Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления финансами и их функции




Управление финансами осуществляют специальные органы. Их можно подразделить на 3 группы:

1. органы общего управления финансами;

2. органы оперативного управления финансами;

3. органы отраслевого управления финансами.

 

Общее (стратегическое) управление финансами осуществляют органы государственной власти и управления. В РБ это Национальное собрание, Президент, Правительство.

Органы общего управления определяют стратегию развития, финансовую политику государства, утверждают законодательные акты, в том числе финансовые, и осуществляют общий финансовый контроль за их исполнением.

В соответствии с Конституцией РБ, государственный контроль за исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля, который образован Президентом.

Участвуя в процессе управления финансами, Комитет государственного контроля проверяет:

1. своевременность и полноту поступления доходов, целевое и эффективное расходование средств республиканского бюджета и выполнение государственных программ;

2. соблюдение законодательства в области финансов и налоговых отношений;

3. работу финансовых и налоговых органов в РБ по организации исполнения бюджета;

4. состояние контрольно-ревизионной работы в РБ.

 

Помимо органов общего управления важную роль в системе управления финансами играют специальные органы, осуществляющие оперативное управление финансами: Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк РБ. Они проводят в жизнь финансовую политику государства.

 

Основной орган в системе оперативного управления финансами – это Министерство финансов. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением «О Минфине РБ», которое утверждено Постановлением Совета Министров от 30.10.301 № 1585.

Его основные задачи:

1. проведение государственной политики в области финансов, управление ими и осуществление контроля и координации действий в финансовой сфере;

2. использование финансов в целях увеличения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

3. разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений юридических и физических лиц с государством по обеспечению роста финансовых ресурсов;

4. проведение бюджетной и налоговой политики;

5. разработка методологии, отчётности и осуществление контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других органах государственной власти;

6. участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;

7. контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции республики в мировое хозяйство.

 

В соответствии с возложенными на него задачами министерство финансов осуществляет многочисленные функции. Основные из них:

1. методологическое руководство бюджетно-финансовой сферой республики;

2. изучение экономики и финансов отраслей народного хозяйства;

3. разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

4. организация работы по составлению проекта республиканского бюджета: определение порядка, сроков составления и представления Минфину министерствами и ведомствами, исполкомами, предприятиями прогнозных данных о доходах и расходах бюджета, которые необходимы для разработки проекта республиканского бюджета и расчёта нормативов отчислений от общереспубликанских налогов и других платежей в местные бюджеты;

5. составление проекта бюджета и представление его в Совет Министров для рассмотрения и обсуждения;

6. составление долгосрочного и краткосрочного прогнозирования обеспечения республиканского бюджета финансовыми ресурсами (составление прогноза социально-экономического развития республики);

7. проведение работы по совершенствованию налогового законодательства и подготовка проектов соответствующих нормативных актов;

8. анализ влияния действующей налоговой системы на обеспечение доходной части бюджета и на финансовое состояние субъектов хозяйствования;

9. определение порядка финансирования расходов, предусмотренных бюджетом, обеспечение исполнения республиканского бюджета, осуществление систематического контроля за исполнением бюджета, методического руководства и контроля за соблюдением финансовой дисциплины.

 

В структуру Министерства финансов входят следующие департаменты:

1. Департамент государственных знаков;

2. Департамент драгоценных металлов и камней;

3. Департамент страхового надзора;

4. Департамент бюджетной политики;

5. Департамент налоговой политики и доходов бюджета;

6. Департамент финансирования непроизводственной сферы и социальной защиты;

7. Департамент рынка ценных бумаг и денежно-кредитной политики;

8. Департамент финансирования производственной сферы и коммуникаций;

9. Департамент финансирования внешнеэкономических связей и внешнего долга.

 

Кроме того, в состав Минфина входят:

1. Главное контрольно-ревизионное управление;

2. Главное управление аудита;

3. Главное государственное казначейство.

 

Министерство финансов осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью всех своих управлений и департаментов.

 

Министерство финансов наделено также большими правами:

1. оно имеет право требовать и получать:

1.1 от всех централизованных органов управления, предприятий, организаций и учреждений информацию об осуществлении финансовых операций по формированию, распределению и использованию государственных финансовых ресурсов;

1.2 материалы для бюджетного планирования, балансы и другие материалы для осуществления контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством;

2. проводить ревизии и проверки на различных уровнях управления финансами по вопросам соблюдения действующего законодательства, применять экономические санкции и приостанавливать действие выданных лицензий;

3. ставить вопрос о привлечении и ответственности должностных лиц при нарушении законодательства государства, финансовой дисциплины и передавать при необходимости материалы в соответствующие правоохранительные органы.

 

Помимо Министерства финансов и его территориальных органов, оперативное управление финансами в сфере налогообложения осуществляет Министерство по налогам и сборам. Оно осуществляет свою деятельность через аппарат министерства, инспекции по областям и г. Минску, по городам и районам.

Основные задачи МНС:

1. контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве: обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет и их учёт;

2. руководство деятельностью инспекций по областям и г. Минску, городам и районам;

3. разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

4. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

5. предупреждение, пресечение нарушений налогового законодательства;

6. подготовка налоговых соглашений с другими государствами и изучение опыта их работы;

7. издание методических указаний и разъяснений о порядке исчисления, учёта, взимания налогов и других платежей в бюджет.

 

МНС возглавляет министр, который назначается президентом.

В структуре данного министерства выделяют следующие направления:

1. методология налогообложения юридических лиц;

2. методология взимания налогов с физических лиц и прочих доходов;

3. методология налогообложения прибыли и доходов от внешнеэкономической деятельности;

4. налоговый учёт;

5. финансовые санкции и инспекторская работа;

6. методология информационного обеспечения;

7. контрольное управление;

8. юридическое управление;

9. управление финансирования государственной налоговой службы.

 

Национальный банк – центральный банк и государственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

 

Основными целями деятельности Национального банка являются:

1. защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

2. развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

3. обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

 

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

 

Национальный банк выполняет следующие функции:

1. разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

2. осуществляет эмиссию денег;

3. регулирует денежное обращение;

4. регулирует кредитные отношения;

5. организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

6. осуществляет валютное регулирование;

7. выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

8. выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

9. регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

10. организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

11. создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

 

К органам отраслевого управления относятся министерства, ведомства, концерны, предприятия, организации и учреждения. Они осуществляют управление финансовой работой на соответствующем первичном уровне.

 

Таким образом, органы финансового управления в каждой сфере и звене финансовой системы выполняют ряд взаимосвязанных функций, которые состоят в:

1. получении финансовой информации, необходимой для принятия решений;

2. планировании финансово деятельности;

3. оперативном управлении финансовыми ресурсами;

4. осуществлении финансового регулирования;

5. осуществлении финансового контроля.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.