Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы построения информационного общества





Здравоохранения.

Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере

План

Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения 25.05.12).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» //Там же.

3. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Там же.

4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //Там же.

5. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемио-логическом благополучии населения» //Там же.

6. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» //Там же.

7. Федеральный закон от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» //Там же.

8. Экологическое право: краткий курс лекций /Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев, Н.И. Хлуденева. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 217 с.

 

 

Лекция 11

 

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

 

1. Правовые основы построения информационного общества.

2. Информация как объект правовых отношений.

3. Право на доступ к информации.

4. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

5. Правовое регулирование отношений в области обработки персональных данных.

Персонифицированный учет в сфере здравоохранения.

6. Информационная безопасность детей. Врачебная тайна. Государственная тайна.

 

 

И.М. Рассолов (2011) отмечает, что под информационным обществом понимается такое общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней, а сам информационный обмен не имеет ни временных, ни пространственных, ни политических границ.



22 июля 2000 года принята Окинавская хартия Глобального информационного общества, в п. 1 которой определено, что информационно-коммуни-кационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности.

7 фев­раля 2008 г. Президентом РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в Рос­сийской Федерации.

В разделе III данной Стратегии сформулированы цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-поли-тической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

- партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

- свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

- поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

- разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

- определяет контрольные значенияпоказателей развития информационного общества в Российской Федерации;

- обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;



- создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

- обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

- создает условия для равного доступа граждан к информации;

- использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

3 апреля 2008 г. Межпарламентской Ассамблей государств - участников Содружества Независимых Государств принят Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ (далее – МИК).

В ст. 1 МИК указано, что основными целями национального информационного законодательства являются:

- создание правовых основ для построения информационного общества;

- обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека в ин- формационной сфере;

- обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;

- содействие развитию системы информационных ресурсов, созданию развитой информационной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательской деятельности в информационной сфере;

- создание правовых условий для эффективной конкуренции на рынке информационных услуг и работ;

- создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение правовой поддержки и защиты национального производителя информационных продуктов и информационных технологий;

- гармонизация с международным законодательством в информационной сфере.

Согласно ст. 2 МИК информационное законодательство базируется на следующих основных принципах:

- обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений;

- обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации;

- установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности;

- признание информации объектом гражданских правоотношений;

- ограничение доступа к информации исключительно на основании закона;

- обеспечение обязательности публикации общественно важной информации;

- обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий;

- недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации;

- гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран.

В соответствии со ст. 3 МИК основу информационного законодательства составляют конституция и информационный кодекс.

К нормативно-правовым актам информационного законодательства относятся законы, а также постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, изданные ими в пределах их компетенции в соответствии с конституцией и информационным кодексом.

Законодательные акты, предусматривающие регулирование информационных и информационно-инфраструктурных отношений иначе, чем это предусмотрено информационным кодексом, должны содержать нормы, которые вносят соответствующие изменения в этот кодекс.

Если говорить о конституционной основе информационного законодательства, то необходимо обратить внимание на ст.ст. 23, 24, 29, 42 Конституции РФ.

Так, в ст. 23 Конституции РФ указано:

«1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

В ст. 24 Конституции РФ установлено:

«1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

В ст. 29 Конституции РФ определено:

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В развитие указанных выше конституционных основ в Российской Федерации в настоящее время приняты следующие законодательные акты, предусматривающие регулирование информационных отношений:

- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»;

- Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

- Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.