Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый вопрос


Учебные вопросы лекции

Основы вознаграждающего управления и участия персонала в управлении

Лекция 20

1 Сущность, задачи и содержание вознаграждающего управления

2 Сущность и формы участия персонала в управлении

 

Результаты любой деятельности отдельно взятого человека и персонала организации в целом (даже если эта деятельность сильно мотивирована) не могут быть высокоэффективными если работа людей не будет стимулироваться, достойно вознаграждаться.

При рассмотрении вопросов стимулирования трудовой деятельности следует определиться с пониманием самого термина «стимулирование» и термина «вознаграждение». По сущности эти понятия очень схожи, в то же время в их сути имеются и отличия.

Стимулирование трудовой деятельности имеет три аспекта понимания:

- во- первых – это управленческая деятельность, направленная на укрепление мотивации трудовой деятельности работников и часть этой деятельности как способ управления трудовым поведением работника;

- во- вторых – это результат управленческой деятельности, выражающийся удовлетворением или неудовлетворением работника стимулами выполненной работы и последующим укреплением трудовой мотивации или демотивацией;

- в-третьих – тактика решения проблемных задач в управлении персоналом.

В широком смысле слова стимулирование – это совокупность требований к выполнению трудовых задач и соответствующая им система поощрений и наказаний за выполнение этих требований. Стимулирование предполагает наличие у органов управления персоналом набора благ, способных удовлетворить значимые потребности работника, которые используются в качестве вознаграждения за успешное выполнение трудовых функций. Следовательно, под вознаграждением понимается та часть стимулирующей деятельности, которая направлена только на поощрение результатов работы.

Вознаграждение, в соответствии с существующей терминологией, – это

плата, достойная награда за труд, доставляющая удовольствие работнику, успешно выполнившему работу.

Вознаграждающее управление – это управление, при котором орган, управляющий персоналом, предполагает использование вознаграждений для работников, успешно выполняющих трудовые функции.



В процессе вознаграждающего управления используются два вида вознаграждения: внешнее и внутреннее.

Внешнее вознаграждение – это предметы, услуги и состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.

Внутреннее вознаграждение – это состояние, представляющее ценность для человека, привносимое самим человеком в результате каких-либо действий и проявляющееся в чувствах удовлетворенности и самоуважения.

Все виды внешних вознаграждений, используемых в организациях нашей страны, подразделяются на три основные группы:

- материальные (оплата труда, бонусы, подарки, участие в прибылях и др.);

- моральные (похвала, награждение грамотой, общественное признание);

- организационные (предоставление служебного автомобиля, совершенствование условий деятельности на рабочем месте и др.).

В каждой организации создается стимулирующая система, которая включает обязательные элементы:

- орган управления;

- принципы, методы и виды стимулирования;

- средства стимулирования.

Достойны внимания системы вознаграждающего управления персоналом, применяемые в США и Западной Европе, а также и в России, активно использующие внешние финансовые и нефинансовые вознаграждения.

В качестве финансового вознаграждения для обеспечения соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты широко используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых возна­граждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и группо­вых различий в выполнении деятельности (гибкая схема оплаты труда).

Существует множество типов гибких схем оплаты труда.

Комиссионные выплаты - самая простая и самая старая PFP-схема. Суть ее в том, что сотрудник (прежде всего это относится к агентам по продаже) получает определенный процент от сумм, которые ему платят кли­енты при покупке у него товаров. Комиссионные могут использоваться как в сочетании с базовым окладом, так и независимо от него, полностью состав­ляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются наиболее "прямой" PFP-схемой, пик их популярности все более остается в прошлом.

Денежные выплаты за выполнение поставленных целей - вот наиболее распространенный тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения такого рода использует 61% компаний, применяющих PFP). Такие выплаты (было бы правильно называть их премиями) в целом осуществляются при со­ответствии работника некоторым заранее установленным критериям. Среди них могут быть экономические показатели, показатели качества, оценка со­трудника другими лицами.

Применяются и специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного работника. Во-первых, это могут быть специальные премии, выплачиваемые сотрудникам за владение навыками, остро необхо­димыми компании в настоящий момент (так называемые «hot skills»). Во-вторых, это могут быть премии за верность компании, которые получают со­трудники, проработавшие в организации определенное количество времени. Такой вид вознаграждения также широко применяется и в организациях Японии. Такие премии часто выплачиваются и специалистам, уход которых очень не­желателен для компании. В-третьих, это могут премии "звездам" компании.

Применимы и программы разделения прибыли. При такой схеме сотрудники полу­чают определенный процент прибыли компании. Такие схемы могут исполь­зоваться двояко. С одной стороны, эти программы могут применяться как индивидуальные вознаграждения, когда при хорошем выполнении своей работы сотрудник получает заранее оговоренный процент прибыли организации. С другой стороны, компания может установить схему разделения прибыли для всех со­трудников (или для отдельно взятого подразделения). В таком случае - это не только способ вознаграждения за отличную работу, но и способ объ­единения работников компании.



В Америке и Западной Европе широко используются системы предоставления акций. При такой схеме формально сотруд­ник никаких выплат в форме "живых" денег не получает, вместо этого он получает в собственность определенное число акций компании.

Плюсы PFP очевидны. Работник получает возможность заработать большее количество денег. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше и лучше, чтобы заработать больше.

Необходимо упомянуть несколько пунктов, которым должна следовать компания для эффективного применения подобных методов. Во-первых, это оценка и повышение организационной культуры использования PFP. Во-вторых, анализ ситуации на рынке. Помимо обязательного знания среднерыночной зарплаты специалистов компания должна отдельно поощрять сотрудников, обладаю­щих навыками, остро необходимыми в данный момент. В-третьих, это опера­тивность действий, под которой понимается как отсутствие затяжек с выпла­тами, так и регулярный аудит существующих PFP-планов и при необходимо­сти их пересмотр. В-четвертых, долгосрочность внедряемых программ. Со­трудники должны чувствовать, что PFP - это не единовременный способ по­вышения мотивации, а долгосрочные инвестиции в человеческий ресурс. В-пятых, премирование "звезд", тоесть тех работников компании, без которых эф­фективность ее работы оказывается под угрозой. В-шестых, наделение ме­неджеров новыми полномочиями (делегирование полномочий).

Существуют и пункты, по которым критикуют PFP. По­давляющая часть этой критики направлена не на систему как таковую, а на неудачные способы ее применения. Часто сомнению подвергается тот факт, что вознаграждение сотрудника во многом определяется субъективным мне­нием менеджера, которому сложно установить и описать значимые различия между хорошо выполняющими свою работу подчиненными. Это, безусловно, одна из главных трудностей, возникающих при использовании PFP. Чтобы преодолеть ее, компания должна использовать независимые методы оценки, не базирую­щиеся исключительно на личных симпатиях и антипатиях менеджера. Второй пункт критики заключается в том, что PFP, по мнению некоторых исследователей, наносит не­поправимый удар по командной работе, порождая ненужную конкуренцию среди сотрудников (хотя сейчас все чаще применяются именно "командные вознаграждения").

Нефинансовые вознаграждения работников не мене значимы чем финансовые и часто становятся решающими при выборе работы и формировании впечатления о ней. Много заплатить сейчас может большое количество компаний. Под нефинансо­выми вознаграждениями подразумевают все виды стимулирования трудовой деятельности, не касающиеся непо­средственно оплаты труда, которые компании используют для вознагражде­ния своих работников за хорошую работу, повышения их трудовой мотивации и приверженности к фирме.

Существует множество видов нефинансовых возна­граждений.

Во-первых - это льготы, связанные с предоставлением нерабочих дней и с установлением индивидуальных графиков работы. Прежде всего, это «меры», связанные с оплатой законного нерабочего времени сотрудника (праздничные дни и дни отпусков, период возможной временной нетрудоспособности, перерывы на обед и производственные перерывы). Весьма популярной в последнее время стала так называемая система "банка нерабочих дней" по сути которой сотруднику предоставляется некоторое количество оплачиваемых дней в году, в которые он может не работать (обычно это количество дней складывается из нормы отпуска и разумного количества отгулов) и воспользоваться ими по своему усмотрению.

Очень важной мерой является оплата декретного от­пуска. Кроме того - это предоставление сотруднику гибкого графика работы.

Во-вторых - материальные и нематериальные нефинансовые вознаграждения. Прежде всего, это различные подарки, которыми фирма награждает своих сотрудников. Это могут быть: небольшие сувениры и более крупные подарки как символ важно­сти сотрудника для фирмы; семейные подарки (например: квартира российской многодетной семье от администрации муниципального образования; окорок на Пасху или индейка на Рождество в американских компаниях); подарки ко дню рождения; би­леты в театр; подарки по случаю рождения ребенка и др. Кроме того, к этой группе мер от­носятся различные финансовые "послабления" сотрудникам: оплата медицинской страховки; ссуды по льготной програм­ме; скидки на приобретение продукции организации.

В-третьих, различные общефирменные мероприятия, не касающиеся непосредственно работы. К ним относятся: внутрифирменные праздники, посвященные значимым событиям (юбилею фирмы, выпуску новой модели продукции и т.д.); различные мероприятия, на которые работники имеют пра­во приглашать свои семьи (Новый год, День независимости); загородные и экскурсионные поездки, устраиваемые компанией. К этой же категории можно отнесли оплачиваемые централизованные обеды и практикуемые некото­рыми фирмами вечеринки а-ля фуршет после окончания рабочего дня.

В-четвёртых - это вознаграждения, которые можно назвать как "вознаграж­дения признательности". Прежде всего, это элементарные ком­плименты сотрудникам за их работу. Естественно, что многие компании (особенно крупные) не ограничиваются лишь устной похвалой. Не считая упоминания в средствах массовой информации и фотографий на видных мес­тах, они пытаются увековечить работу своих сотрудников другими способа­ми. Так, например, в компании Walt Disney Со применяется следующая практика: на центральной улице парка Disneyland окна кафе посвящают наи­более ценным работникам, а в компании Southwest Airlines выпущен специ­альный самолет в честь сотрудников компании (внутри аэробуса увековече­ны их имена). В результате успехи Walt Disney Со общеизвестны, Southwest Airlines отличается самой низкой текучестью кадров среди подобных компа­ний.

В-пятых, вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника.

В этот блок входит не только повышение в должности, но и обучение со­трудника за счет фирмы (за которым часто следует повышение в должности) или приглашение сотрудника в качестве выступающего или лектора (такой вид вознаграждения говорит о высокой оценке его профессиональных качеств и предоставляет ему возможность попробовать свои силы в новом качестве).

В-шестых, вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. В этот блок входят все те меры, которые ведут к изменению технической ос­нащенности рабочего места сотрудника и его эргономики (перенос рабочего места, выделение отдельного кабинета, наем секретаря, предоставление до­полнительного офисного оборудования), а также предоставление сотруднику служебного автомобиля.

В последнее время ясно очерчивается тенденция к системному исполь­зованию нефинансовых вознаграждений. Во многом (особенно в крупных компаниях) это происходит под давлением профсоюзов, во многом - из-за объективной необходимости удерживать квалифицированных сотрудников и привлекать новых исполнителей. Эта тенденция привела к возникновению системы "пакета услуг". При ее использовании сотрудник получает возмож­ность выбора из некоторого количества различных вознаграждений то, в чем он максимально заинтересован в настоящий момент.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второй вопрос. Процесс подготовки персонала в организациях предполагает использование двух основных форм обучения: | Второй вопрос. Одним из направлений вознаграждающего управления является участие работников в управлении организацией

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.