Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая» историческая школа


К середине 50-х гг. историческая школа прошла свой апогей, и внимание к ней стремительно уга­сало. Однако в начале 70-х гг. про­изошел новый всплеск интереса к идеям, лежащим в ее основе. Это было связано с выходом на сцену ряда ученых, которых принято объединять в «новую» (молодую) ис­торическую школу. Их лидером был Густав Шмоллер (1838—1917). Широкую известность приобрели также Карл Бюхер (1847—1930) и Луйо Брентано (1844-1931).

Если представители «старой» исторической школы фактически отрицали существование объективных экономических законов, то «молодые» были гораздо осторожнее. Они отвергали только воз­можность выведения таких законов на основе дедуктивных рас­суждений. Необходимо накопление достоверных исторических и статистических данных, чтобы в будущем методом индукции пост­роить экономическую теорию.

Историческая школа призывала к детальному изучению истории народного хозяйства. Молодая ее поросль и приступила к реализа­ции этого призыва. При этом особое внимание уделялось истории отдельных экономических учреждений (торговых гильдий, ремес­ленных цехов и т.п.), территорий, предприятий. Представители молодой исторической школы критиковали Рошера и Гильдебранда за чрезмерное внимание к общей истории в ущерб истории кон­кретных объектов хозяйствования. Необходимо, по утверждению Шмоллера, прежде всего, выяснить возникновение отдельных хо­зяйственных институтов, а не всего народного или даже мирового хозяйства.

Особенностью новой исторической школы была попытка объяс­нить хозяйственную жизнь в тесной взаимосвязи экономики, этики и психологии.Речь идет не о признании одновременного воздействия на хозяйство разноплановых факторов, а об их внутреннем единстве и взаимопереплетении.

Шмоллер утверждал, что производство, разделение труда, обмен товаров — это и экономические, и этико-психологические теории. Хозяйственная культура реализуется в физическом мире, но возникновением своим она обязана духовным силам людей, которые проявляются в виде чувств, влечений, целей, представ­лений и, в конечном счете, в виде сознательных действий. На­родное хозяйство — это форма общения, основанного на психи­ческих силах общества.Поэтому политическая экономия — не толь­ко экономическая наука, а собирательное понятие, отображающее совокупность общественных наук, в том числе изучающих полити­ку, право, этику, религию.



С таких позиций Шмоллер рассматривает отдельные экономи­ческие категории. Изменения цен, заработной платы, вексельного курса и т. п. обусловливаются психологическими мотивами и чувст­вами различных групп. Так, динамика заработной платы зависит от степени склонности рабочих к сохранению или развитию жиз­ненных потребностей.

Государство, утверждал Г. Шмоллер, стоит над классами и со­циальными группами, над корпорациями и индивидуальными хозяйствами с их разнонаправленными устремлениями. Государст­венно-правовое регулирование экономической жизни — необ­ходимое условие самого существования народного хозяйства как единого целого.

К. Бюхер известен главным образом своей схемой развития хозяй­ства,в основе которой лежит длина пути, который продукт труда проходит от производителя до потребителя. На начальной ступени, которую Бюхер именует «домашним хозяйством», продукты потреб­ляются там же, где произведены. На второй ступени, называемой «городским хозяйством», осуществляется работа на внешнего по­требителя, но при непосредственном обмене «производитель — потребитель». Третья ступень — «народное хозяйство». На этой ступени производитель работает на неизвестный ему рынок, товары проходят ряд хозяйств, прежде чем дойдут до потребителя. В «на­родном хозяйстве» решающее значение имеет деятельность денеж­ного капитала.

Бюхер одним из первых подметил все возрастающую роль ссудно­го капитала, к которому он относит и банковский, и акционерный капитал. По Бюхеру, во власть ссудного капиталиста попадают в равной степени предприниматели, земельные собственники, тор­говцы и рабочие.

Л. Брентано уделял особое внимание вопросам труда и заработ­ной платы. Труд, по Брентано, это товар особого рода. Его владе­лец не может отложить продажу труда, он всюду должен следовать за проданным предпринимателю трудом и потому часто вынужден соглашаться на невыгодные условия продажи. Эти неблагоприятные для рабочего обстоятельства, однако, устраняются, если предпринимателю противостоит не отдельный рабочий, а профсоюз, по­добный английским тред-юнионам.

Повышение заработной платы,как и сокращение рабочего дня, выгодно не только рабочим, но и предпринимателям,ибо при этом создаются условия для роста производительности труда, а, следовательно, для увеличения доходности производства. Низкая оп­лата труда не дает стимулов для замены ручного труда машинным, что препятствует удешевлению товаров и повышению их конку­рентоспособности.

Брентано вошел в историю экономических учений как активный пропагандист ряда положений, сформулированных в литературе задолго до его работ. Речь идет о законе убывающего плодородия почвы и теории устойчивости мелких крестьянских хозяйств. Кон­цепцией, относительно которой Брентано должен быть признан если не исключительным автором, то одним из «соавторов», сле­дует считать признание монополистических объединений практичес­ким средством устранения экономических кризисов.Картели, по Брен­тано, создаются производителями для планомерного приспособле­ния предложения к спросу, чтобы предупредить перепроизводство со всеми вытекающими из него последствиями: падением цен, бан­кротствами, обесценением действующего капитала и массовой безработицей.

Под влиянием молодой исторической школы в последнюю чет­верть XIX в. во всем мире возрос интерес к историко-экономическим исследованиям. Эта школа оказала большое влияние на при­обретших уже в XX столетии широкую известность обществоведов Макса Вебера (1864-1920) и Вернера Зомбарта (1863-1941).

М. Вебер начал научную деятельность как историк народного хозяйства. Всемирную славу ему принесли работы, посвященные вли­янию религиозных воззрений и религиозной морали на экономику:«Протестантская этика и дух капитализма» (1905) и «Хозяйственная этика мировых религий» (1919). По Веберу, в каждой религии есть Два противоположных компонента — мистический и аскетический. Чем более развит в религии аскетический компонент, тем более она способствует укреплению в жизни рационального начала, составля­ющего дух капитализма. В наибольшей степени надматериальный стимул к предпринимательству дает протестантизм, согласно кото­рому свидетельством угодности человека богу является успех этого человека на избранном им поприще. Именно господством протестантизма объясняет Вебер высокое хозяйственное развитие США и Канады по сравнению с католической Латинской Америкой.



Зомбарт, будучи учеником Шмоллера, также начинал как историк народного хозяйства. В дальнейшем он стремился сочетать историзм с построением абстрактной теории капитализма. В та­ком духе построена его главная работа «Современный капита­лизм» (1902). На взгляды Зомбарта серьезное влияние оказала экономическая концепция Маркса, но марксистский классовый подход в его работах своеобразно окрашивается воспринятой от исторической школы акцентировкой национально-психологи­ческого фактора. По Зомбарту, экономическая наука не может игно­рировать время и пространство, ибо хозяйственная жизнь определя­ется психологией эпохи, класса, расы и нации.Преувеличение зна­чения национальной психологии к концу жизни привело Зомбарта к поддержке гитлеровского национал-социализма.

Зомбарт вводит понятия «хозяйственная система» и «хозяйствен­ная эпоха». Хозяйственная система — это абстрактно-теоретичес­кая конструкция, очищенная от исторической конкретики модель. Хозяйственная эпоха — это реальность, служащая объектом эмпи­рического исследования. Но само выделение эпох осуществляется только на основании сформированных теоретических моделей, т. е. хозяйственных систем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лозаннская школа экономической теории | Социальная школа экономической теории

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.