Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и задачи для самопроверки




В Украине на сегодняшний день уже сформировался определенный слой людей, способных стать частными предпринимателями. Во-первых, это часть бюрократии, которая имеет власть и успешно ворует деньги у государства. Во-вторых, это «теневики», мафия, которая владеет миллиардами. В-третьих, это квалифицированные работники, которых не устраивает ни оплата, ни условия наемного труда. Во всех странах ядро процветающих частных предпринимателей составляют трудолюбивые, энергичные люди, которые желают повысить свой социальный статус. Рынок делает естественный отбор, и из мелких и средних Собственников выходят будущие основатели крупных предприятий.

Частная собственность в ходе функционирования приобретает отдельные черты общественного характера. Это проявляется в выплате обязательных взносов для социального страхования, налогов в государственный и местный бюджеты, ренты и т.п.. Кроме того, частные собственники несут такую же экономическую и правовую ответственность и удовлетворяют определенные потребности, как и государственные, а также коллективные предприятия.

Разрушение и полная дискриминация частной собственности в нашей экономике в недавнем прошлом привела к тому, что определяющее развитие получили в основном отрицательные стороны частного предпринимательства и были утрачены его сильные мотивационные аспекты.

В западном обществе изменилось содержание частной собственности. Многие экономисты признают, что она выступает теперь не только в индивидуальной форме (трудовой и нетрудовой), но и в других формах — коллективной, групповой, акционерной.

Коллективная собственность в Украине была представлена, прежде всего, кооперативной собственностью колхозов, потребительских и других форм кооперации, а с начала 90-х гг. также акционерной собственностью, собственностью общих, смешанных предприятий.

Кооперативная форма собственности распространена в большинстве стран мира. По оценкам, в мире действуют около 1 млн. кооперативных организаций - свыше 120 видов и разновидностей, которые объединяют около 600 млн. человек. Первые кооперативы по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции возникли в Дани и Швеции в 1880—1885 гг. Через 100 лет в 12 странах на долю кооперативов приходилось 60 % сбыта сельхозпродукции. Сегодня в Японии они реализуют свыше 90 % товарной продукции аграрного сектора; в Голландии — 60-65; в Германии, Франции, Испании — 50-52% и в США, Великобритании, Италии, Бельгии— 30 %. Создана мировая организация «Международный кооперативный альянс», который объединяет сегодня 370 млн. кооперативов мира.

Извечными принципами кооперативной собственности, определенными исторически и логически, есть: 1) паевая основа формирования фондов и средства кооперативных предприятий; 2) участие членов кооператива в его деятельности своим трудом. Это касается всех видов кооперации; 3) право вступления в кооператив и выхода из него с возвращением принадлежащего имущества. Кооперативная форма собственности — это коллективная форма собственности, которая теряет признака индивидуальности, но которая проявляется в связях дохода с индивидуальным взносом (паем). Разновидностью коллективной формы собственности является акционерная собственность.

Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Любая из них имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в областях с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразные в случаях, если необходимая концентрация средства. Частная собственность используется там, где не нужно значительное аккумулирование средств, где необходимые деньги или средства для ведения хозяйственной деятельности могут накапливаться индивидуально.

Экономические системы отличаются одна от одной разнообразной степенью и формами собственности на средства производства. Классическая точка зрения по этому поводу такая. Во-первых, для определения отличия одной экономической системы от другой необходимо проанализировать форму собственности на средства производства, которая лежит в основе этой системы. Другая точка зрения сводится к тому, что индустриально развитые страны в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства и 2) способам, с помощью которых координируется и управляется экономическая деятельность.

Итак, очевидно, что первая точка зрения отличается от второй довольно условно.

В то же время частная собственность не всегда порождает систему "чистого" капитализма, а общественная собственность с ее централизованным господством — командную. Экономическая система гитлеровской Германии называлась авторитарным капитализмом, поскольку ее экономика находилась под жесточайшим контролем. Ею централизованно управляли, хотя практически стопроцентно сохранилась частная собственность

В Югославии, наоборот, существовала экономическая система, основанная на общественной собственности в двух ее формах — государственной и коллективной (предприятия находились в собственности коллективов работников, профсоюзных организаций). Тем не менее, между предприятиями шла конкуренция, имело место свобода предпринимательства, то есть в целом экономика страны была погружена в рыночную среду, а сам югославский социализм получил название рыночного.

Трансформация собственности в постсоциалистических странах своим основанием имеет разгосударствление и приватизацию. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни строится как авторитарно бюрократическое государство.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Сама поэтому специфика украинской экономики, которая определялась тотальным господством государственной собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности, что служит основой формирования рыночного хозяйства, метода оптимизации структуры предпринимательства.

 

Разгосударствление и приватизация собственности: сущность, целые, задача

Разгосударствление - это совокупность мероприятий по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление может осуществляться по таким направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником экономической деятельности (демонополизация);

2) создание разнообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.д.), между которыми главную роль играют горизонтальные связи

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление государственного монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация— одно из направлений разгосударствления собственности, которая состоит в передачи ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация государственных и муниципальных предприятий Украины означает приобретение гражданами и юридическими лицами у государства и местных органов власти в собственность предприятий и их подразделений как целостных имущественных комплексов, материальных и нематериальных активов предприятий, паев, акций государства и местных органов власти, паев, акций предприятий в капитале других предприятий.

Таким образом, расхождения между приватизацией и разгосударствлением сводятся к тому, что первая отображает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая есть понятием, которое охватывает весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создания условий Для Функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и др.

После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизированного предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества т.д.

Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод национализации частного сектора в предшествующий период.

Процесс денационализации означает возвращение собственности прежним собственникам. Понятно, что в Украине такая форма разгосударствления через объективные и субъективные обстоятельства не может широко применяться.

Важно понять, что приватизация не означает полного ухода государства от экономики и от ответственности за ту или другую социальную сферу и общее благосостояние граждан. Приватизация просто признает, что на первый план выходят качество и стоимость товаров и услуг, а не тот, кто их делает. В каждом частном случае государство по желанию может использовать свою власть, но обязательно нести ответственность по обеспечению производства тех или других товаров, предоставление тех или других услуг и гарантировать, чтобы их уровень отвечал необходимым стандартам. Тем не менее, государству нет необходимости делать товары или предоставлять услуги, если это желают и могут лучшее сделать частные предприниматели. В большинстве случаев частный сектор, который действует в условиях конкуренции, способен предоставить товары и услуги высокого качества, причем по более низким ценам.

Основными целями и задачами приватизации является: развитие конкуренции и повышение эффективности государственного сектора; ускорение экономического роста с дальнейшим привлечением негосударственных инвестиций; устранение государственной монополии; создание полноценного рынка капитала, ценных бумаг; деление ответственности за внешний долг между правительством и большим бизнесом; уменьшение роли политической мотивации в принятии экономических решений; привлечение частного капитала в традиционно государственные области - - образование, культуру, здравоохранение, инфраструктуру; послабление влияния профсоюзов.

Для Украины в особенности важными есть еще и такие цели и задачи:

* формирование прослойки частных собственников-предпринимателей;

*привлечение иностранных инвестиций;

* содействие демонополизации экономики;

* создание конкурентной среды;

* повышение эффективности деятельности предприятий;

*социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации

В соответствии с действующим законодательством Украины приватизация государственной собственности осуществляется на основе таких принципов:

-законность;

-приоритет прав трудового коллектива предприятия, которое приватизируется;

-обеспечение социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации;

-приоритетное предоставление прав собственности гражданам Украины;

-бесплатная передача части государственного имущества каждому гражданину Украины;

-приватизация государственного имущества на платной основе с применением приватизационных бумаг;

-соблюдение антимонопольного законодательства;

-полное, своевременное и достоверное информирование граждан о всех действиях относительно приватизации.

Мировая практика свидетельствует, что приватизацию можно осуществлять тремя основными путями. Первый — это процесс отказа от владения, на основе чего государственная собственность или права государства на управление предприятием передаются или продаются частным собственникам. Новыми собственниками могут быть: частные лица или фирмы, акционеры, работники приватизируемого предприятия, комбинация всех этих вариантов.

Способов передачи государственной собственности в частные руки может быть несколько. Основными среди них есть:

- открытая продажа (тендер) объектов приватизации на аукционе, конкурсе;

- продажа части акций с целью обеспечения конкуренции покупателей;

- выкуп объектов приватизации обществами покупателей, созданными работниками этих объектов;

- выкуп государственного имущества, сданного в аренду. Государственное имущество можно приобрести за счет собственных и привлеченных средств покупателей, а также приватизационных бумаг особого вида — государственных ценных бумаг, которые предоставляют право на бесплатное получение в процессе приватизации части государственного имущества предприятий, государственного жилого и земельного фондов.

Второй метод приватизации государственных предприятий — это метод контрактов. Он предусматривает, что правительство укладывает контракт с частной фирмой, соответственно которому последняя берет на себя обязательства по снабжению товарами или оказанию услуг, или осуществлению того ли иного вида деятельности, которые входят в круг государственных хозяйственных функций. Метод контрактов в определенных случаях имеет преимущества перед продажей государственной собственности. Например, сбор мусора, очищение сточных вод и т.д. Правительство, подписывая контракт, сохраняет за собой права контроля и ответственность перед гражданами за эффективность работы соответствующих структур. Преимущество метода контрактов состоит в том, что в сферу государственных услуг он вносит элемент конкуренции, которая, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости и повышение качества слуг, поскольку предприниматель, рассчитывая на прибыль, будет стараться получить правительственный контракт, а потом привлечь и удержать потребителя.

Третий метод приватизации - это система так называемых ваучеров (документов, которые удостоверяют выдачу кредита). По этой систем государство дает отдельным гражданам возможность повысить их покупательную способность. Как правило, это делается в форме сертификатов, за которые у государства или частных предпринимателей можно приобрести четко оговоренные права или имущество. Хотя ваучеры распространены лишь в нескольких промышленно развитых странах, они являются наилучшим средством обеспечения доступа к собственности на средства производства широкого круга прослоек населения.

В Украине существует определенное разнообразие выкупа государственных предприятий трудовыми коллективами. Все их можно поделить на четырех основные группы. Первая — полный выкуп предприятия. Вторая - дробление предприятий и организаций и совершение многочисленных выкупов. Третья - выкуп вспомогательных производственных подразделов больших предприятий. К четвертой группе можно отнести выкуп предприятий, которые принадлежат местным органам власти.

 

 


Важным элементом процесса приватизации становится преобразование государственных предприятий в акционерные компании. Наибольшей популярностью пользуются программы развития акционерной собственности членов трудовых коллективов. Вот почему необходимо выучить тот опыт, который есть в национальных программах участия нанимаемого персонала в собственности предприятий развитых стран мира. Внедрение этих программ разрешает достичь баланса между тремя ключевыми проблемами, которые вызовут в обществе наибольшее беспокойство в период приватизации, — социальной справедливостью с экономической эффективностью и поступлением средств в государственный бюджет.

Таким образом, разгосударствление и приватизация государственного имущества — сложные и неоднозначные процессы, которые требуют детальной организационно-экономической подготовки нового уровня общей и экономической культуры, не допускают поспешности. В условиях переходной экономики, когда существует возможность социально-политической дестабилизации общества и все более четко проявляется должностная безнаказанность, необходима особенно четкая правовая процедура приватизации. Успех последней возможен лишь при активной поддержке большинства населения, когда каждому гражданину гарантируется его частица в общенародной собственности, и он станет полноправным субъектом этого процесса.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ БОЛЕЕ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

 

1. Богиня Д., Волынский Г. Приватизация: цели, направления, проблемы.// Экономика Украины. – 1995. - №3.

2. Гальчинский А. Историзм отношений собственности: методологический аспект анализа.// Экономика Украины. – 1993. - №9.

3. Задорожний Г.В. Собственность и экономическая власть. – Х..: Основа, 1996.

4. Зеленкин С.В., Ткаченко В.Н. Реформирование отношений собственности и налоговая система.//Государственный информационный бюллетень в приватизации. – 1998. - №5.

5. Канов О. Государственная властність в экономической системе общества и некоторые теретичні аспекты.//Экономика Украины. – 1996. - №2.

6. Канов О. Функции государственной властності: мексиканская модель.// Экономика Украины. – 1999. - №2.

7. Онищенко О. и др. Проблемы реформирования отношений властності и организационных структур господорювання на селе.// Экономика Украины. – 1998. - №9.

8. Рыбалкин В., Маличева Л. Акционерная собственность – основа социального рыночного хозяйства.// Экономика Украины. – 1998. - №2.

9. Ледомская С., Ларцев В. Итоги сертификатной приватизации в Украине (1995-2000г.).// Экономика украины.- 2001. – №5. – С.14-22.

10. Перевалов Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях.// Вопросы экономики. – 2000. - №5. – С.75-91.

11. Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции)// Вопросы экономики.-2001.- №5. – С.26-46.

12. Стврк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточно-европейского капитализма.// Вопросы экономики. – Г., 1996. - №6.

1. Дайте определения собственности как экономической категории.

2. Назовите типы собственности, которые Вы знаете.

3. Что есть формой реалізаії собственности.

4. Назовите критерии отнесения отношений собственности к производственным отношениям.

5. Что составляет экономическое содержание собственности.

6. Как должно происходить становление разнообразных форм собственности за переходной экономики.

7. Как влияет НТП на развитие форм собственности.

8. Чем обусловлен существования государственной собственности в рыночной экономике.

9. На чем базируется трансформация собственности в постсоциалистических странах.

10. Дайте определения разгосударствления.Чем отличается роздержавленя и приватизация.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.