КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Безопасность личности в информационном обществе
В философском словаре личность определяется как «человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений». Природную основу личности образуют ее биологические особенности, но определяющим фактором современного ее развития являются качества социально-значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и др. Личность — это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Таким образом, понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социально-природных отношений. Проблема «личности и общества» имеет разветвленные корни, уходящие в глубь веков. Уже достаточно давно в мировой теории и практике сформировалось представление о том, что каждое исторически конкретное общество представляет для становления и развития личности определенные природно-социальные условия, помимо этого на развитии общества сказывается деятельность и интересы личности. Развитие человека и общества в целом находится под влиянием различных факторов. Одним из них является информационное воздействие. В настоящее время именно информационное воздействие на человека и общество выходит на первый план. Можно привести много примеров массового информационного воздействия на психофизиологическое состояние людей. Развитие информации, и, как следствие, — развитие техники и технологий накладывает сильный отпечаток на внутренний и внешний мир человека, что в свою очередь отражается на уровне его информационной безопасности и защищенности. В психосоциокультурное пространство человека активно входят информационные технологии и зачастую человеку становится невозможно угнаться за ходом их развития. Информационные технологии определяют уровень информационного взаимодействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, т.е. объектом информационных технологий является деятельность, взаимодействие в системе «человек—техника—среда». В условиях информационного общества они становятся одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. При этом информационные технологии могут привести как к позитивным, прогрессивным изменениям в развитии личности, так и спровоцировать негативные последствия. Особое влияние применяемые технологии оказывают на формирование характера мышления личности. К позитивным личностным преобразованиям можно отнести: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя. Однако наряду с положительным воздействием информации, информационных технологий и ресурсов серьезную угрозу глобального характера в настоящее время представляют опасности в информационной сфере. Их можно в целом определить как механизмы или способы подавления современной личности в обществе и государстве. Данной проблеме посвящены исследования таких ученых, как Л.А.Михайлов, В.И.Ярочкин, Д.Б.Халяпин, С.К.Шойгу, Г.В.Белов, А.А.Шиверский, В.Н.Лопатин, Ю.А.Ермаков, Л.Вайтку-нене, В.Х.Рикер, Р.Б.Гудин и др. Существующая опасность пагубного информационного воздействия на людей, общество и государство в целом позволяет определить возможные угрозы со стороны информации. Посредством СМИ, например, можно внушить человеку все что угодно. Он не успевает разобраться в обилии информации, поступающей из телевидения, радио и других источников. Так, результаты исследования американского агентства Reuters подтверждают гипотезу, что вскоре информация будет играть едва ли не главную роль в жизни многих людей. В ходе исследования было опрошено более 1 000 бизнесменов из разных стран мира. Более половины респондентов признались, что информация для них оказывается порой важнее хлеба насущного. Кроме того, около 50 % сотрудников предприятий едва ли не впадают в эйфорию, когда компьютер выдает им результаты удачного поиска. Известно, что некоторые склонности и привычки могут негативно сказываться на работе. Так, 80 % респондентов считают, что сбор данных — необходимое условие квалифицированной работы с клиентами и успешной конкурентной борьбы, 50 % опрошенных жаловались на то, что обработать всю собранную информацию попросту невозможно. Информация, поступающая из различных источников, может быть полезной, бесполезной и просто вредной. Так, например, сообщения о неблагоприятных днях и даже часах для людей с определенными заболеваниями (в основном сердечно-сосудистыми), магнитных бурях, астрологические прогнозы очевидно вредны, но несмотря на это, они регулярно поступают с экранов телевизоров и из радиоэфира. Это связано с тем, что современные люди следуют одному из главных лозунгов нашего времени — «информационная свобода». Однако в большинстве случаев под такой «свободой» понимается стремление преподнести субъективно-ориентированную информацию и не учитываются последствия ее воздействия на психонейрофизиологические особенности человека, что, в свою очередь, может привести к информационному беспределу. Наиболее значимыми являются исследования ученых, в которых раскрывается влияние Интернета на состояние человека и, как следствие, формирующаяся информационная зависимость от него. К.Янг, исследуя интернет-зависимых людей, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), «многопользовательский мир» (MUDs) (28 %), телеконференции (15 %), электронную почту (13%), WWW (7%), информационные протоколы (2%). Приведенные сервисы сети можно разделить на связанные с общением и не связанные с общением, а используемые для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, электронная почта, ко второй — информационные протоколы. В этом исследовании было также установлено, что интернет-независимые люди пользуются преимущественно теми службами Интернета, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет-зависимые люди преимущественно пользуются теми сервисами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве, т.е. большая часть интернет-зависимых людей пользуется сервисами, связанными с общением. К.Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: «висящие» на общении ради общения (91 %) и «висящие» на информации. При этом, по данным опроса, интернет-зависимых людей привлекают такие особенности сети, как анонимность (86 %), доступность (63 %), безопасность (58 %) и простота использования (37 %). Отсюда следует вывод, что интернет-зависимые люди пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих. Кроме того, интернет-зависимость можно сравнить с другими видами зависимостей, например от вредных веществ. Возникновение тех или иных видов зависимостей предполагает определенный тип личности — зависимый. Такие люди попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, информационной интернет-зависимости, им свойственны такие черты, как крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения, и, как следствие, сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается пер- вым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения. Кроме того, зависимому типу личности свойственны страх одиночества и желание его избегать, социальная дезадаптация, которая характеризуется узким кругом общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное), неумением высказать, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность (возможно отсутствие постоянной работы). Эти люди часто отказываются от ранее намеченных целей и, как следствие, пребывают в состоянии депрессии. В своей повседневной деятельности человек пользуется электронными и другими средствами массовой информации, общается с людьми и получает информацию. Современная информация в свою очередь влияет на развитие человека в обществе, от нее человек зависит, и информация может изменить ход развития человеческого общества. Однако непосредственно информация также может быть подвержена опасным воздействиям. Все разнообразие проводимых с информацией действий можно сгруппировать по нескольким характерным признакам. Так, например, искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов, когда, допустим, борьба за права какого-либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства. Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала. Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы ее содержание было воспринято необходимым образом. Например, обилие информации в неподготовленном и/или несистематизированном виде осложняет ее восприятие. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. Существует прием особой компоновки тем, который наводит получателя информации на вполне однозначные выводы: например, в одной рубрике или разделе даются сообщения о курьезах и чьей-либо голодовке протеста. Немалую роль играет момент подачи информации. Известным приемом является показ той или иной передачи в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время. Интересен прием, подробно разбираемый В.Х. Рикером. В зависимости от того, в каком порядке ставят на голосование вопросы или обсуждают пункты повестки дня собрания, итоговый исход голосования или обсуждения будет разным из-за влияния результатов предыдущего голосования или обсуждения на последующие. Подобные результаты получены и в экспериментальном исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора. Еще один распространенный прием — подпороговая подача информации. Родственный прием в слуховой модальности — смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала. Наиболее полный обзор преимущественно информационных способов психологического воздействия содержится в монографии Р. Б. Гудина. Он описывает, например, «лингвистические ловушки» — неявные ограничения, накладываемые на содержание избранными для его передачи словами или выражениями, способом или традицией их употребления, «риторические трюки», символическое вознаграждение, ритуалы и т.д. Некоторые страны стремятся к доминированию в мировом информационном пространстве. Серьезную опасность в связи с этим представляет разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним. Термин «информационная война» появился в середине 1980-х гг. в связи с новыми задачами вооруженных сил США после окончания «холодной войны» и начал активно употребляться после проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 г., когда новые информационные технологии впервые были использованы как средства ведения войны. В военных кругах США под информационной войной понимаются действия, предпринимаемые для достижения информационного превосходства в поддержке национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственной информации и информационных систем (В. Ю. Микрюков). В исследованиях Г. Г. Почепцова информационная война понимается как «коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями. Целями воздействия являются внесение изменений в когнитивную структуру, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре». Информационная война имеет характерные особенности (Т.Л.Партыка, И.И.Попов): •информационная война охватывает в качестве самостоятельных объектов все виды информации и информационных систем, отделяя информацию от среды использования; •объекты могут выступать и как оружие, и как объект защиты; •информационная война расширяет территорию и пространство ведения войн, проводится как при объявлении войны, так и в кризисных ситуациях в различных сферах жизнедеятельности; •она ведется как специализированными военными, так и гражданскими структурами. Информационная война преследует определенные цели: •формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения (психологическая война); •получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой информации, передаваемой по незащищенным каналам связи, циркулирующей в информационных системах, а также публикуемой в средствах массовой информации. Исследуя информационные войны, американские аналитики вводят понятие информационного превосходства — возможность сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации при воспрещении использования (получения) информации противником. Информационное превосходство достигается в небоевой обстановке или в обстановке, в которой еще нет четко обозначившихся противников, в то время как свои войска получают информацию, необходимую им для выполнения оперативных задач. Аналитики рассматривают информационное превосходство как новый уровень боевой готовности, необходимость в котором возникла в последнее время. Наряду с этим для ведения информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в информационную инфраструктуру России вводится понятие «информационное оружие», которое определяется как средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов, добывания из них необходимой информации после преодоления систем защиты, ограничения или воспрещения доступа к ним законных пользователей, дезорганизации работы технических средств, вывода из строя телекоммуникационных сетей, компьютерных систем, всех средств высокотехнологического обеспечения жизни общества и функционирования государства. Объектами применения информационного оружия как в мирное, так и в военное время выступают: • компьютерные и коммуникационные системы, используемые государственными организациями при выполнении своих управленческих функций; •военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками и боевыми средствами, сбора и обработки информации в интересах вооруженных сил; •информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий; •средства массовой информации, в первую очередь электронные (радио, телевидение и др.). Таким образом, возможность применения информационного оружия в условиях открытости и роста международного информационного обмена определяет необходимость и особенности защиты человека, общества, государства и информационных систем от его воздействия. Особую опасность информационное оружие представляет для информационных компьютерных систем органов государственной власти, управления войсками и оружием, финансами и банками, экономикой страны, а также для людей при информационно-психологическом (психофизическом) воздействии на них в целях управления их индивидуальным и коллективным поведением. При этом по своей результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения. Информационное оружие можно классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и системы противника. Это воздействие может быть физическим, информационным, программно-техническим или радиоэлектронным. Прослеживается взаимосвязь между информационным оружием и СМИ. Так, например, информационные методы воздействия реализуются посредством всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных сетей типа Интернет, станциями голосовой дезинформации. Средствами реализации программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети. Дан-" ные средства используются для сбора, изменения и разрушения информации, хранящейся в базах данных, а также для нарушения или замедления выполнения различных функций информационно-вычислительных систем. Более серьезным механизмом информационного подавления личности являются религиозные тоталитарные секты, где людьми откровенно манипулируют в целях установления власти и материальной наживы. Известно, что участники этих религиозных движений регулярно должны жертвовать определенные суммы денег, они постепенно утрачивают собственную волю и сходят с ума. Религиозный культ является в данном случае «маскарадом», скрывающим истинные намерения руководителей. В секты также попадают зависимые, внушаемые люди. В целом, манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе. Таким образом, практически все обозначенные механизмы и способы информационного подавления личности являются потенциально опасными. Проходя через сознание каждого члена общества, длительное массированное информационно-психологическое воздействие разрушающего характера создает реальную угрозу существованию нации в результате трансформации ее исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих и идеологических установок. Следовательно, это подтверждает необходимость разработки действенных способов защиты личности, общества и государства от информационного подавления и разработки эффективных методов противодействия в виде сформированной системы знаний в области информационной безопасности. Контрольные вопросы 1.Докажите, что информационная среда является в настоящее время системообразующим фактором жизни общества. 2.Что такое «информация»? Какое значение играет информация в современной жизни человека (личности), общества, государства? 3.Каковы интересы государства, общества и человека в информационной среде? 4.Что такое «система информационной безопасности»? 5.Дайте определение понятия «культура безопасности жизнедеятельности». Какие компоненты она включает? Раскройте сущность данных компонентов. 6.Что такое «информационное общество»? Какие отличительные черты его характеризуют? 7.Перечислите этапы развития общества с точки зрения его информатизации. 8.Что такое «информационная безопасность»? 9.Расскажите о национальных интересах Российской Федерации в информационной сфере. 10. Какие существуют угрозы национальным интересам Российской Федерации, реализуемые в информационной сфере? Приведите примеры внутренних и внешних источников угроз в этой сфере. 11. Какое положительное воздействие оказывает информация на современную личность? 12.В чем заключается негативное воздействие информации на современную личность? Охарактеризуйте механизмы и способы информационного подавления современной личности. [1] Алексин В.И. Советско-американское военное сотрудничество: контакты и осмысление их результатов. //Военная мысль. -1992,- №3. С.63 [2] Закон РФ "О безопасности". 5 мая 1992. Статья 1. [3] Там же. Статья 3. [4] Закон РФ "О безопасности". 5 мая 1992. Статья 3.
[5] Концепция национальной безопасности Российской Федерации //Независимое военное обозрение. № 1 (174). 2000. 14 - 20 января [6] Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество.- М.Обозреватель. 1995. С.19. [7] Концепция национальной безопасности в. 1995 году.- М.Обозреватель. 1995. С.23. [8] Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Безопасность России и армия.-М.:РАН. 1995. С.63 [9] Политология: Энциклопедический словарь /Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. С.212. [10] Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия. 19S9. С.881 [11] Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. (См.: Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. С.1582). [12] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.:Из-во "Русский язык". 1978. С.368 [13] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 2-х т.- М. 1989. T.I. C.67. [14] Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. -М.:Наука. 1962. С.11. [15] Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика.- М.:Наука. 1972. [16] Кузнецов И.В. Принцип причинности и его роль в познании природы. Проблемы причинности в современной физике/.- М.:Высшая школа. 1960. С.62.
[17] Легасов В.А. Из сегодня - в завтра. //Правда. - 5 октября 1987. [18] Порфирьев Б.Н. Системная концепция национальной безопасности. -М. 1995. С.11.; Мухин Г.В. Проблема обеспечения национальной безопасности в современных условиях. - М.: ВАХЗ. 1994. С.27.
[19] Проскурин С.А. Обороноспособность в системе национальной безопасности страны. //Военная мысль. -1992.-№1.С.59 [20] Военная политология. - Минск: МВВИУ.1993. С.138. [21] Серебряков В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Безопасность России и армия. -М.; РИД ИСПИ РАН. 1995. С.60-88. [22] Щипанос Ф.Б Система безопасности РФ и роль Вооруженных Сил в ее обеспечении: Дис.... канд. филос. наук. -М.: ГАВС.1994. С.73 и др. [23] Поздняков Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М.1994. [24] Бородай Ю.М От - фантазии - к реальности. М. 1995. [25] Концепция национальной безопасности РФ. //Независимое военное обозрение 2000. №1. 14-20 января. [26] Конституция РФ. -М. 1993.; Концепция национальной безопасности РФ. //Независимое военное обозрение. 2000. №1 14- 20 января [27] Стратегия национальной безопасности США. М. 1995. С. 46. [28] Голубев В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. М.: ВУ, J996. С. 13. [29] Концепция национальной безопасности Российской Федерации. //Независимое военное обозрение. 2000. № 1 (174). 14 - 20 января; Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М. 1998. [30] Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: Русский язык. 1984. С. 300 [31] Радиков И.В. Военно-политические проблемы обеспечения безопасности Российской государственности в переходный период: Дис..., канд. фил. наук.- М.:ГАВС. 1992; Голубев В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. -М. 1996 и др. [32] Закон РФ "О безопасности". Ст. 2. [33] Указ Президента РФ "О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) //Российская газета. 1996. 14 мая. [34] Военно-этнологический словарь. - Пенза: ИРАТСомсомолка плюс", 1998. С. 151. [35] Большой экономический словарь.- /Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.Фонд "Правовая культура", 1994. С.48. [36] Большой экономический словарь. /Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд "Правовая культура", -1994. С.356. [37] Косолапов Н. Национальная безопасность в меняющемся мире //Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 2. С. 6. [38] Голубев В.И., Пусько В-С. Национальная безопасность. -М.: ВУ. 1996. [39] Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат. 1980. С.206. [40] Национальная доктрина России. М.,: РАУ- Корпорация. 1994. С.218. [41] Концепция национальной безопасности РФ //Независимое военное обозрение. 2000. №1.14-20 января. [42] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, 2003. - С. 50-51. [43] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, С. 71. [44] Прохожев А.А. Национальная безопасность: проблемы теории. — М.: РАГС,1997. - С. 17. [45] Петров В., Рабинович И. Устойчивость российского государства как основа национальной безопасности // Власть. — 2001. — № 11. — С. 50. [46] Дзлиев М.И., Урсул А. Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.:Экономика, 2003. — С. 29. [47] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.:Экономика, 2003. — С. 37—40. [48] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.: Экономика, 2003. — С. 61. [49] Там же С. 61. [50] Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 4—13. [51] Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |