Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материализм





Идеализмсуществует в двух видах: объективный и субъективный.

Объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.

Классическими представителями объективного идеализмав европейской философии являются Платон (428-347)— в античной, Фома Аквинский (1225-1274)— в средневековой, Гегель (1770-1831)— в философии Нового времени; в индийской философии — ортодоксальные даршаны (например, педанта).

Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Все виды вещей имеют свой прообраз в виде соответствующей идеи. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, Что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира Из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.

Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».

В субъективном идеализмеутверждается зависимость мира, вещей и т. п. От человека, от его сознания. Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814),некоторые экзистенциалисты и др.

Путь к субъективному идеализму у Беркливыстраивается следующим образом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств.Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: «Существовать — значит быть воспринимаемым».Об объективном же существовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки прения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем, и т. п.



Материализм имеет продолжительную историю. Начала материализма были II философии Древнего мира (например, даосизм в Древнем Китае, чарвака-локаята в древней Индии, милетская школа в Древней Греции).

Первая основная форма материализма — механистический материализм. Подходы к нему встречаются уже в античности (например, атомистическое учение). Развитие эта форма материализма получила в философии Нового времени. Его известные представители: Ф. Бэкон (1561-1626), Гоббс (1588-1679) - в Англии, Ламетри (1709-1751), Гольбах (1723-1789) - во Франции и др. Этот материализм опирается на достижения естествознания, главным образом на механику, которая длительное время была ведущей областью естествознания. Философы абсолютизировали ряд понятий и принципов механики, вследствие чего материальный мир представлялся как весьма сложный и неизменный механизм, в котором все причинно обусловлено и необходимо.

Механистические, метафизические материалисты были материалистами в объяснении природы, но не поднялись до материализма в понимании общества; считая, что в обществе нет механической причинности, они утверждали, что в нем действует моральные принципы, что «мнения правят миром», и т. п.

Высшей, современной формой материализма является диалектический материализм. Исходным фундаментом его были философские взгляды Маркса (1818-1883) и Энгельса (1820-1895). В последующем взгляды основателей диалектического материализма ожидала двойственная судьба. В течение довольно длительного периода они были канонизированы в странах социализма. Но затем они получают развитие, конкретизацию, уточнение; происходит отказ от некоторых их положений (главным образом, в социально-философских концепциях), выдвигаются новые идеи. Интенсивно разрабатываются проблемы онтологии, гносеологии, методологии и других разделов философии в плане диалектического материализма.

 

Материализм

Метафизический материализм   Диалектический материализм

Атомистические учения в философии Древнего мира Демокрит (существуют только атомы (бытие) и пустота (небытие)   Философия марксизма К.Маркс (основу общества составляет материальное производство)
Механистический материализм Нового времени Ф.Бекон, Гоббс в Англии: Ламетри, Гольбах во Франции (абсолютизация понятий и принципов механики)

 

 

И материализм и идеализм — это монистические философские учения (монизм – учение, основывающееся на признании одного первичного начала). Но кроме монистической философии существуют дуалистические концепции. Примером дуализма может служить учение Декарта (1596-1650), который считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями.

Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.

В связи со второй стороной основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, также существуют различные точки зрения. Большинство философов, да и обычных людей, отвечают на этот вопрос утвердительно. И для позиции этого большинства исторически не сложился общеупотребительный термин. Но есть группа философов, которые в той или иной форме оспаривают возможность достоверного познания мира, говорят о принципиальных границах человеческого познания. Эта философская позиция получила название «агностицизм».

Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания. Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.



Решение первой стороны основного вопроса философии   Решение второй стороны основного вопроса философии

 

 

Что первично: бытие (материя) или сознание? (онтологический аспект)   Познаваем ли мир, природа, общество? (гносеологический аспект)

Монизм   Дуализм   Мир познаваем   Достоверное познание мира невозможно

 

 

Материя первична, сознание вторично Материя зависит от духовного начала   Материальное и духовное существуют независимо друг от друга   Агностицизм

 

 

Материализм     Идеализм





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.