Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стоимость, полезность, ценность, цена




Характеристики блага, товара, услуги

Благо – это все то, что удовлетворяет потребности человека.

Блага бывают:

материальные – объекты и явления, имеющие материальную форму:

а) неэкономические – блага предоставленные человеку природой без приложения с его стороны каких-либо усилий: вода, воздух, свет, грибы, ягоды и другое;

б) экономические – блага, полученные в результате экономической деятельности человека: одежда, жилье, станки, машины, еда и другое;

нематериальные – не имеющие материальной формы:

а) внутренние – блага данные человеку природой при рождении, которые он развивает в себе по своей воле: музыкальный слух, физическая сила, способности к наукам, упорство, трудолюбие и т.д.;

б) внешние – это то, что дает человеку внешний мир и общество для удовлетворения потребностей: репутация, деловые связи, протекция и т.д.

Произведенные человеком блага могут предназначаться как для собственного потребления, так и для обмена на другие блага.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Товар обладает двумя свойствами:

а) способностью удовлетворять какую-либо потребность;

б) способностью обмениваться на другой товар.

Особое место среди благ, необходимых человеку, занимает специфическая форма товара, называемая услугой.

Услуга – это целесообразная деятельность человека, имеющая полезный эффект, удовлетворяющий потребности другого человека или людей.

Услуга имеет специфические свойства:

а) она не материальна, т.е. не имеет вещественной формы. Например, массаж, ремонт, концерт и другие.

б) полезный эффект возникает только в результате живого труда;

в) услуга может быть потреблена только в момент ее оказания;

г) услуги нельзя накопать.

 

Стоимость является важнейшей характеристикой товара. Различают два основных вида стоимости.

Потребительная стоимость – это свойства вещи, благодаря которым, она может удовлетворять потребности человека.

Например, если человек плохо видит, то у него есть потребность в очках. Для этого человека очки обладают потребительной стоимостью. Для другого человека, у которого нормальное зрение, те же самые очки потребительной стоимостью не обладают, они ему просто не нужны. Следовательно, один и тот же товар для разных людей может обладать различной потребительной стоимостью. Поэтому потребительская стоимость ни в чем не может быть исчислена, в том числе и в деньгах. Если за разбитые очки дать человеку необходимую сумму денег, то он лучше видеть не станет.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другой товар в определенных пропорциях.

Например, одна булка хлеба может быть обменена на 10 рублей.

Меновая стоимость может быть исчислена в другом товаре или в деньгах.

Для экономической теории очень важным был вопрос об источнике возникновения новой стоимости и о том, как ее можно посчитать.

Представители классической политэкономии Адам Смит, Давид Риккардо, Карл Маркс и другие создали трудовую теорию стоимости. Они утверждали, что только труд является источником возникновения новой стоимости. Но какой вид труда (умственный или физический) и какого качества (ручной или машинный) необходимо рассматривать для расчета величины стоимости? Четкого ответа на этот вопрос трудовая теория стоимости не дает.

Позже трудовая теория стоимости преобразовалась в затратную теорию стоимости. Согласно данной теории стоимость формирует не один, а все четыре основных фактора производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности (предпринимательство). Величину стоимости можно подсчитать как сумму всех затрат, связанных с факторами производства, т.е. затрат на производство товара. Затраты складываются из заработной платы работников, ренты за пользование землей, процента на капитал и платы за сырье, материалы, машины, оборудования, сооружения и т.д., а также предпринимательского дохода. Стоимость создается на производстве, а затем проявляется на рынке в виде меновой стоимости. Затратная теория имеет существенный недостаток. Она рассматривает формирование стоимости только со стороны производителя, а потребитель в этом процессе, как бы и не участвует.

Во второй половине ХIХ века в Европе сформировалось маржинальное направление в экономической науке. Маржиналисты утверждали, что люди ценят материальные и духовные блага не потому, что на них затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага обладают полезностью.

Полезность – это способность блага удовлетворять какие-то потребности человека. Полезность чисто субъективное понятие, поскольку полезность одного и того же блага для разных людей различная. Например, платье и юбка для женщины обладают полезностью, а для мужчины – нет. Даже для одного человека полезность одного и того же блага в разные периоды будет различной. Например, полезность шубы зимой и летом. Поэтому отсутствует количественная единица измерения полезности.

Следует различать такие понятия, как «полезность» и «польза». У наркомана существует потребность в наркотике. Значит, для него наркотик обладает полезностью и очень высокой. Но наркотик не приносит никакой пользы, наоборот, наносит существенный вред здоровью.

На базе понятия полезности формируется понятие ценности.

Ценность – это индивидуальная оценка полезности блага.

В отличие от полезности, ценность может быть выражена количественно в каких-либо единицах или деньгах.

Свойства ценности:

а) ценность выявляется человеком только в процессе потребления блага, когда

 

он осознает свою зависимость от наличия, данного блага;

б) ценность не является свойством блага. Если благо не находится в сфере деятельности человека, то оно и не обладает ценностью. Например: никто не купит золото, растворенное в водах морей и океанов, хотя все знают, что его там много;

в) ценность блага не существует вне человеческого сознания, поэтому она субъективна как по своей сути, так и по своей величине.

Недостатком маржинальной теории является то, что она рассматривает процесс формирования ценности блага только со стороны потребителя, а производитель в этом процессе как бы и не участвует.

Недостатки и противоречия теорий стоимости и полезности преодолел английский ученый-экономист Альфред Маршалл. Он утверждал, что рыночная цена является результатом пересечения цены спроса, определяемой полезностью и цены предложения, определяемой издержками. Ввел в обиход крылатое выражение «лезвия ножниц», как образную характеристику двух факторной сущности формирования рыночной цены. В своей знаменитой книге «Принципы экономикс», изданной в 1890 году, он писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

 

Цена – это коллективная оценка полезности блага.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.