Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оператор крепит деталь болтами, затягивая специальным ключом. 9 страница




Для каждого раздела разработаны от 3-х до 6 –ти характеристик (вопросов) и шкалы для оценки по результату ответа на вопрос. Максимальная оценка за ответ на вопрос 4 балла - чем лучше результаты, тем

больше балл.

 

Таким образом, по показателю 8 можно набрать максимальную сумму в 16 баллов. Аналогично организованы и другие шкалы, отличается только количество вопросов и, соответственно, максимальная сумма баллов.

Одной из важных характеристик является оборачиваемость запасов, входящая в показатель «Управление запасами». Оборачиваемость запасов отражает скорость движения материалов через весь поток создания ценности. Она рассчитывается как отношение затрат на продукцию к величине имеющихся в наличии запасов. Коэффициент оборачиваемости определяется как отношение себестоимости реализованной за год продукции к средней величине запасов за год. По коэффициенту оборачиваемости можно сравнивать деятельность организации со средним значением своей отрасли или результатами других отраслей.

В итоге составляется таблица самооценки, пример которой для одного из предприятий приведен в табл. 9.28.

 

Таблица 9.28

 

    Раздел     Баллы Число вопросов в разделе   Средний балл Баллы, выраженные в % Коэффициент стратегиче- ского воздействия, % Целевой показатель для разде-ла, %
             
1. Управление запасами     2,33   12,0 92,3
2 Командный подход     1,17   11,0 84,6
3. Процессы     1,17   11,0 84,6
4.Техническое обслуживание     1,60   13,0  
5. Планирование и управление материалами     1,00   11,0 84,6
6. Поставщики     0,40   10,0 76,9
7. Переналадки     0,677   11,0 84,6
8. Качество     1,25   13,0  
9. Планирование и управление производством     1,67   8,0 61,5
          Σ = 100 %  

 

 

Средний балл в графе 4 получается делением числа в графе 2 на число в графе 3.

В графе 5 результаты определяются как отношение баллов в графе 7 к максимально возможному значению, равному числу вопросов в графе 3, умноженному на 4, и переведенному в проценты. Так, для раздела 1: 7 / (3х4) = 0,68 = 68 %.

В графе 6 выставляется экспертная оценка важности раздела в процентах, при общей сумме 100 %.

 

 

9.8.5. Вопросы для самопроверки

 

1. На что нацелена концепция бережливого производства?

2. За счет каких мероприятий достигается бережливость?

3. Приведите классификацию потерь.

4. Поясните сущность самооценки соответствия бережливому производству.

5. Приведите пример реализации проекта по бережливому производству.

 

10. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА

 

10.1 Общие сведения

 

Процесс совершенствования подходов к управлению в организациях не стоит на месте. Добиться устойчивого развития организации - главная цель каждого руководителя.

Внедрение стандартизованных систем менеджмента на соответствие требованиям международных, национальных или корпоративных стандартов является базой для дальнейшего совершенствования организации в области управления, качества, безопасности, социальной ответственности, а также развития информационной поддержки менеджмента внутри организации и т.д.

Наиболее известна и востребована на практике в настоящее время серия стандартов ISO 9000:2000, включающая основные положения и требования к системе менеджмента качества. Принципы и подходы, заложенные в ISO 9001 и ISO 9004, являются базой для создания стандартов по другим аспектам деятельности предприятий.

Практика внедрения отдельных систем менеджмента функционального назначения приводит к проблеме их совместного использования, развития, аудита, обеспечения ресурсами. Стратегия совершенствования системы управления, ее оптимизация и информационная поддержка должна быть направлена на создание единой модели интегрированной системы менеджмента (ИСМ) организации.

В результате проблема создания модели интегрированной системы в рамках одной организации, одновременно и полностью удовлетворяющей требованиям нескольких стандартов является чрезвычайно актуальной. Функционирование ИСМ должно быть экономически целесообразно с точки зрения материальных, человеческих и временных затрат, трудоемкости и эффективности от полученных результатов.

На сегодняшний день организации создают ИСМ двумя путями:

– последовательно внедряя стандарты при наличии базовой СМК, соответствующей требованиям ИСО 9001:2000;

— разрабатывая сразу ИСМ на основе одновременного внедрения 2-4 стандартов.

От того, насколько процесс интеграции требований нескольких стандартов будет оптимален, зависит эффективность работы интегрированной системы менеджмента организации в каждой организации в отдельности.

Основная цель данного раздела заключается в том, чтобы познакомить студентов с современным пониманием успешного развития организаций, основанного на интеграции наиболее популярных и признанных систем менеджмента, отвечающих требованиям стандартов семейства

 

 

ИСО 9000, ИСО 14000, OHSAS 18000, SA 8000, познакомиться с требованиями этих стандартов.

 

10.2 Предпосылки для создания интегрированных систем

менеджмента качества

 

В условиях глобальной конкуренции оптимальным способом существования организации является реализация стратегии устойчивого развития, учитывающая вопросы экономики, экологии и социальной политики.

Характерными чертами или факторами устойчивого развития любого предприятия являются:

1) финансовая стабильность или положительная динамика уровня прибыльности, доходности;

2) наличие заказчиков, клиентов или потребителей продукции или услуг предприятия, т.е. источника доходов предприятия;

3) комфортность труда, социальная защищенность, компетентность и обеспеченность персонала;

4) положительное влияние результатов деятельности труда на общественное сознание с точки зрения охраны окружающей среды и потребления энергетических ресурсов;

5) положительная оценка деятельности предприятия обществом, персоналом и партнерами по бизнесу.

Каждая организация существует одновременно в нескольких «средах». И возможность ее устойчивого развития определяется тем, в какой мере ей удается соответствовать требованиям, предъявляемым этими «Средами». Таким образом, для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между процессами, осуществляющими взаимосвязь целей и требований этих «сред» с полученными результатами. Ключевая роль в поддержании этого процесса принадлежит менеджменту.

Условие успешного функционирования предприятия в финансовой среде – его финансовая устойчивость, которая обеспечивается финансовым менеджментом.

Воздействие на предприятие производственной среды проявляется в двух аспектах. Во-первых, предприятие обязано выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителя, запросы которого постоянно растут. Решение этой задачи должно обеспечиваться менеджментом качества. Это наиболее апробированная в настоящее время в мире стандартизованная система управления, представленная международными стандартами серии ИСО 9000.

Во-вторых, предприятие должно создать персоналу условия для производительного и безопасного труда. Решение этой задачи призван обеспечить менеджмент профессиональной безопасности и защиты здоровья сотрудников.

Предприятие не может находиться вне природной среды, а значит, должно управлять своим воздействием на нее, используя экологический менеджмент.

Наконец, социальная среда, в которой существует предприятие, предъявляет к нему свои требования с точки зрения соблюдения трудового законодательства, реализации социальных гарантий, благотворительности и поддержки общественных движений, общественной активности и этики ведения бизнеса. Выше указанное относится к социальному менеджменту.

Поскольку все описанные «среды» существуют как единое целое, постольку и общая корпоративная система менеджмента конкурентоспособного предприятии должна основываться на интеграции всех применяемых на предприятии систем менеджмента. Таким образом, система менеджмента организации может быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем менеджмента.

До сих пор в нашей стране обязательный элемент менеджмента по обеспечению и поддержанию конкурентоспособности предприятия и продукции в рыночных условиях считается внедрение системы менеджмента качества, но внедрение требований стандарта ИСО 9001-2000 не всегда является исчерпывающей стратегией, так как некоторые стороны деятельности организации остаются за пределами области ответственности стандарта.

Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Правильным решением является стратегия учета рисков и управления рисками не только в отношении качества продукции, но и в отношении окружающей среды, персонала, клиентов и общества и социальной ответственности. Т.е, когда любое опасное событие для процессов, реализуемых в организации, рассматривается с точки зрения возможных потерь в области качества, экологии, безопасности для общества и охраны труда персонала.

Принципы и подходы, заложенные в ISO 9001 и ISO 9004, являются базой для создания стандартов требований по другим аспектам деятельности предприятий.

Практика внедрения отдельных СМ функционального назначения приводит к проблеме их совместного использования, развития, аудита, обеспечения ресурсами. Поэтому естественным продолжением развития подходов в управлении – это стремление к созданию интегрированной системы менеджмента (далее – ИСМ). Интегрированной в смысле всестороннего подхода к управлению организацией, совершенствования системы управления, ее оптимизации совместно с информационной поддержкой. Используя общие элементы, части системы организации могут быть интегрированы в единую систему менеджмента.

Под интегрированной системой менеджмента надо понимать часть системы общего менеджмента организации, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующую как единое целое.

Интегрированные системы менеджмента должны строиться на основе системного подхода к управлению предприятием, позволяющего связать в единое целое различные аспекты деятельности, оказывающие в итоге значимое влияние на успешную работу всего предприятия.

Деятельность любого предприятия связана с рисками, которые определяют основные потери. Целью создания интегрированной системы менеджмента является совместное оптимальное управление рисками, позволяющее сократить требующиеся предприятию материальные и организационные ресурсы.

Совершенно очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. В этом плане понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой отдельной системе менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и пр.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время стандартов на СМ интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, так как область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

Перспективная схема ИСМ, включающей различные виды менеджмента, приведена на рис. 10.1.

 

10.3. Преимущества ИСМ

 

Проблема создания модели интегрированной системы в рамках одной организации, одновременно и полностью удовлетворяющей требованиям нескольких стандартов является чрезвычайно актуальной.

Достоинства ИСМ:

1. Интегрированная система обеспечивает большую согласованность действий внутри организации. Усиливая тем самым эффект, заключающийся в том, что общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов.

2. Интегрированная система минимизирует функциональную разобщенность в организации, возникающую при разработке автономных систем менеджмента.

 

 

 

3. Создание интегрированной системы, как правило, значительно менее трудоемко, чем нескольких параллельных систем.

4. Число внутренних и внешних связей в интегрированной системе меньше, чем суммарное число этих связей в нескольких системах; объем документов в интегрированной системе значительно меньше, чем суммарный объем документов в нескольких параллельных системах.

5. В интегрированной системе достигается более высокая степень вовлеченности персонала в улучшение деятельности организации.

6. Способность интегрированной системы учитывать баланс интересов внешних сторон организации выше, чем при наличии параллельных систем.

7. Затраты на разработку, функционирование и сертификацию интегрированной системы ниже, чем суммарные затраты при нескольких системах менеджмента.

Функционирование ИСМ экономически целесообразно с точки зрения материальных, человеческих и временных затрат, трудоемкости и эффективности от полученных результатов.

10.4. Подходы к интеграции систем менеджмента

Универсального алгоритма для создания систем эффективного управления организациями не существует, однако возможна разработка общих принципов построения систем управления бизнесом.

В число наиболее передовых методов построения систем входит так называемый процессный подход к управлению. Этот подход заключается в организации сети процессов и управлении этими процессами для достижения максимальной эффективности деятельности организации.

Для интеграции СМ наиболее интересным и актуальным методом создания системы процессного управления является метод, основанный на принципах системы менеджмента качества, заложенных в международных стандартах ИСО 9000:2000. Сочетания принципов, заложенных в менеджменте качества, экологическом менеджменте, социальном и менеджменте здоровья и безопасности позволяет построить систему эффективного управления организацией, основанной на управлении каждым процессом, увязать отдельные процессы в единую систему и встроить в эту систему управления механизм непрерывного улучшения деятельности организации.

Основа ИСМ – это СМК, основа СМК – это процессы. В основе процессного подхода лежит выделение в организации бизнес-процессов и управление этими бизнес-процессами и не важно относятся эти процессы только к показателю качества или другим аспектам деятельности.

Системы менеджмента отождествляются с соответствующими им стандартами. Но ведь все системы менеджмента, соответствующие требованиям различных стандартов, при интеграции реализуются в рамках одной и той же организационной структуры и включают одни и те же сети процессов (интегрированных процессов). Различаются они только вектором цели:

  • в случае построения СМК, соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000, целью является удовлетворение требований к качеству продукции, в первую очередь, требований потребителя;
  • в случае создания системы экологического менеджмента (СЭМ), соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 14000, целью является удовлетворение требований другой заинтересованной стороны (общества) к экологической безопасности;

· в случае построения системы промышленной безопасности (СПБ) по стандартам OHSAS серии 18000, целью является удовлетворение требований нескольких заинтересованных сторон (общества и персонала) к безопасности труда.

Для обеспечения выполнения требований нескольких стандартов несомненно правильным решением будет не только выделение отдельных процессов по каждому аспекту деятельности, но и описание действий (процедур), с учетом обеспечения требований нескольких стандартов в рамках одних и тех же процессов. Аналогично функции, большинство из которых могут быть описаны одинаково для разных систем, т.е. один раз (например, функции измерения, контроля, внутреннего аудита и др.). То есть интеграция систем сводится к интеграции процессов и стандартизации функций.

Итак, системы менеджмента базируются на одних и тех же процессах, одних и тех же функциях, на одной и той же структуре. Различия только в целях, распределении ответственности, которые указываются в Политике в области качества и дополнительных процессах специфических для какой-то конкретной системы менеджмента. При таком подходе исчезает необходимость строить отдельные системы, а потом «интегрировать» их. Интеграция систем сводится к интеграции процессов и стандартизации функций и созданию сквозной документации.

Теоретически определяют элементы систем менеджмента, которые могут выиграть от интеграции:

- единая политика организации;

- оптимальное использование ресурсов;

- комплексные меры оперативного контроля и общее управление документацией;

- общие информационные и обеспечивающие системы;

- общая система подготовки и развития персонала;

- организационная структура и структура подотчётности;

- системы измерения и мониторинга;

- записи и отчётность;

- единый аудит.

Кроме этого, работа по внедрению ИСМ включает совершенствование, как внутренней среды организаций, так и отношений с заинтересованными сторонами, информирование государственных органов, потенциальных инвесторов, партнеров, общественности о деятельности компаний.

 

 

10.5. Общие сведения о системах менеджмента, входящих в ИСМ

 

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) предполагает разработку и внедрение системы, обеспечивающей совместное развитие менеджмента качества (СМК), экологического менеджмента (СЭМ), менеджмента в области производственной безопасности и охраны труда (СМ ПБ и ОТ) и социального менеджмента. Интеграция именно этих систем менеджмент наиболее актуальна в настоящее время.

Система менеджмента качества сегодня – это визитная карточка предприятия при выходе на рынок. Особенностью современных подходов к менеджменту качества является то, что предъявляются требования не к качеству продукции напрямую, а к системе менеджмента, которая, в свою очередь, призвана обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции, процесса производства и компании в целом. СМК в организации может строиться в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000.

Экологический менеджмент включает инициативную деятельность предприятий по систематизации, расширению и повышению эффективности работ, направленных на снижение воздействия на окружающую среду (прежде всего, доступными и мало затратными мерами), рациональное использование природных ресурсов, выполнение природоохранных проектов и программ.

СЭМ в организации может строиться в соответствии с международными стандартами ИСО серии 14000. В системе экологического менеджмента рассматриваются те экологические аспекты деятельности организации, которые она может контролировать, и изменения которых под влиянием системы можно ожидать. Структура стандартов ИСО 14000 построена по аналогичному принципу, как и стандарты ИСО серии 9000.

Система менеджмента производственной безопасности и охраны труда включает в себя контроль и предотвращение возможных опасностей на рабочем месте, обеспечение постоянного процесса минимизации рисков. Систематическое и структурированное управление является лучшим способом сокращения аварий, обеспечения охраны здоровья сотрудников и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.

СМ ПБ и ОТ может строиться на базе международного стандарта OHSAS 18001-1999 «Система менеджмента здоровья и безопасностью» (Occupational Health and Safety Assessment Series).

В нашей стране разработан и введен в действие стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации.». Этот стандарт гармонизирован с международным стандартом OHSAS 18001—99.

Социальный менеджмент – это тоже один из аспектов современного бизнеса. Ведущие компании мира уже в течение многих лет считают, что надежными партнерами могут быть только те, кто использует этичные подходы к обществу в целом и к своим сотрудникам, уважает их и создает им необходимые условия для работы. Стандарт SA 8000 (Social Accountability 8000) –стандарт для оценки социальных аспектов систем управления.

Цель стандарта SA 8000:1997 улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Он может применяться в развивающихся и индустриально развитых странах, как для малых, так и для крупных предприятий, а также для общественных организаций.

СМ, основанная на требованиях стандарта SA 8000, имеет общие требования с ИСО 9001, как например, определенная руководством политика компании в сфере социальной ответственности, анализ и проверки со стороны руководства, планирование, оценка и выбор поставщиков, принятие корректирующих действий. Наряду с перечисленными разделами стандарт содержит специфические требования в сфере социальной ответственности, касающиеся использования детского труда, продолжительности рабочего времени, вопросов оплаты труда, применение дисциплинарных мер, а также исключение в организации любого вида дискриминации.

 

Основной целью системы экологического менеджмента (СЭМ) является уменьшение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также информирование общества о поставленных целях и достигнутых результатах.

Наилучшим способом уменьшения загрязнения окружающей среды является предотвращение его возникновения. Осознавая это, организации внедряют методы предотвращения повышения загрязнения, что повышает экономическую эффективность процессов при одновременном снижении их воздействия на окружающую среду. Подобное может быть сделано несколькими способами:

– сокращение удельного потребления ресурсов и энергии;

– комплексным использованием сырья, использованием побочных продуктов производства;

– заменой токсичных или опасных материалов и сырья на менее опасные;

– улучшение системы менеджмента в отношении материалов, процессов и отходов.

Цели и выгоды от внедрения СЭМ в организациях приведены на рис. 10.2. В России главной причиной внедрения пока остаются рекомендации западных партнеров, влияющих на контрактные отношения (или инвестиции), а не обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Быть может, только на местном уровне, в районных поселках задумываются за состоянием окружающей среде на той территории, где они сами живут. Для того, чтобы СЭМ на предприятии стала эффективным инструментом экологического управления локального уровня она должна быть органически встроена в национальную систему экологического управления. Должны быть предусмотрены экономические (например, в виде льготных платежей, условий кредитования на природоохранные программы, экологического страхования) и другие механизмы государственной поддержки, которые обеспечили бы заинтересованность предприятия в системных методах управления природоохранной деятельностью.

Предполагается, что СЭМ, отвечающая требованиям стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1. Организационном – через улучшение экологического "поведения" корпораций.

2. Национальном – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

3. Международном – через улучшение условий международной торговли.

Для распространения успешного опыта полученного большинством компаний в области экологического менеджмента, в 1996 году Международной Организацией по Стандартизации был выпущен международный стандарт ISO 14001:1996, содержащий требования к системе экологического менеджмента.

 

 

С 1998 года блок международных стандартов ИСО серии 14000, содержащих требования к системе управления окружающей средой принят в России методом обложки (ГОСТ Р 14001-98, ГОСТ Р ИСО 14004-98 ГОСТ Р 14031-2001). Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы: 1) принципы создания и использования систем экологического менеджмента (ЭМС); 2) инструменты экологического контроля и оценки; 3) стандарты, ориентированные на продукцию. В трех обозначенных группах разработаны и разрабатываются документы представленные в табл. 10.1.

В декабре 1997 года Председатель Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды утвердил основные положения Федеральной системы экологической сертификации (ФСОЭС).

Объектами сертификации являются:

 

· продукция, способная оказать вредное воздействие на окружающую среду;

· отходы производства и потребления и деятельность в сфере обращения с отходами.

Надо отметить, что система стандартов ISO серии 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента.

Типичные положения стандартов серии ИСО 14000 состоят в том, что в организации должны быть введены и, соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должны быть назначены ответственные за определенные области 14001 – не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO серии 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, (например, концепция "всеобъемлющего менеджмента качества" – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Изначально создание стандарта ИСО 14001 было основано на согласованном применении с системой менеджмента качества удовлетворяющей ИСО 9001. Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности и ИСО 14001 и 14004. Общепризнанна совместимость стандартов, однако структура и состав требований этих стандартов различаются. В стандартах серии 14000 вообще не упоминается восемь принципов, лежащие в основе требований стандартов ИСО 9000. Вряд ли это следует понимать так, что в системе управления окружающей средой не важен системный подход или принятие решений на основе фактов.

 

Таблица 10.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.