Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность личности в информационном обществе





В философском словаре личность определяется как «человече­ский индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и обще­ственных отношений». Природную основу личности образуют ее биологические особенности, но определяющим фактором совре­менного ее развития являются качества социально-значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеж­дения и др.

Личность — это динамическая, относительно устойчивая це­лостная система интеллектуальных, социально-культурных и мо­рально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуаль­ных особенностях его сознания и деятельности. Таким образом, понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социально-природных отношений. Проблема «лично­сти и общества» имеет разветвленные корни, уходящие в глубь веков. Уже достаточно давно в мировой теории и практике сфор­мировалось представление о том, что каждое исторически кон­кретное общество представляет для становления и развития личности определенные природно-социальные условия, поми­мо этого на развитии общества сказывается деятельность и ин­тересы личности.

Развитие человека и общества в целом находится под влияни­ем различных факторов. Одним из них является информационное воздействие. В настоящее время именно информационное воздей­ствие на человека и общество выходит на первый план. Можно привести много примеров массового информационного воздей­ствия на психофизиологическое состояние людей.

Развитие информации, и, как следствие, — развитие техники и технологий накладывает сильный отпечаток на внутренний и внешний мир человека, что в свою очередь отражается на уровне его информационной безопасности и защищенности. В психосо­циокультурное пространство человека активно входят информа­ционные технологии и зачастую человеку становится невозможно угнаться за ходом их развития. Информационные технологии опре­деляют уровень информационного взаимодействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, т.е. объектом информацион­ных технологий является деятельность, взаимодействие в системе «человек—техника—среда». В условиях информационного обще­ства они становятся одним из важнейших инструментов форми­рования потребностей, интересов, взглядов, ценностных устано­вок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение че­ловека в целом, механизмом воспитания и обучения. При этом информационные технологии могут привести как к позитивным, прогрессивным изменениям в развитии личности, так и спрово­цировать негативные последствия.



Особое влияние применяемые технологии оказывают на фор­мирование характера мышления личности. К позитивным личност­ным преобразованиям можно отнести: усиление интеллекта чело­века за счет вовлечения его в решение более сложных задач в усло­виях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повы­шает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетво­ренность пользователя.

Однако наряду с положительным воздействием информации, информационных технологий и ресурсов серьезную угрозу гло­бального характера в настоящее время представляют опасности в информационной сфере. Их можно в целом определить как меха­низмы или способы подавления современной личности в обще­стве и государстве.

Данной проблеме посвящены исследования таких ученых, как Л.А.Михайлов, В.И.Ярочкин, Д.Б.Халяпин, С.К.Шойгу, Г.В.Бе­лов, А.А.Шиверский, В.Н.Лопатин, Ю.А.Ермаков, Л.Вайтку-нене, В.Х.Рикер, Р.Б.Гудин и др.

Существующая опасность пагубного информационного воздей­ствия на людей, общество и государство в целом позволяет опре­делить возможные угрозы со стороны информации.

Посредством СМИ, например, можно внушить человеку все что угодно. Он не успевает разобраться в обилии информации, поступающей из телевидения, радио и других источников.

Так, результаты исследования американского агентства Reuters подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главную роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1 000 бизнесменов из разных стран мира. Более половины респондентов признались, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного.

Кроме того, около 50 % сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удач­ного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. Так, 80 % респондентов считают, что сбор данных — необходимое условие квалифициро­ванной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы, 50 % опрошенных жаловались на то, что обработать всю собран­ную информацию попросту невозможно.

Информация, поступающая из различных источников, может быть полезной, бесполезной и просто вредной. Так, например, сообщения о неблагоприятных днях и даже часах для людей с определенными заболеваниями (в основном сердечно-сосудисты­ми), магнитных бурях, астрологические прогнозы очевидно вред­ны, но несмотря на это, они регулярно поступают с экранов те­левизоров и из радиоэфира. Это связано с тем, что современные люди следуют одному из главных лозунгов нашего времени — «ин­формационная свобода». Однако в большинстве случаев под такой «свободой» понимается стремление преподнести субъективно-ориентированную информацию и не учитываются последствия ее воздействия на психонейрофизиологические особенности чело­века, что, в свою очередь, может привести к информационному беспределу.

Наиболее значимыми являются исследования ученых, в кото­рых раскрывается влияние Интернета на состояние человека и, как следствие, формирующаяся информационная зависимость от него.

К.Янг, исследуя интернет-зависимых людей, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), «многопользовательский мир» (MUDs) (28 %), телеконференции (15 %), электронную почту (13%), WWW (7%), информационные протоколы (2%). Приве­денные сервисы сети можно разделить на связанные с общением и не связанные с общением, а используемые для получения ин­формации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконфе­ренции, электронная почта, ко второй — информационные про­токолы. В этом исследовании было также установлено, что интер­нет-независимые люди пользуются преимущественно теми служ­бами Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет-зависи­мые люди преимущественно пользуются теми сервисами Интер­нета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном простран­стве, т.е. большая часть интернет-зависимых людей пользуется сервисами, связанными с общением. К.Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: «висящие» на общении ради обще­ния (91 %) и «висящие» на информации. При этом, по данным опроса, интернет-зависимых людей привлекают такие особен­ности сети, как анонимность (86 %), доступность (63 %), безо­пасность (58 %) и простота использования (37 %). Отсюда следу­ет вывод, что интернет-зависимые люди пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к оп­ределенной социальной группе: участия в чате или телеконфе­ренции); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает опре­деленную реакцию окружающих, получения признания окружа­ющих.



Кроме того, интернет-зависимость можно сравнить с другими видами зависимостей, например от вредных веществ. Возникно­вение тех или иных видов зависимостей предполагает определен­ный тип личности — зависимый. Такие люди попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, пси­хологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, информационной интернет-зависимости, им свойственны такие черты, как крайняя несамостоятельность, неумение отка­зать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людь­ми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, и, как следствие, сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пас­сивную жизненную позицию, когда человек отказывается пер-

вым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно прини­мать решения. Кроме того, зависимому типу личности свойствен­ны страх одиночества и желание его избегать, социальная дез­адаптация, которая характеризуется узким кругом общения (воз­можно общение со многими людьми, но очень поверхностное), неумением высказать, поделиться своими переживаниями с окру­жающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность (возможно отсут­ствие постоянной работы). Эти люди часто отказываются от ранее намеченных целей и, как следствие, пребывают в состоянии де­прессии.

В своей повседневной деятельности человек пользуется элек­тронными и другими средствами массовой информации, общает­ся с людьми и получает информацию. Современная информация в свою очередь влияет на развитие человека в обществе, от нее человек зависит, и информация может изменить ход развития че­ловеческого общества. Однако непосредственно информация так­же может быть подвержена опасным воздействиям.

Все разнообразие проводимых с информацией действий мож­но сгруппировать по нескольким характерным признакам. Так, например, искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов, когда, допустим, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства. Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии опре­деленных тем. Гораздо чаще используется метод частичного осве­щения или избирательной подачи материала.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы ее содержание было воспринято необходимым обра­зом. Например, обилие информации в неподготовленном и/или несистематизированном виде осложняет ее восприятие. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.

Существует прием особой компоновки тем, который наводит получателя информации на вполне однозначные выводы: напри­мер, в одной рубрике или разделе даются сообщения о курьезах и чьей-либо голодовке протеста.

Немалую роль играет момент подачи информации. Известным приемом является показ той или иной передачи в наиболее (наи­менее) удобное для телезрителей время. Интересен прием, под­робно разбираемый В.Х. Рикером. В зависимости от того, в каком порядке ставят на голосование вопросы или обсуждают пункты повестки дня собрания, итоговый исход голосования или обсуж­дения будет разным из-за влияния результатов предыдущего го­лосования или обсуждения на последующие. Подобные результаты получены и в экспериментальном исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выпол­нения пустяковой просьбы экспериментатора.

Еще один распространенный прием — подпороговая подача информации. Родственный прием в слуховой модальности — сме­на музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в диктор­ском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового ка­нала.

Наиболее полный обзор преимущественно информационных способов психологического воздействия содержится в моногра­фии Р. Б. Гудина. Он описывает, например, «лингвистические ло­вушки» — неявные ограничения, накладываемые на содержание избранными для его передачи словами или выражениями, спосо­бом или традицией их употребления, «риторические трюки», сим­волическое вознаграждение, ритуалы и т.д.

Некоторые страны стремятся к доминированию в мировом ин­формационном пространстве. Серьезную опасность в связи с этим представляет разработка рядом государств концепции информацион­ных войн, предусматривающих создание средств опасного воздей­ствия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекомму­никационных систем, а также сохранности информационных ре­сурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Термин «информационная война» появился в середине 1980-х гг. в связи с новыми задачами вооруженных сил США после оконча­ния «холодной войны» и начал активно употребляться после про­ведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г., когда новые инфор­мационные технологии впервые были использованы как средства ведения войны.

В военных кругах США под информационной войной понима­ются действия, предпринимаемые для достижения информаци­онного превосходства в поддержке национальной военной стра­тегии посредством воздействия на информацию и информацион­ные системы противника при одновременном обеспечении без­опасности и защиты собственной информации и информацион­ных систем (В. Ю. Микрюков).

В исследованиях Г. Г. Почепцова информационная война пони­мается как «коммуникативная технология по воздействию на мас­совое сознание с кратковременными и долговременными целями. Целями воздействия являются внесение изменений в когнитив­ную структуру, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре».

Информационная война имеет характерные особенности (Т.Л.Партыка, И.И.Попов):

•информационная война охватывает в качестве самостоятель­ных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования;

•объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты;

•информационная война расширяет территорию и простран­ство ведения войн, проводится как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности;

•она ведется как специализированными военными, так и граж­данскими структурами.

Информационная война преследует определенные цели:

•формирование и массовое распространение по информаци­онным каналам противника или глобальным сетям дезинформа­ции или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих реше­ния (психологическая война);

•получение интересующей информации путем перехвата и об­работки открытой информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, циркулирующей в информационных системах, а также публикуемой в средствах массовой информации.

Исследуя информационные войны, американские аналитики вводят понятие информационного превосходства — возможность сбора, обработки и распространения непрерывного потока ин­формации при воспрещении использования (получения) инфор­мации противником. Информационное превосходство достигает­ся в небоевой обстановке или в обстановке, в которой еще нет четко обозначившихся противников, в то время как свои войска получают информацию, необходимую им для выполнения опера­тивных задач. Аналитики рассматривают информационное превос­ходство как новый уровень боевой готовности, необходимость в котором возникла в последнее время.

Наряду с этим для ведения информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности Российской Феде­рации в информационную инфраструктуру России вводится по­нятие «информационное оружие», которое определяется как сред­ства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения дос­тупа к ним законных пользователей, дезорганизации работы тех­нических средств, вывода из строя телекоммуникационных се­тей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования государства.

Объектами применения информационного оружия как в мир­ное, так и в военное время выступают:

• компьютерные и коммуникационные системы, используемые государственными организациями при выполнении своих управ­ленческих функций;

•военная информационная инфраструктура, решающая зада­чи управления войсками и боевыми средствами, сбора и обработ­ки информации в интересах вооруженных сил;

•информационные и управленческие структуры банков, транс­портных и промышленных предприятий;

•средства массовой информации, в первую очередь электрон­ные (радио, телевидение и др.).

Таким образом, возможность применения информационного оружия в условиях открытости и роста международного информа­ционного обмена определяет необходимость и особенности защи­ты человека, общества, государства и информационных систем от его воздействия.

Особую опасность информационное оружие представляет для информационных компьютерных систем органов государствен­ной власти, управления войсками и оружием, финансами и бан­ками, экономикой страны, а также для людей при информаци­онно-психологическом (психофизическом) воздействии на них в целях управления их индивидуальным и коллективным поведе­нием.

При этом по своей результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения.

Информационное оружие можно классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и систе­мы противника. Это воздействие может быть физическим, информа­ционным, программно-техническим или радиоэлектронным.

Прослеживается взаимосвязь между информационным оружи­ем и СМИ. Так, например, информационные методы воздействия реализуются посредством всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных сетей типа Интер­нет, станциями голосовой дезинформации. Средствами реализа­ции программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также спе­циальные средства проникновения в информационные сети. Дан-" ные средства используются для сбора, изменения и разрушения информации, хранящейся в базах данных, а также для нарушения или замедления выполнения различных функций информацион­но-вычислительных систем.

Более серьезным механизмом информационного подавления личности являются религиозные тоталитарные секты, где людьми откровенно манипулируют в целях установления власти и мате­риальной наживы. Известно, что участники этих религиозных дви­жений регулярно должны жертвовать определенные суммы денег, они постепенно утрачивают собственную волю и сходят с ума. Религиозный культ является в данном случае «маскарадом», скры­вающим истинные намерения руководителей. В секты также попа­дают зависимые, внушаемые люди.

В целом, манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздей­ствия стало достаточно обычным явлением в повседневной жиз­ни, экономической конкуренции и политической борьбе.

Таким образом, практически все обозначенные механизмы и способы информационного подавления личности являются по­тенциально опасными. Проходя через сознание каждого члена общества, длительное массированное информационно-психоло­гическое воздействие разрушающего характера создает реальную угрозу существованию нации в результате трансформации ее ис­торически сложившейся культуры, основных мировоззренческих и идеологических установок. Следовательно, это подтверждает необходимость разработки действенных способов защиты лично­сти, общества и государства от информационного подавления и разработки эффективных методов противодействия в виде сфор­мированной системы знаний в области информационной без­опасности.

Контрольные вопросы

1.Докажите, что информационная среда является в настоящее время системообразующим фактором жизни общества.

2.Что такое «информация»? Какое значение играет информация в современной жизни человека (личности), общества, государства?

3.Каковы интересы государства, общества и человека в информацион­ной среде?

4.Что такое «система информационной безопасности»?

5.Дайте определение понятия «культура безопасности жизнедеятель­ности». Какие компоненты она включает? Раскройте сущность данных компонентов.

6.Что такое «информационное общество»? Какие отличительные черты его характеризуют?

7.Перечислите этапы развития общества с точки зрения его инфор­матизации.

8.Что такое «информационная безопасность»?

9.Расскажите о национальных интересах Российской Федерации в информационной сфере.

10. Какие существуют угрозы национальным интересам Российской Федерации, реализуемые в информационной сфере? Приведите приме­ры внутренних и внешних источников угроз в этой сфере.

11. Какое положительное воздействие оказывает информация на со­временную личность?

12.В чем заключается негативное воздействие информации на совре­менную личность?

Охарактеризуйте механизмы и способы информационного подав­ления современной личности.


[1] Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов. //Военная мысль. -1992,- №3. С.63

[2] Закон РФ "О безопасности". 5 мая 1992. Статья 1.

[3] Там же. Статья 3.

[4] Закон РФ "О безопасности". 5 мая 1992. Статья 3.

 

[5] Концепция националь­ной безопасности Российской Федерации //Независимое военное обозрение. № 1 (174). 2000. 14 - 20 января

[6] Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество.- М.Обозреватель. 1995. С.19.

[7] Концепция национальной безопасности в. 1995 году.- М.Обозреватель. 1995. С.23.

[8] Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Безопасность России и армия.-М.:РАН. 1995. С.63

[9] Политология: Энциклопедический словарь /Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. С.212.

[10] Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия. 19S9. С.881

[11] Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. (См.: Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. С.1582).

[12] См.: Ожегов С.И. Словарь рус­ского языка.- М.:Из-во "Русский язык". 1978. С.368

[13] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2-х т.- М. 1989. T.I. C.67.

[14] Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. -М.:Наука. 1962. С.11.

[15] Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика.- М.:Наука. 1972.

[16] Кузнецов И.В. Принцип причинности и его роль в познании природы. Проблемы причин­ности в современной физике/.- М.:Высшая школа. 1960. С.62.

 

[17] Легасов В.А. Из сегодня - в завтра. //Правда. - 5 октября 1987.

[18] Порфирьев Б.Н. Системная концепция национальной безопасности. -М. 1995. С.11.; Мухин Г.В. Проблема обеспечения национальной безопасности в современных ус­ловиях. - М.: ВАХЗ. 1994. С.27.

 

[19] Проскурин С.А. Обороноспособность в системе национальной безопасности страны. //Военная мысль. -1992.-№1.С.59

[20] Военная политология. - Минск: МВВИУ.1993. С.138.

[21] Серебряков В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Безопасность России и армия. -М.; РИД ИСПИ РАН. 1995. С.60-88.

[22] Щипанос Ф.Б Система безопасности РФ и роль Вооруженных Сил в ее обеспече­нии: Дис. ... канд. филос. наук. -М.: ГАВС.1994. С.73 и др.

[23] Поздняков Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М.1994.

[24] Бородай Ю.М От - фантазии - к реальности. М. 1995.

[25] Концепция национальной безопасности РФ. //Независимое военное обозрение 2000. №1. 14-20 января.

[26] Конституция РФ. -М. 1993.; Концепция национальной безопасности РФ. //Независимое военное обозрение. 2000. №1 14- 20 января

[27] Стратегия национальной безопасности США. М. 1995. С. 46.

[28] Голубев В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. М.: ВУ, J996. С. 13.

[29] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. //Независимое военное обозрение. 2000. № 1 (174). 14 - 20 января; Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М. 1998.

[30] Оже­гов С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык. 1984. С. 300

[31] Радиков И.В. Военно-политические проблемы обеспечения безопасности Россий­ской государственности в переходный период: Дис. .., канд. фил. наук.- М.:ГАВС. 1992; Голубев В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. -М. 1996 и др.

[32] Закон РФ "О безопасности". Ст. 2.

[33] Указ Президента РФ "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) //Российская газета. 1996. 14 мая.

[34] Военно-этнологический словарь. - Пенза: ИРАТСомсомолка плюс", 1998. С. 151.

[35] Большой экономический словарь.- /Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.Фонд "Правовая культура", 1994. С.48.

[36] Большой экономический словарь. /Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд "Правовая культура", -1994. С.356.

[37] Косолапов Н. Национальная безопасность в меняющемся мире //Мировая экономика и меж­дународные отношения. 1992. № 2. С. 6.

[38] Голубев В.И., Пусько В-С. Национальная безопасность. -М.: ВУ. 1996.

[39] Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат. 1980. С.206.

[40] Национальная доктрина России. М.,: РАУ- Корпорация. 1994. С.218.

[41] Концепция национальной безопасности РФ //Независимое военное обозрение. 2000. №1.14-20 января.

[42] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, 2003. - С. 50-51.

[43] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, С. 71.

[44] Прохожев А.А. Национальная безопасность: проблемы теории. — М.: РАГС,1997. - С. 17.

[45] Петров В., Рабинович И. Устойчивость российского государства как основа национальной безопасности // Власть. — 2001. — № 11. — С. 50.

[46] Дзлиев М.И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.:Экономика, 2003. — С. 29.

[47] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.:Экономика, 2003. — С. 37—40.

[48] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, 2003. — С. 61.

[49] Там же С. 61.

[50] Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 4—13.

[51] Основы экономической безопасности (государство, регион, предприя­тие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова. — М.: Бизнес-школа «Интел-Син­тез», 1997.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.019 сек.