Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественный строй. Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди

 

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди.

Свободное население. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжьи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от общинной верхушки – родовитой знати местного происхождения. Но в XI в. эти две группы соединяются в одну – боярство.

Одной из важнейших привилегий боярства стало право собственности на землю. Феодальное землевладение формировалось за счет великокняжеских пожалований, захвата пустующих земель и земель смердов-общинников. Дружинники князя, получившие от него землю, превращались в его вассалов. Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имело огромное моральное влияние на князей и все общество

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, паламари, причетники. Количество белого духовенства было очень большим. По некоторым источникам в Киеве в начале XI века было более 400 церквей.

Крестьянство в Киевской Руси именуется в различных источниках терминами «смерды», «люди», «сябры». Сохранение в течение длительного времени этого термина в значении свободного населения указывает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраняли личную свободу. Они несли определенные повинности в пользу государства (дань, участие в народном ополчении). Закон защищал личность и имущество смердов, но в меньшей степени, чем феодалов. Имущество смердов в случае отсутствия сыновей не переходило по наследству замужним дочерям, а становилось собственностью господина. Смерды подлежали суду князя, его вассалов, церкви (если жили на ее земле).

Другую категорию зависимого населения составляли закупы – смерды, попавшие в тяжелое экономическое положение, взявшие в заем (купу) какое-либо имущество у господина и обязанные своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть долг. Закуп исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Господин предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот. Господин не мог подвергнуть закупа наказанию «без вины», продать его в холопы. Закуп мог обращаться в суд на господина с жалобой. Однако закуп был ограничен в своих правах. При совершении правонарушения закупом штраф платил его господин, но сам закуп мог быть «выдан с головой», т.е. превращен в холопа. Закон карал закупа за побег от господина превращением его в полного холопа.

Были и другие категории феодально-зависимого населения. Изгои – люди, вышедшие из общины, лишенные прежнего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Кроме изгоев источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, прощенников (попавшие под покровительство феодалов или церкви), вотчинных ремесленников.

Полностью зависимой категорией населения были холопы (рабы). Рабов-пленников называли челядью. Холоп являлся собственностью своего господина. Убийство холопа рассматривалось как уничтожение имущества господина. Личность холопа практически не была защищена законом. Он не обладал собственностью, все его имущество являлось собственностью господина. Холоп не отвечал за совершенные им правонарушения, штраф за него уплачивал его господин.

Однако рабство на Руси носило патриархальный характер, холопы были наделены определенными правами. Высший разряд холопов – княжеские тиуны – могли выступать в суде в качестве видоков (послухи должны были быть обязательно свободными). Сделки, совершенные холопом, торговавшим по поручению своего господина, признавались действительными.

Источниками холопства были самопродажа себя в рабство, женитьба на рабе без заключения договора с господином, поступление в тиуны или в ключник без заключения договора. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. В рабство могли продать несостоятельного должника. Естественно холопами становились дети, рожденные от рабыни.

Городское население.

С развитием ремесла и торговли в Древнерусском государстве возникали и росли города, увеличивалась численность городского населения, из которого выделялась богатая верхушка – «лутчие люди». Следует заметить, что в Киевской Руси боярство не отделялось от городской верхушки, от богатого купечества. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с княжеской службой. Интересно, что большая часть городских патрициев была из иностранцев: греков, евреев, немцев.

Основная масса городского населения была свободна. Их личность и имущество были защищены законом. Большая часть горожан платили налоги и несли повинности в пользу государства.

Таким образом, социальная структура Древнерусского государства было достаточно сложной и пестрой, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных общественных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю – экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества – феодалы и феодально-зависимые крестьяне.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возникновение Древнерусского государства | Государственный строй
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.