Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности экономической мысли в Казахстане в 20-30 годы

Развитие товарно-денежных капиталистических отношений в казахском ауле в начале ХХ века привело к определенному изменению социальной структуры, в частности, к укреплению позиций баев-феодалов, постепенно приспособившихся к рынку. Формировавшаяся казахская буржуазия была еще прочно связана с докапиталистическими отношениями, а баи-феодалы выступали в роли хранителей родовых традиций.

Эти особенности формирования казахской буржуазии породили своеобразие ее экономических интересов, ее идеологии.

С начала своего возникновения буржуазно-политическое течение в крае связало свою судьбу с российской буржуазией, которая с 1905 года перешла в ряды кадетской партии. Созданная ими партия объявила себя филиалом партии кадетов, а ее лидер А.Букейханулы стал членом ЦК этой партии.

Выражая интересы баев-феодалов, казахская буржуазная интеллигенция стремились подчинить себе демократическое движение народных масс, выдавая свои интересы за общенародные. Они проповедовали классовый мир ради «единства нации», отрицали деление казахского общества на классы и пропагандировали «теорию родового строя».

В экономических воззрениях казахских буржуазных лидеров, в их программных документах имелся ряд противоречий, непоследовательностей.

Наиболее оформленные взгляды на экономику Казахстана и перспективы его развития были высказаны в редакционной статье газеты «Казах» - «Об изменении хозяйства», причем в противовес позиции журнала «Айкап» об оседлости.

Ведущим лидером казахской национальной интеллигенции был выдающийся ученый и общественный деятель Алихан Букейханулы (1866-1937) из Каркаралинского района Карагандинской области. Он окончил Омское техническое училище в 1888 году и экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института в 1894 году.

Работал преподавателем в Омском лесохозяйственном училище, занимался научной работой, был одним из авторов 18-го тома обширного труда «Россия. Общее географическое описание нашей Родины».

Букейханулы принимал участие в экспедиции Ф.А. Щербиной, которая занималась подготовкой массового переселения крестьян из центра России в Казахстан (1904).

Букейханулы, как один из авторов статьи «Об изменении хозяйства» рассматривает факторы, влияющие на развитие хозяйства: природные условия, плотность населения, искусность народа, захват чужих территорий, обычаи, политика, законы, религия, право, просвещение и степень его распространения, опыт, государственные цели и др. Он считал приемлемым кочевое скотоводство для всего Казахстана и оседание мыслилось как процесс, растянутый на долгие годы.

В 1905 г. Алихан Букейханулы стал членом кадетской партии, принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске и был одним из составителей петиции, (подписанной 14 500 участниками), в которой выдвигались политические требования.

В 1905 г. Букейханулы стал депутатом 1 Государственной Думы от казахского населения Семипалатинской области. В 1908 г. он поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против царского указа «О роспуске Государственной думы».

За антиколониальную деятельность Букейханулы отбывал тюремное наказание в Семипалатинске и Павлодаре.

Являясь членом Омского губернского комитета кадетской партии в 1905-1907 г., Букейханулы одновременно был редактором газет «Иртыш», «Омич», «Голос степи».

С 1913 г. Алихан Букейханулы, А. Байтурсынулы и М. Дулатулы приступили к изданию газеты «Казах», на страницах которой публиковались многочисленные статьи о просвещении народа, пробуждении его национального самосознания. В 1916 г. Букейханулы принимал участие в работе Всероссийского Земского союза. В апреле 1917 г. Временное правительство образовало Туркестанский комитет Временного правительства, в состав которого вошел А. Букейханулы. Он был назначен Тургайским областным комиссаром Временного правительства. В июле 1917 г. А.Бухейханулы объявил о своем выходе из партии кадетов, и вместе с другими представителями казахской интеллигенции вошел в исполком партии "Алаш", которая была образо­вана на съезде в Оренбурге. Букейханулы был одним из авторов программы партии "Алаш". На втором съезде партии "Алаш" который проходил с 5-13 декабря 1917 г., Букейханулы был избран председателем правительства «Алаш Орда». "Алаш Орде" поручалось через месяц после съезда провозгласить территориальную автономию. Стремясь добиться этого, Букейханулы начал вооружен­ную борьбу против Советской власти, которая привела через два года к прекращению деятельности правительства "Алаш Орда» Эта была первая попытка Казахского народа к созданию независимого государства.

После постановления ВЦИК о привлечении бывших алашординцев к работе в органах Советской власти, А.Букейханулы отошел от политической деятельности, хотя и был приглашен на 1-й съезд Советов КазАССР в качестве почетного гостя (1920 г.). В 1920г. А.Букейханулы вошел в состав Наркомзема. В 1922 и 1926 гг. Букейханулы обвинялся в контрреволюционной деятельности, однако был освобожден из-под ареста за отсутствием доказательств. В 1937 г. он был снова арестован и в сентябре того же года приговорен к расстрелу. В 1989 г. А.Бу­кейханулы был реабилитирован.

Алихан Букейханулы относится к числу выдающихся политических и общественных деятелей казахского народа который всю свою жизнь посвятил делу освобождения сво­его народа от социального и национально-колониального гнета, его просвещения и процветания.

Ахмет Байтурсынулы (1873-1938) родился в местности Сарытубе - нынешнем Жангильдинском рай­оне Торгайской области.

С начала он учился в аульной школе, затем в Торгайское русско-казахской школе, продолжил свое образование в Оренбургском учительском училище, после окончания которого работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Костанайского и Каркаралинского уездов.

Ахмет Байтурсынулы рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что в 1909 г. был аресто­ван и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через год сослан и в течение семи лет (1910-1917), он, как «политически неблагонадежный», находился под надзором царской охраны.

Он был редактором газеты «Казах», являлся активным членом партии "Алаш", которая боролась за воссоздание независимого казахского государства. После победы Октябрьской революции Байтурсынулы недолго оставался в рядах алашординцев, а в 1919 г. вместе с большой группой представителей научной интеллигенции, перешел на сторону Советской власти. В конце того же года Ахмет Байтурсынулы избирается чле­ном ВПК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынулы был председателем научно-литературной комиссии, избирался председателем Наркомпроса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, в газете "Ак жол". В 1925-1929 гг. Байтурсынулы преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом институте им. Абая.

Ахмет Байтурсынулы сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники "Со­рок басен" и "Маса" вышедшие, соответственно в 1909 и 1911 гг. Байтурсынулы провел большую работу по сбору и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и коммен­тарии к поэме "Ер Саин", опубликованной в 1923 г., вы­пустил книги "23 причитания" (1926) и "Литературоведе­ние" (1926), последняя из которых является первым на­учным исследованием по истории казахской литературы. Ему принадлежат тезисы "О терминологии в тюркских языках", опубликованные в 1926 г.

Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обу­чения казахских детей родному языку. Среди них: "Учеб­ное пособие" (1912), "Пособие по языку" (1914), "Азбу­ка" (1924), "Новая азбука" (1926-1928), и методическое пособие "Баяншы" (1926).

В 30-е гг. XX в. начались гонения на представителей казахской интеллигенции. Байтурсынулы стал одним из тех, кто попал под пресс сталинской репрессивной ма­шины. В 1938 г. он был арестован, а затем расстрелян.

В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был посмертно реабилитирован.

Ахмет Байтурсынулы - один из ярчайших представи­телей казахской интеллигенции начала XX в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему наро­ду, его культуре и традициям. Байтурсынулы был блестя­щим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформи­ровал казахскую письменность на основе арабской гра­фики, дав возможность пользоваться ею миллионам ка­захов, живущим за границей. Ахмет Байтурсынулы разра­ботал основы казахского языкознания, научную терми­нологию для определения казахской грамматики.

Миржакып Дулатулы (1885-1935) казахский поэт, публицист, переводчик. Сначала Миржакып учился в аульной школе, а с две­надцати лет - в Торгайском двухклассном русско-казахс­ком училище. По окончании педагогических курсов в 1902 г., Миржакып Дулатулы работал учителем в ауле, занима­ясь самообразованием в свободное от работы время.

В дни революции 1905 г. он был в рядах демонстран­тов в Каркаралинске, затем участвовал в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в Уральске (1906), ездил в Петербург в составе группы де­легатов этого съезда.

Стихотворение "К молодым", опубликованное в пер­вом номере газеты "Серке" в 1907 г., отражает все уви­денное и пережитое поэтом в период первой русской ре­волюции. Статья Дулатулы "Наши задачи", разоблачав­шая царскую политику на национальных окраинах, была опубликована во втором номере "Серке". После этого издание газеты было запрещено. Первый сборник стихов Дулатулы "Пробудись, казах!" вышел в 1909 г. и был вскоре конфискован. Начинаются гонения со сторо­ны царской охранки. Поэт провел полтора года в Семи­палатинской тюрьме.

В 1910 г. выходит роман М.Дулатулы "Несчастная Жамал", а в 1913 г. - сборник стихов "Азамат". В 1915 г. была опубликована литературно-публицистическая кни­га поэта "Терме".

В сборник "Азамат" вошли не только стихотворения Дулатулы, но и его высокохудожественные переводы из Ф.Шиллера, А.С.Пушкина, М.Лермонтова Г.Тукая.

Тонким эстетическим вкусом и глубиной отличаются статьи М.Дулатулы о творчестве Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, объемный труд "История про­исхождения казахов и кыргызов", "Библиографический указатель казахских книг" в двух частях и другие рабо­ты.

С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета "Казах", в которой Дулатулы активно сотрудничает с Байтурсынулы. Миржакып Дулатулы был одним из составителей программы партии "Алаш". С конца 1917 г. до апреля 1918-го Дулатулы возглавлял газету "Казах", яв­лялся одним из руководителей правительства "Алаш Орда", членом его Военного Совета.

В 1919 г. М.Дулатулы вместе со многими другими дея­телями алашординского движения переходит на сторону Советской власти. Начинается новый этап в жизни и твор­честве Дулатулы.

В 20-30-е гг. М.Дулатулы работал в редакциях газет "Ак жол", "Енбекши казак", журнала "Кызыл Казахстан", занимался переводческой деятельностью.

Со второй половины 20-х гг. начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. Дулатулы был арестован и в апреле 1930 г. приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами тюрем­ного заключения. Дулатулы скончался в Соловецком ла­гере 5 октября 1935 г. В ноябре 1988 г. Миржакып Дулатулы был посмертно реабилитирован.

М.Дулатулы прошел непростой творческий и жизнен­ный путь, оставив после себя богатое наследие. Он был блестящим знатоком литературного языка, способство­вал формированию кадров для казахской журналистики. Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством. Мир­жакып Дулатулы принадлежал к той плеяде деятелей ка­захской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобще­ния к общечеловеческим ценностям.

Представители крестьянско-демократического направления экономической мысли в Казахстане группировались вокруг журнала «Айкап», выходившего в 1911 – 1915 годах.

Представители этого течения были преемниками идей казахских просветителей-демократов второй половины XIX века, защищавших кочевой образ жизни казахов.

Издателем и редактором журнала «Айкап» был Мухамеджан Сералин (1871-1929 ) – прогрессивный журналист, демократ. Он находился в близких отношениях с революционно настроенными деятелями России, в том числе с большевиками. После Октябрьской революции М.Сералин стал видным партийным советским работником. Коллектив авторов журнала был весьма разнородным. В нем сотрудничали С.Торайгыров, С.Сейфуллин, Б.Майлин – выразители интересов народных масс.

На страницах журнала в основном освещались вопросы о земле, просвещении народа, распространении знаний и их прогрессивном влиянии на казахское общество, прежде всего, на развитие производства, резко критиковались патриархально-феодальные отношения.

Журнал также вел борьбу с казахскими буржуазными националистами и их печатным органом - газетой «Казах», защищавшей интересы патриархально-феодальной верхушки, отстаивавшей отжившие формы хозяйства.

Журнал «Айкап» постоянно обращал внимание своих читателей на первостепенные нужды развития экономики Казахстана, поднимал жизненно важные проблемы хозяйственного развития края, разоблачал колонизаторскую политику царизма.

Развивавшиеся производительные силы общества натолкнулись на узкие рамки патриархально-феодальных производственных отношений и этот конфликт породил прогрессивные экономические идеи, направленные на борьбу с отжившими отношениями. Аграрный вопрос, как проблему, рассматривал выдающийся просветитель-демократ И.Алтынсарин.

Значительное место в журнале отводилось проблеме развития товарно-денежных отношений капитализма. Авторы «Айкапа» видели, что в начале 20 века произошли существенные изменения в жизни казахского народа, в его экономике, в отношениях между людьми, которые они объясняли не только массовым изъятием казахских земель, но и развитием товарно-денежных отношений.

Турар Рыскулулы (1894-1943), уроженец Алматинской области, государственный, партийный деятель, участник национально-освободитель­ного движения 1916 г. в Казахстане и революции 1917 г.

В 1907-1910 гг. Турар учился в русско-казахской на­чальной школе в Мерке, а в 1910-1914 гг. - в сельскохо­зяйственном училище в Пишпеке (ныне Бишкек).

Летом 1916 г. Т.Рыскулулы становится организатором антиколониального вооруженного восстания в Аулие-Атинском уезде и подвергается аресту. Национально-освободительное движение казахского народа 1916 г. стало школой политического зрелости молодых интеллиген­тов и во многом определило их дальнейшую судьбу. С немалым трудом, после неоднократных отказов, осенью 1916 г. ему удается поступить в Ташкентский учительский институт. В 1917 г., Т.Рыскулулы оставляет учебу в Ташкенте и прибывает в Меркенский район Аулие-Атинского уезда, где срывает планы местных кулаков об уплате коренным населением огромной контрибуции и возмеще­ния убытков, якобы понесенных русским населением в пе­риод восстания 1916 г.

В начале 1917 г. в г. Аулие-Ате Рыскулулы организовал "Революционный союз казахской мо­лодежи", ставящий своей целью всемерную борьбу за сво­боду и независимость. Став заместителем председа­теля Аулие-Атинского уездного Совдепа, он вплотную занимается обустройством кочевых аулов. В октябре 1918 г. на VI съез­де Советов Т.Рыскулулы избирается в состав ТуркЦИКа, за­тем назначается Наркомом здравоохранения Туркреспублики. Позже выдвигается на пост заместителя Председателя ЦИК Турк­республики. В 1919 г. Рыскулулы - Председатель Центральной комиссии по борьбе с голодом при ТуркЦИК, Председатель ЧК по борьбе с басмачеством в Фергане. В лице Рыскулулы притесненные и угнетенные видели защит­ника их насущных интересов. Он становится подлинным лидером всех тюркоязычных народов, населяющих Туркес­тан. В 1920 г. он становится членом ЦК Компартии Турке­стана и избирается председателем ЦИК Туркестанской АССР.

Имя Рыскулулы, как политика и государственного деятеля, стало широко известно в связи с деятельностью Му­сульманского бюро. Он стоял у истоков этой организации и был бессменным руководителем на протяжении всего вре­мени его существования. Под его руководством Мусбюро вело последовательную борьбу против насилия и диктата Центра. Он был главным идеологом и теоретиком мусульманской партии, противопоставленной им коммунистичес­кой партии России. Направляемое Рыскулулы Мусбюро проделало значительную работу на пути к независимости и привлечению коренного населения к самоуправлению. Взгляды Т. Рыскулулы получили поддержку III конферен­ции Мусбюро, принявшей решение о создании Тюркской Республики и Тюркской Компартии. Но вмешательство Центра подавило волю туркестанцев к национальному са­моопределению. Рыскулулы было предъявлено обвинение в пантюркизме и националистическом уклоне, которое пре­следовало его до конца жизни.

В 1920 г. Рыскулулы принимает участие в работе Пер­вого съезда народов Востока в Баку. В декабре 1920 г. его назначают заместителем Наркома по делам национально­стей РСФСР. В 1922 г. его выдвигают на пост Председате­ля Совета Народных Комиссаров Туркреспублики. В 1924 г., будучи помощником заведующего Средне-Восточным отделом ИККИ, был делегирован в Монголию в качестве уполномоченного Коминтерна. В 1925 г. Рыскулулы - заведуюший отделом печати Казкрайкома ВКП(б) и ответ­ственный редактор газеты "Енбекши казах". В 1926-1937 гг., будучи заместителем Председателя Постоянного хлоп­кового совещания, председателем Комитета содействия строительству Турксиба, начальником Главкоммунхоза при СНК РСФСР, возглавлял экспертное совещание и совет содействия по общественному питанию, Комитет кустарной промышленности и промысловой кооперации при ЭКО-СО РСФСР и др. государственные органы. Его перу при­надлежат десятки книг, брошюр, свыше 100 статей. В Алматы в честь Рыскулулы назван проспект.

Смагул Садуакасов (1900-1933 гг.) Видный государственный деятель, писатель, публицист, литературный критик, экономист.

Садуакасов окончил Омское среднее сельскохозяй­ственное училище (1918), Московский институт инжене­ров транспорта (1932). Трудовую деятельность начал учи­телем школы (1915). В 1917-1918 гг. Садуакасов стано­вится членом Акмолинского казахского губернского ко­митета самоуправления, управления молодежной органи­зацией "Жас азамат". В 1919 г. он работает инспектором "Центросибири" по инородческой кооперации. В 1920 г. ~ редактор газеты "Кедей дауысы" (Омск), секретарь Казахского областного комитета РКСМ в Оренбурге. В этом же году избирается от Акмолинской губернии деле­гатом первого всеказахстанского съезда Советов. На съезде Садуакасов избирается членом президиума Казахского центрального исполнительного комитета, а вскоре и чле­ном ВЦИК. После съезда, во время формирования пра­вительства только что образованной Каз ССР, назначает­ся заместителем комиссара народного просвещения А.Байтурсынова. В этот же период, с 1921 по 1928 гг., он был секретарем Каз ЦИКа, полномочным представителем Каз АССР при ТурЦИКе, председателем Государственной плановой комиссии Каз АССР, ответственным редакто­ром краевой газеты "Енбекши казах".

Это время для него было особенно сложным и ответ­ственным. Всю свою молодую энергию, силу таланта Са дуакасов направил на улучшение дел народного образо­вания, воспитание местных кадров. Принципиальный и настойчивый нарком просвещения не пришелся по душе Ф.Голощекину, первому руководителю республики. За "раскольническую деятельность" на шестой партконфе­ренции Садуакасов освобождается от своих должностей и назначается ректором Казахского педагогического ин­ститута (ныне АТУ им. Абая).

И здесь его не оставили в покое. Он решает покинуть территорию республики, поступает в Московский инсти­тут инженеров транспорта, после окончания которого, опасаясь его пребывания на родине - в Казахстане, ру­ководство страны направляет Садуакасова на работу "по специальности" - инженером-строителем на строитель­ство железной дороги Москва - Донбасс. Здесь 16 декаб­ря 1933 г. его не стало.

Не побоялся сказать правду о Садуакасове поэт Магжан Жумабаев, написавший о том, что смерть Садуака­сова - невосполнимая потеря, народ лишился надежного защитника, могучей опоры.

Началом литературной, публицистической деятельно­сти Садуакасова явилось участие в выпуске рукописного журнала "Балапан" - органа организации "Бирлик", и га­зеты "Жас азамат".

Первое литературное произведение Садуакасова - "Жастарга жана жол" ("Новый путь молодежи"), а его первый роман - "Салмакбай - Сагындык". Его перу при­надлежат и романы "Кулпаш", "Кумус конырау"("Серебряный колокольчик"). Несколько работ Садуакасова по вопросам казахской литературы сыграли значительную роль в становлении молодой прозы в республике.

Но его публицистические и научные интересы не ог­раничивались только проблемами казахской литературы. Он также написал "О национальном театре", "О проблемах просвещения в Казахстане", "О казахском кооператив­ном органе", "Об отмене "калыма" у казахов", "Действи­тельно серьезный вопрос" и т.д.

О многогранности таланта Садуакасова, широте его кругозора, интеллекта свидетельствует и то, что он, прожив всего 33 года, сумел проявить себя не только как государствен­ный деятель, но и как наставник молодежи, оратор-три­бун, организатор кооперативного движения в Казахста­не, как деятель культуры - организатор казахского театра

Сактаган Баишев (1909-1988) видный экономист, историк, доктор экономических наук, профессор, академик АН КазССР, заслуженный деятель науки Казахской ССР.

Уроженец села Акжар Байганинского района Актюбинской области. После окончания в 1927 г. Темирской рус­ско-казахской семилетней трудовой школы работал пред­седателем районного бюро юных пионеров в г. Карсакпае, а в 1930 г. - ответственным секретарем райкома ВЛКСМ в г. Туркестане. Занимая эти должности Сакта­ган Баишев начал заниматься экономическими исследова­ниями, пытаясь выяснить особенности социалистического развития. Склонность к журналистике привела тогда еще молодого Сактагана в редакцию республиканской молодеж­ной газеты "Лениншил жас". Здесь он работал сначала заве­дующим отдела, затем - заместителем редактора. Отсюда он был призван в ряды Красной Армии. После службы Ба­ишев был направлен на учебу в Институт марксизма-лени­низма в Алма-Ате, где он уже непосредственно занимался исследовательской работой, участвуя тем самым в крупных социально-экономических преобразованиях, осуществляе­мых руководством республики.

В грозные и тяжелые для всей страны дни лета 1941 г. Сактаган Баишев добровольцем уходит на фронт, еще раз подтвердив свою любовь и преданность Родине. Служил военным комиссаром, тем, кому приходилось личным при­мером поднимать солдат в очередную атаку. Войну про­шел от начала до самого конца, закончив ее в составе 3-й ударной армии, штурмовавшей рейхстаг - логово фашиз­ма. За ратные подвиги Баишев был награжден орденом Отечественной войны I степени и боевыми медалями.

После войны Баишев снова возвращается в науку, воз­главляя в течение девяти лет Казахский филиал Институ­та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1948 г. он блестяще защищает кандидатскую диссертацию. Лично Баишевым был переведен на казахский язык "Капитал" К. Маркса, избранные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса в двух томах, работы В. И. Ленина "Развитие капитализма в России", "Империализм - как высшая ста­дия капитализма" и др. В 1956 г. Сактаган Баишев изби­рается академиком и вице-президентом Академии наук Казахской ССР, а в 1959 г. - Председателем Верховного Совета республики. За годы научной и общественной де­ятельности им опубликовано свыше 300 научных работ, в том числе 7 монографий.

Последние годы своей жизни Сактаган Баишев посвя­тил преподавательской работе, немало сделав в области подготовки научных кадров и экономистов нового поко­ления. В 1982 г., после его кончины, Совет Министров Казахской ССР принял постановление об увековечении памяти академика АН КазССР С. Б.Баишева.

Каныш Сатпаев (1899-1964) -геолог, обще­ственный деятель, организатор и первый президент АН Казахской ССР, доктор геолого-минералогических наук (1942), профессор (1950), академик АН СССР (1946), ака­демик АН Казахской ССР (1946), почетный член Тад­жикской АН (1951).

В 1926 г. окончил Томский технологический институт. В 1926-1929 гг. возглавлял геологический отдел треста "Атбасцветмет", в 1929-1941 гг. - начальник и главный геолог геолого-разведочного отдела Карсакпайского ком­бината, в 1941-1964 - директор Института геологических наук Казахской ССР (до 1946 - КазФАНа СССР), замес­титель председателя, председатель Президиума КазФА­На СССР (1941-1946), Президент АН Казахской ССР (1946-1952 и 1955-1964). К. Сатпаев, занимаясь проблемами геологии рудных месторождений, являлся одним из при­знанных основоположников металлогенической науки страны. Он - создатель казахстанской металлогенической школы. Большинство своих научных изысканий посвя­тил вопросам изучения геологии рудных месторождений и минеральных ресурсов Казахстана. В научном насле­дии наибольшую ценность имеют труды, посвященные изучению Жезказганского месторождения и составлению прогнозно-металлогенических карт Центрального Казах­стана. Сатпаев доказал принадлежность Жезказганского месторождения к разряду крупнейших в мире такого типа, обосновал переоценку его потенциальных ресурсов. В Жезказган-Улытауском регионе в 1929-1931 гг. им была намечена широкая программа новых исследований, обес­печивших пересмотр перспектив Жезказгана, вооружив­ших геолого-разведочную службу прогрессивной теори­ей, определившей направление поисково-разведочных работ.

В 30-е гг. К. Сатпаев предложил конкретные критерии формирования медных руд Жезказгана, полностью под­твержденные последующей практикой и положенные в основу дальнейших комплексных форсированных геоло­го-разведочных работ на месторождении. К. Сатпаев выя­вил основные этапы геологического развития Централь­ного Казахстана, а также основные структурные элемен­ты, характеризующие основные черты геологического строения и металлогеническую специфику этого региона в течение каждого из шести геотектонических этапов. Был составлен комплекс вспомогательных палеогеографичес­ких, металлогенических и др. карт.

Следующий этап своих исследований К. Сатпаев посвя­тил изучению особенностей генетической природы мес­торождений отдельных полезных ископаемых, установил их своеобразие в геохимическом, минералогическом, гео­лого-структурном отношениях, геологический возраст их формирования. Выделив 50 металлогенических формаций, составил прогнозные карты Центрального Казахстана отдельно для каждой группы металлов, в результате вне­дрения которых в 1954-1958 гг. были открыты новые месторождения и рудопроявления различных металлов. За разработку этих карт группа ученых во главе с Сатпаевым была удостоена Ленинской премии (1958), на 1-м Всесо­юзном металлогеническом совещании, была признана гла­венствующая роль казахстанской школы геологов.

С именем Сатпаева связаны строительство горно-ме­таллургического комбината в Жезказгане, металлургичес­ких заводов в Караганде и Балхаше, канала Иртыш-Ка­раганда, организация крупных исследований по изуче­нию природных ресурсов п-ва Мангыстау, Мугоджар, Торгая, освоение крупных объектов минерально-сырье­вой базы республики, множества месторождений Рудно­го Алтая, фосфоритов Каратау и мн. др. Он был инициа­тором проведения выездных сессий АН республики, по­священных исследованию и освоению производительных сил экономических районов Казахстана.

Лауреат Государственной премии СССР (1942). На­гражден 4 орденами Ленина, орденом Отечественной вой­ны и медалями. В честь Сатпаева названы ледник и пик хр. Джунгарского Алатау, Институт геологических наук АН Казахской ССР, горно-металлургический комбинат в г. Жезказгане, многие улицы и школы в городах и селах республики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие экономической мысли в трудах просветителей-демократов | Экономическая мысль в Казахстане на современном этапе. Проблемы перехода к рыночной экономике
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.