КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Философские категории
В науке в целом – категория – это специальное понятие, используемое при построении теорий. Категория в философии – наиболее общее или всеобщее понятие.Философские категории подразделяются на категории связи: сущность и явление, единичное, особенное и всеобщее; количественно-качественные (сравнительные) категории: количество, качество, мера; категории структуры: часть и целое, форма и содержание; категории детерминации: причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. Явление есть все то, чему принадлежит существование, то есть чем- либо обусловленное, зависимое бытие. Явление не имеет само в себе субстанции, однако выражается через свою сущность, то есть постоянные свойства. Су́щность (лат. Essentia) –то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, основа бытия. Сущность предмета выражается в его определении. Человек стремится познать сущность вещи, предмета, явления, события, но эта сущность закрыта от него массой случайного, несущественного для данного объекта. Поэтому сущность проявляется своими отдельными сторонами, постигая совокупность которых, человек приближается и к познанию сущности как таковой. Наше знание той или иной сущности остается относительным, так как мы познаём её через явления, которые доступны для нас лишь настолько, насколько позволяют наши возможности, глубина и сложность объекта познания. Сущность поэтому не находится за явлением или по ту сторону явления, но именно потому, что сущность есть то, что существует, существование есть явление [Гегель]. Таким образом, познавая явления, мы тем самым познаем и какие-то стороны сущности. Это определяет относительность наших знаний о бытии в целом, но в то же время означает, что мы можем получить знание о различных его аспектах. Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность. Единичное проявляется через тождество и различие – отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития. Общее – это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в определенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: "человек", "растение", "закон", "причина" и т.д. Всео́бщее есть общее для многого, противоположность единичности. Всеобщее основано на общности: 1) либо признака, свойства, параметра, аспекта, отношения реальности; 2) либо целого для частей; 3) либо смысла, сущности, определения, мысли. Всеобщее проявляется в бесконечном многообразии конкретных вещей или явлений. Бесконечное многообразие – это одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений: нет двух абсолютно тождественных вещей, нет и двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Единичное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть особенное. Осо́бенное – это категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении единичного и общего (всеобщего) его противоположных моментов. Особенное – это что-то, что выражает взаимосвязь между единичным и общим. Общее не существует до и вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Их единство и есть особенное. Эта категория преодолевает односторонность, абстрактность того и другого и берет их в конкретном единстве. Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытие соответствующего класса объектов. Таким образом, особенное богаче общего и единичного. Единичное, особенное и общее – это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемых предметов и процессов. Например, общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности – как особенное. Коли́чество – категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства. Мера – величина, размер, степень чего-либо. Ка́чество – философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |