Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При журнально-ордерной форме




 

Счет № Главной книги
Месяц Обороты по дебету с кредита следующих счетов Оборот по дебету Оборот по кредиту Сальдо
  сч№ сч№ сч№ сч№ сч№ сч№     Д К
На 01.01. Январь Февраль                        

 

Главная книга открывается на весь год. На каждый счет отводится отдельный лист. Главная книга составляется следующим образом:

В начале года в Главную книгу переносится сальдо каждого счета на начало года. Записи оборотов по счетам Главной книги производятся ежемесячно: обороты по кредиту отражаются общей суммой, т.к. в развернутом виде они содержатся в журналах-ордерах, а по дебету – в корреспонденции с кредитуемыми счетами – отдельными суммами из каждого журнала-ордера.

После окончательных записей в Главной книге подсчитываются итоги по дебету каждого балансового счета. Обороты по дебету сверяются с оборотами по кредиту.

В случае несоответствия оборотов подсчитываются кредитовые обороты по всем журналам-ордерам.

После сверки оборотов выводится сальдо по каждому счету на конец месяца. На основании Главной книги заполняется баланс.

Недостатки: сложное построение журналов-ордеров;

значительные затраты ручного труда.

 

II. Мемориальная форма.

Мемориальная форма бухгалтерского учета возникла в 30-е годы.

Основным учетным регистром является мемориальный ордер.

 

Схема 19

 

Мемориально-ордерная форма

 

Документы

 
 

 


Карточки, ведомости аналитического учета   Мемориальные ордера   Накопительные и группировочные ведомости   Кассовая книга

 

Главная книга   Регистрационный журнал

Оборотная ведомость по аналитическим счетам   Оборотная ведомость по синтетическим счетам

 

Баланс и отчетность

 

 

В мемориальном ордере указываются бухгалтерские проводки. Каждый мемориальный ордер имеет постоянный номер, т.е. на каждую группу операций в месяц составляется 1 ордер.

Таблица 12

 

Мемориальный ордер ____ за __________ 200_г.

 

Основание (ссылка на документ или со- Корреспондирующие счета Сумма
держание записи) Дебет Кредит  
         

 

Все мемориальные ордера записываются в хронологическом порядке в регистрационном журнале (табл. 13).

 

Таблица 13

Регистрационный журнал за ___________ 200_г.

 

Порядковые номера мемориальных ордеров Дата выписки мемориального ордера Сумма
1. 2.    
Итого за месяц    

 

Регистрационный журнал служит для определения общей суммы оборота всех операций за отчетный период и для контроля за отражением на счетах всех мемориальных ордеров.

Мемориальные ордера служат основанием для записи операций на счетах Главной книги (табл. 14).

Таблица 14

 

Дебет Счет Главной книги № ____ Кредит

 

№ м/о С кредита счетов Итого по № м/о В дебет счетов Итого по
  сч сч     дебету   сч сч     кредиту
                         
Итого                      

 

Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги (контрольная ведомость). В Главной книге по каждому синтетическому счету открывается отдельный лист, в котором отражаются только обороты, сальдо не выводится.

На основе Главной книги составляется оборотная ведомость, на основании которой составляется баланс.

Аналитический учет ведется на карточках, на основании которых составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам.

Преимущества:

- регистры и техника не сложны.

Недостатки:

- многократные записи одной и той же суммы в различные регистры;

- отрыв аналитического учета от синтетического;

- сложность составления отчетности;

- значительный объем работ, приходящийся на конец месяца;

- приспособлен к ручному труду.

III. Журнал-Главная.

Данная форма применяется на предприятиях, рабочий план которых содержит 20-25 синтетических счетов (схема 20).

Главное отличие этой формы состоит в том, что составляется комбинированный регистр Журнал-Главная книга.

Схема 20

Форма Журнал-Главная

 

Документы

 
 

 


Ведомости и карточки (аналитический учет)     Кассовая книга   Журнал-Главная (синтетический учет)

 

 

Оборотные ведомости по счетам аналитического учета       Баланс и отчетность

 

Таблица 15

Журнал-Главная за __________200_г.

 

Дата Содержание Сумма Счет № 01 Счет № 02 Счет № 10
  операции оборота Д К Д К Д К
  Сальдо на 1 октября              
3.10.                
4.10.                
Оборот за октябрь              
Сальдо на 1 ноября              

 

Журнал-Главная книга – это регистр, в котором одна сторона отражает структуру регистрационного журнала (№ мемориального ордера, дату его составления, сумму мемориальных ордеров), а другая – предназначена для записи операций по дебету и кредиту синтетических счетов (табл. 15).

Журнал-Главная книга содержит остатки на начало и конец месяца по всем синтетическим счетам. Оборотные ведомости составлять не надо. По Журналу-Главной составляется баланс и отчетность.

Аналитический учет ведется в книгах аналитического учета, на основе которых составляется ведомость по аналитическим счетам. Достоинством этой формы бухгалтерского учета является простота. К недостаткам относится то, что при большом количестве счетов Журнал-Главная становится громоздкой.

 

IV. Автоматизированная форма учета.

Появилась на основе использования ЭВМ.

Схема 21

 

Автоматизированная форма учета

 

Документация

 
 


Ввод данных в ЭВМ


Машинная обработка данных

 
 


Баланс и отчетность   Результативная информация в требуемых разрезах

 

При данной форме учета происходит ускорение учетных работ, появляется возможность обработки разнообразной учетной информации по любым направлениям и обобщения ее по любым признакам.

 

V. Учет на малых предприятиях.

Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях регламентируются типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина.

К малым предприятиям относятся предприятия, если в уставном капитале доля участия субъектов Украины, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

 

 

Предельная численность:

 

Промышленность Сельское хозяйство

Строительство 100 чел. Научная сфера 60 чел.

Транспорт

Оптовая торговля – 50 чел. Розница и бытовое обслуживание – 30 чел.

 

Малым предприятиям рекомендовано использовать рабочий план счетов по сокращенной системе.

Малые предприятия могут осуществлять бухгалтерский учет по двум упрощенным формам:

1. Простая форма (без использования регистров бухгалтерского учета).

2. Форма с использованием регистров бухгалтерского учета.

Простая форма учета состоит в том, что регистрация первичных документов, распределение операций по счетам, определение финансового результата происходят в журнале регистрации хозяйственных операций.

Такая форма подходит для малых предприятий, не осуществляющих производства. Количество операций, происходящих на предприятии, незначительно (как правило, не более 30 в месяц).

Баланс составляется на основе журнала регистрации хозяйственных операций.

Схема 22

 

Форма с использованием регистров бухгалтерского учета.

 

Документация

 
 


Ведомости аналитического учета   Кассовая книга
  Ведомости синтетического учета  

Шахматная ведомость

Оборотная ведомость

Баланс и отчетность

 

7. ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛЯЦИЯ

 

7.1 Оценка объектов бухгалтерского учета

 

Для отражения в бухгалтерском учете имущества предприятия и его обязательств производится их стоимостное измерение. В основу стоимостного измерения положена оценка. С переходом к МСФО (Международная система финансовой отчетности) в украинском бухгалтерском учете изменены методологические подходы к оценке статей баланса.

К оценке предъявляются следующие требования:

- оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной;

- оценка должна быть единой.

Реальность оценки требует точного исчисления фактической себестоимости всех объектов учета.

Под единством оценки понимается ее единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково на всех предприятиях в течение всего срока их пребывания на одной стадии кругооборота. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования. Правила и порядок оценки объектов учета регламентируются законом о бухгалтерском учете и Положением о бухгалтерском учете и отчетности.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется по фактической стоимости приобретения.

Оценка имущества, полученного безвозмездно – по рыночной стоимости.

Оценка имущества, произведенного в самой организации, производится по стоимости его изготовления.

Незавершенные капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика.

Основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости.

Финансовые вложения отражаются в сумме фактических затрат для инвестора.

В соответствии с законодательством Украины обязательства у организации возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, по судебному решению и по другим основаниям.

В соответствии с Положением № 34Н обязательства оцениваются:

- при постановке на бухгалтерский учет в суммах, вытекающих из договора, установленных по соглашению сторон, участвующих в сделке;

- в процессе использования и при отражении в бухгалтерском учете.

 

7.2 Калькулирование объектов бухгалтерского учета

 

Фактическая стоимость имущества и затраты исчисляются с помощью элемента метода бухгалтерского учета – калькуляции.

Калькуляция – это способ группировки затрат, их обобщения, исчисление себестоимости продукции, работ, услуг.

Калькуляция применяется для стоимостного измерения имущества и процессов на всех стадиях кругооборота.

На первой стадии (процесс снабжения) определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда и средств труда.

На второй стадии (процесс производства) рассчитывается производственная себестоимость продукции, работ, услуг.

На третьей стадии (процесс реализации) исчисляется полная фактическая себестоимость реализуемой продукции, работ, услуг.

Калькуляции группируются по ряду признаков:

1) По отношению ко времени осуществления хозяйственного процесса различают плановые и отчетные калькуляции. Плановые калькуляции составляются до начала отчетного периода. В них рассчитывается число материальных и трудовых затрат для производства, запланируемого к выпуску количества продукции. Отчетная калькуляция составляется после совершения хозяйственных процессов. Составляется на основе данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и количество выпущенной продукции.

2) По объему затрат включаемых в калькуляцию, различают калькуляции производственной и полной себестоимости.

Калькуляция производственной себестоимости отражает затраты, возникшие в сфере производства.

Калькуляция полной себестоимости – это производственная себестоимость и затраты, связанные с реализацией продукции.

 

8. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

 

После определенного периода времени возникает необходимость проверить соответствие данных бухгалтерского учета и фактических остатков имущества. Такие проверки производятся с помощью инвентаризации.

Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущественного хозяйства в натуре.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения устанавливаются самим предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Эти случаи перечислены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности № 34Н.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при преобразовании государственного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризацию основных средств можно проводить 1 раз в три года);

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов злоупотребления;

- при стихийных бедствиях, пожарах или других чрезвычайных обстоятельствах;

- при реорганизации или ликвидации организации.

Причины проведения инвентаризации различны:

- ошибки при отпуске и приеме ценностей;

- неисправности оргтехники;

- наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл);

- хищения и злоупотребления;

- контроль действия материально-ответственных лиц.

Все проводимые на предприятии инвентаризации делятся по ряду признаков:

1. По охвату имущества:

а) полные;

б) частичные.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичные инвентаризации предполагают проверку одного или нескольких видов имущества (например, инвентаризация денежной наличности в кассе).

2. По основаниям проведения:

а) плановая;

б) внезапная.

Плановая инвентаризация осуществляется в соответствии с установленным графиком (перед составлением годового отчета).

Внезапная (внеплановая) – проводится по мере необходимости.

Правила проведения инвентаризаций регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства Финансов.

Для проведения инвентаризации на предприятиях создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии. В состав комиссии включаются представители администрации предприятия, работники бухгалтерии, другие специалисты.

Состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем. Рабочие инвентаризационной комиссии несут ответственность за:

- соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации;

- полноту и точность внесения в описи данных;

- правильность указания отличительных свойств товарно-материальных ценностей (сорт, марка, технические условия);

- своевременное оформление результатов инвентаризации и сдачи их в бухгалтерию предприятия.

Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, перевешивания и обмера, нематериальных активов – по документам.

Результаты инвентаризации обобщаются в ведомости, где отражаются выявленные расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.

Таблица 16

Инвентаризационно-сличительная ведомость

 

№ п/п Наименование ТМЦ Ед. изм. Цена, руб. Числится по данным бухгалтерского Фактическое наличие Результат инвентаризации
        учета   Излишек Недостача
        кол-во сумма кол-во сумма кол- во сумма кол- во сумма
                       

 

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

1) Излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, соответствующая сумма относится на финансовые результаты.

2) Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства и обращения, сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновник не установлен или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.

1) Отражение излишков, выявленных при инвентаризации – Д 10, 01, 41, 43, 50 К 91.

2) Недостачи ценностей, выявленные при инвентаризации, независимо от причин возникновения в начале отражаются с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – Д 94 К 10, 43, 50, 01, 41.

3) Списание недостачи на материально-ответственное лицо:

Д 73 К 94 – балансовая стоимость.

Д 73 К 98 – на сумму превышения рыночной стоимости над балансовой.

Д 98 К 91 – по мере взыскания.

Если виновник не выявлен или суд отказал во взыскании убытков, то составляется бухгалтерская запись: Д 91 К 94.

 

 

9. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, сгруппированных в определенные формы, которые отражают имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а финансовые результаты ее деятельности – за определенный период.

Бухгалтерская отчетность составляется периодически (в установленные сроки). Период, за который организация должна составить бухгалтерскую отчетность называется отчетным.

Состав бухгалтерской отчетности определен Законом о бухгалтерском учете. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность:

- Бухгалтерский баланс;

- Отчет о прибылях и убытках;

- Приложения к ним;

- Аудиторское заключение, если организация в соответствии с законами подлежит обязательному аудиту;

- Пояснительные записки.

Датой для составления бухгалтерской отчетности считается последний календарный день отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность составляется на украинском языке, в валюте Украины. Подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Пользователи бухгалтерской информации – юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.

Всех пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

а) внутренние пользователи. Используют информацию для оперативного управления организацией, а именно, для оценки целесообразности хозяйственной операции, контроля за соответствием материальных и финансовых ресурсов утвержденным сметам и нормативам; для оценки финансового состояния организации; для предотвращения отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности; для выявления внутренних резервов; для принятия обоснованных управленческих решений.

К внутренним пользователям относятся руководители, плановые, производственные и другие подразделения организации.

б) заинтересованные пользователи. Они используют информацию для следующих целей:

- для оценки эффективности использования ресурсов руководством организации;

- для определения перспектив развития организации;

- для подтверждения надежности деловых связей.

К заинтересованным пользователям относятся учредители и акционеры, инвесторы, кредитные организации, поставщики, покупатели и др.

в) сторонние пользователи. Они используют информацию для следующих целей:

- для контроля за правильным расчетом и уплатой налогов;

- для проверки соответствия представленных документов законодательству и учетной политике;

- для статистического сравнения и обобщения по отраслям.

К сторонним пользователям относятся государственные и муниципальные органы, налоговые и финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские организации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах. Если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления, то в бухгалтерскую отчетность организация может включить дополнительные показатели и пояснения.

Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

В случаях, предусмотренных законодательством, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения. Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды обязательно публикуют годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования обязательно публикуют квартальную бухгалтерскую отчетность.

Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за квартал, полугодие нарастающим итогом с начала отчетного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

 

 

10. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В УКРАИНЕ

 

Организация бухгалтерского учета в Украине базируется на ряде общих принципов:

1. Государственное регулирование;

2. Широкие права предприятия;

3. Общие принципы управления.

Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Правительством Украины, Министерством финансов и другими ведомствами. Оно заключается в разработке общих принципов организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности предприятий и организаций.

Применение общих принципов управления в бухгалтерском учете (системный подход, экономико-математические методы и т.д.) значительно расширяют исследовательский аппарат бухгалтерского учета, позволяют точно и быстро изучать процессы, происходящие на предприятии.

Бухгалтерский учет в Украине отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах.

Бухгалтерский учет Украине регламентируется 4-х уровневой системой документов:

I уровень системы документов – законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляет Закон о бухгалтерском учете и указы, Положение о бухгалтерском учете и отчетности.

II уровень – документы содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ).

III уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях. Разрабатываются на базе документов I и II уровней и не должны им противоречить.

К III уровню относится План счетов бухгалтерского учета.

IV уровень – совокупность документов предприятия, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов I, II, III уровней.

К ним относят рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры.

 

I уровень.

Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 ФЗ (изменения и дополнения от 23.07.98 г. № 123 ФЗ). Состоит из 4-х глав, 19 статей.

Глава I. Общие положения.

В главе дается определение бухгалтерского учета, его объектов, указываются основные задачи бухгалтерского учета, указываются уровни регулирования бухгалтерского учета.

Статьи 6 и 7 содержат принципы организации бухгалтерского учета в организациях.

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета. Бухгалтерская документация и регистрация.

В данной главе рассматриваются основные требования к ведению бухгалтерского учета, к бухгалтерской документации, к учетным регистрам.

В статье 11 отражены принципы оценки имущества и обязательств предприятия, производимой для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Статья 12 содержит основные требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств.

Глава III. Бухгалтерская отчетность.

В данной главе определяется состав бухгалтерской отчетности, а также адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности.

В главе III содержится информация о публичной отчетности.

Глава IV. Заключительные положения.

В этой главе определяется ответственность за нарушения законодательства о бухгалтерском учете.

«Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Украине» утверждено приказом Минфина.

Настоящее Положение разработано на основании закона о бухгалтерском учете.

Состоит из VI разделов.

I раздел содержит общие положения, рассматривается понятие бухгалтерского учета, его задачи и объекты на основе закона «О бухгалтерском учете».

II раздел содержит основные правила ведения бухгалтерского учета, рассматриваются требования к ведению бухгалтерского учета, а именно:

- документирование хозяйственных операций;

- регистры бухгалтерского учета;

- оценка имущества и обязательств;

- инвентаризация имущества и обязательств.

III раздел – основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности.

Содержит основные требования и правила оценки статей бухгалтерской отчетности.

IV раздел – порядок представления бухгалтерской отчетности.

V раздел – основные правила сводной бухгалтерской отчетности.

VI раздел – хранение документов бухгалтерского учета.

 

II уровень.

Национальные стандарты (положения) по ведению бухгалтерского учета.

 

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Данное положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документального оборота, инвентаризация, применения счетов бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета, обработка информации и т.д.).

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики организации могут производиться в случаях:

- изменения законодательства или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организаций новых способов ведения бухгалтерского учета;

- существенные изменения условий деятельности.

Изменение должно быть обоснованным, вводится с 1 января года, следующего за годом его утверждения.

Учетная политика подлежит обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство».

Положение введено в действие с 1 января 1995 года. Данное положение устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности хозяйственных операций у застройщиков и у подрядчиков.

Положение касается только договоров подряда на капитальное строительство.

Согласно положению договор на строительство это документ, устанавливающий обязательства сторон, участвующих в его заключении и выполнении, по новому строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению, ремонту действующих предприятий, зданий, сооружений, а также производству отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства.

Положение вводит ряд понятий, которые должны применяться в системе нормативного регулирования вопросов бухгалтерского учета, связанных с выполнением договоров на строительство:

1. Договор на строительство

2. Объект строительства

3. Застройщик

4. Инвестор

5. Незавершенное строительство

6. Завершенное строительство

7. Инвентарная стоимость объекта

8. Подрядчик

9. Подрядные работы

10. Незавершенное производство.

Согласно ПБУ 2/94 объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у застройщика и подрядчика являются затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, производимых по одному проекту или договору на строительство.

Положение регламентирует порядок учета расчетов по договору на строительство; учет затрат по договорам на строительство; порядок определения дохода и финансового результата по договорам на строительство.

 

ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Положение устанавливает для организаций (за исключением бюджетных и кредитных организаций) особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в рубли.

В соответствии с ПБУ 3/2000 применяются следующие понятия:

1) деятельность за пределами Украины;

2) дата совершения операции в иностранной валюте;

3) курсовая разница.

Положение регламентирует:

1) порядок пересчета стоимости активов и обязательств, выраженной в инвалюте;

2) учет курсовой разницы;

3) учет активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Украины;

4) порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте.

 

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

С 1 января 2000 г. вступило в силу ПБУ 4/99.

Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Украины, кроме кредитных и бюджетных организаций.

В Положение нашли отражение следующие понятия:

1) бухгалтерская отчетность;

2) отчетный период;

3) отчетная дата;

4) пользователь.

Положением регламентируется:

состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней;

содержание бухгалтерского баланса;

содержание отчета о прибылях и убытках;

содержание пояснений к бухгалтерскому балансу;

правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности;

публичность бухгалтерской отчетности;

промежуточная бухгалтерская отчетность.

ПБУ 5/2001г. «Учет материально-производственных запасов».

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

В ПБУ 5/2001г. отражен порядок оценки материально-производственных запасов при поступлении и при отпуске.

В данном документе рассматривается раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности.

 

ПБУ 6/2001г. «Учет основных средств».

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

ПБУ 6/2001г. отражает оценку основных средств, порядок и способы начисления амортизации, порядок восстановления основных средств посредством ремонта, модернизации, реконструкции, выбытие и аренду основных средств.

В Положении рассматривается раскрытие информации об основных средствах бухгалтерской отчетности.

 

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

Событие после отчетной даты – это факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации.

Положение регламентирует порядок раскрытия в отчетности информации о событиях, произошедших после 31 декабря отчетного года, но до даты ее подписания.

События после отчетной даты подлежат отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год, независимо от положительного или отрицательного влияния на деятельность.

Событие после отчетной даты признается существенным, если без знания о нем не возможна достоверная оценка финансового положения.

Примером могут служить следующие события:

1) объявление в установленном порядке дебитора банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора начата процедура банкротства;

2) произведенная после отчетной даты оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости на отчетную дату;

3) обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушение законодательства, которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности;

4) пожар, авария или стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации, в результате которых уничтожена значительная часть активов.

Примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты, приведены в приложении к ПБУ 7/98.

 

ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности».

На мнение пользователя о возможности прерыва деятельности организации в течение ближайшего отчетного года могут оказывать влияние условные факты хозяйственной деятельности.

Условный факт – факт хозяйственной деятельности, имеющий место, по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которого существует неопределенность.

Примеры условных фактов:

1. Незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает ответчиком, и решения, по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды.

2. Не разрешенные на отчетную дату разногласия с налогов, органами по поводу платы платежей.

Гарантии и другие виды обеспечения обязательств, выданные до отчетной даты в пользу третьих лиц, сроки исполнения, по которым не наступили.

3. Обязательства в отношении охраны окружающей среды.

4. Гарантийные обязательства организации в отношении проданной продукции в отчетном периоде (работ, услуг).

Последствием условного факта, определяемым по отчету на определенную дату, может быть условный убыток, условная прибыль, условные обязательства, условный актив. Все эти факты в зависимости от степени их вероятности, а также обоснованности их оценки, либо отражаются заключительными оборотами в отчете за отчетный период, либо раскрываются в пояснительной записке к отчетности. При этом п 9 ПБУ 8 говорит о том, что условные обязательства подлежат отражению в бухгалтерском балансе в пассиве, а связанный с ним условный убыток в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», но при этом необходимо соблюдать два условия:

1) если существует высокая вероятность, что будущие события подтвердят снижение стоимости актива или существование обязательства по состоянию на отчетную дату;

2) если условное обязательство или условный убыток может быть оценен.

 

ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Положение отражает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций.

Доходы – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников.

Не признаются доходами организации поступления:

- сумма НДС, акцизов, налога с продаж и аналогичных обязательств;

- задаток, залог;

- погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы делятся на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы.

В ПБУ дается расшифровка по каждому виду доходов.

 

ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Положение отражает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций.

Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Не признается расходами организации выбытие активов:

- в связи с приобретением внеоборотных активов;

- вклады в уставные капиталы, приобретение акций акционерных обществ;

- перечисление средств, связанное с благотворительностью.

Расходы делятся на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные расходы.

- внереализационные расходы.

В ПБУ дается расшифровка по каждому виду расходов.

 

ПБУ 11/2000 «Информация об аффелированных лицах».

Аффелированные лица – это юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц.

Лицо признается аффелированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства (Закон об акционерных обществах).

Аффелированные лица обязаны в письменной форме уведомить акционерное общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

Если в результате непредставления по вине аффелированных лиц указанной информации или несвоевременного представления этой информации, обществу причинен имущественный ущерб, то аффелированные лица несут ответственность в размере причиненного ущерба.

Общество обязано вести учет его аффелированных лиц и представлять отчетность по ним.

Операции с аффелированными лицами:

1. Приобретение и продажа товаров, работ, услуг;

2. Приобретение и продажа основных средств и других активов.

3. Аренда имущества;

4. Передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

5. Финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных капиталах других организаций.

6. Предоставление и получение гарантий и залогов.

Положение ограничивает круг информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности. Раскрытию подлежит информация, когда контролируется или оказывается значительное влияние на организацию, подготавливающую бухгалтерскую отчетность другой организацией или физическим лицом.

Контроль – это прямое или косвенное владение более чем 50% акций компании, имеющих право голоса.

Значительное влияние – это участие в принятии решений в сфере финансовой и оперативной политики компании без права контроля за этой политикой.

 

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

Настоящее ПБУ применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности, если у этой организации есть дочерние и завис. общества, или учредительными документами объединений, созданных на добровольных началах, на нее возложено составление сводной отчетности.

Настоящее положение может не применяться субъектами МП.

Цель ПБУ: обеспеченность заинтересованных пользователей информацией, позволяющей оценить деятельность организации, перспективы ее развития, подверженные рискам и получению прибыли.

Различают:

1) информацию по сегменту – это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности;

2) информацию по операционному сегменту – это информация, раскрывающая деятельность предприятия по производству определенного товара, услуги, работы, которая подвержена рискам и получению прибыли;

3) информация по географическому сегменту. Она раскрывает часть деятельности организации по производству товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе деятельности этой организации;

4) информация по отчетному сегменту. Это информация по операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской или сводной отчетности;

5) информация о доходах сегмента. Это информация о выручке, полученной от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;

6) информация о расходах сегмента. Это информация о расходах, полученных от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;

7) информация о финансовом результате сегмента, т.е. прибыль, полученная от продажи определенных товаров, работ, услуг в определенном географическом регионе;

8) информация об активах. Это информация о тех активах, которые используются для производства определенных товаров, работ, услуг;

9) информация об обязательствах сегмента. Это информация об обязательствах, которые возникают при производстве определенных товаров, работ, услуг.

 

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Установленные правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов.

Государственная помощь, предоставляется в форме: субсидий, субвенций, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей).

Бюджетные средства подразделяются на:

- средства финансирования капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством и приобретением иным путем внеоборотных активов;

- средства на финансирования текущих расходов.

 

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов».

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах коммерческих организаций, находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

В Положении дается определение и критерии отнесения объектов учета к нематериальным активам.

В ПБУ 14/2000 отражена оценка нематериальных активов, порядок и способы начисления амортизации, порядок списания нематериальных активов.

В Положении рассматривается учет операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов и раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности.

 

ПБУ 15/2001 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в том числе товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций для организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Настоящее ПБУ не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.

Положение включает разделы: общие положения; порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным обязательствам; состав и порядок признания затрат по займам и кредитам; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

В приложении к положению приводится порядок расчета средневзвешенной ставки затрат по займам и кредитам и сумм, подлежащих включению в первоначальную стоимость инвестиционных активов.

Учетная система в Украине регулируется государственными органами:

- Верховная Рада принимает законы, регулирующие систему бухгалтерского учета в целом. В составе Верховной Рады функционирует экспертный совет по аудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике;

- Правительство Украины принимает постановления, регламентирующие финансовые вопросы предпринимательства, которые затрагивают порядок ведения и организации бухгалтерского учета;

- Министерство Финансов проводит организационно-методологическую работу по совершенствованию бухгалтерского учета, т.е. утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности, разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для исполнения всеми организациями на территории Украины;

- Министерство Экономики участвует в координации работ по внедрению международных стандартов;

- Министерство Налогов осуществляет контроль выполнения инструктивных материалов бухгалтерского учета, определяет объем и сроки представления отчетности;

- Государственная комиссия по рынку ценных бумаг устанавливает требования по бухгалтерскому учету для профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов;

- Государственный комитет по статистике разрабатывает типовые формы учетной документации, а также согласовывает материалы подготавливаемые Министерством Финансов Украины, принимает участие во внедрении международных стандартов;

- Банк Украины издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности в кредитных организациях;

- Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Украины разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности;

- Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности координирует работы по реформированию бухгалтерского учета;

- Методологический совет формируется из представителей государственных и общественных органов и участвует в разработке важнейших документов в области бухгалтерского учета.

Организации, влияющие на развитие бухгалтерского учета:

1. Институт профессиональных бухгалтеров Украины.

Это профессиональная организация бухгалтеров проводит аттестацию профессиональных бухгалтеров.

2. Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» - независимая общественная профессиональная организация, объединяющая бухгалтеров и аудиторов, готовит проекты документов по проблемам бухгалтерского учета и аудита.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.388 сек.