3 лет до 5-6 лет V. Среднее детство - от 6 приблизительно до 12 лет VI. Подростковый и юношеский возраст - приблизительно с 12 лет до 18-21 года VII. Ранняя взрослость - от 18-21 года до 40 лет VIII. Средняя взрослость - от 40 до 60-65 лет IX. Поздняя взрослость - от 60-65 лет до смерти. Таким образом, мультидисциплинарная проблема возрастного становления психики и личности многогранна, сложна и требует дальнейшей разработки с учетом культурно-исторических условий и социальных общественных отношений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |