Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия





Соревновательный метод

Игровой метод

 

Метод организации двигательной деятельности в форме подвиж­ной или спортивной игры широко используется в процессе физического воспитания. Сущность метода заключается в том, что двигательная дея­тельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

 

 

Характерными чертами игрового метода являются:

· высокая эмо­циональность;

· самостоятельный выбор занимающимися решений двига­тельных задач (способа бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и др.);

· быстрое решение многообразных двигательных задач, внезапно возникающих в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

· наличие сложного и разнообразного взаимодействия занимающихся в процессе иг­ры. Однако игровой метод затрудняет дозирование физической нагрузки.

 

Игровым методом рекомендуется пользоваться в процессе физи­ческой тренировки с целью уменьшения монотонности учебно-тренировочных занятий.

 

Метод выполнения упражнений в форме соревнований является весьма полезным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе спор­тивной тренировки.

Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилиза­цию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся. Все это происходит на фоне высокого эмоционального на­пряжения, что позволяет:

· стимулировать максимальное проявление двигательных способ­ностей и выявлять уровень их развития;

· выявлять и оценивать качество владения двигательными дейст­виями;

· обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

· содействовать воспитанию волевых качеств.

 

Обязательным условием соревновательного метода является под­готовленность занимающихся к выполнению тех двигательных навыков, которые они должны выполнять на соревнованиях. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.

Методы словесного воздействия на занимающихся обязательно и постоянно применяются в учебно-тренировочных занятиях. По назначению их можно объединить в следующие группы:



· методы рассказа, описания, объяснения, в которых слово ис­пользуется как средство передачи знаний;

· методы команды, распоряжения, указания, где происходит воз­действие словом в целях управления деятельностью занимающихся;

· методы разбора, замечания, словесной оценки, с помощью кото­рых анализируется и оценивается деятельность занимающихся.

Методы наглядного (сенсорного) воздействия по назначению спо­собствуют привлечению к процессу познания как можно большего числа сенсорных органов (органов чувств) человека. В процессе физического воспитания наибольший эффект достигается при использовании органов зрения, слуха и двигательных (кинестетических) ощущений.

Методы зрительной наглядности подразделяются на непосредст­венный показ движений, демонстрацию наглядных пособий с помощью современной оргтехники и зрительное ориентирование:

· непосредственный показ движений призван создавать общее це­лостное представление о новом двигательном действии, которым должны овладеть занимающиеся. Движения рекомендуется демонстрировать за­медленно, выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Занимающимся должны быть созданы удобные условия для наблюдения - рациональное расстояние в плоскости основных движений и достаточная повторность показа;

· демонстрация наглядных пособий осуществляется с помощью диапозитивов, видеозаписей, различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), многообразных схем, чертежей, графиков, рисунков, на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях и продемонстрировать особенности техники двигательного дей­ствия;

· зрительное ориентирование предполагает использование специ­ального оборудования, благодаря которому занимающиеся могли бы ори­ентировать свои движения во времени и пространстве. Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени, направлении и скорости движе­ний. Например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки точности и быстроты бросания мяча в спортивных играх, использование светолидирующих устройств, регламентирующих быстроту и темп передвижения, и т.п.

Метод слуховой (звуковой) наглядности заключается в использо­вании звуков как сигналов, помогающих уточнять пространственные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуко­выми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движения, например, момент разгруппировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического эле­мента на снаряде.

С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм дви­гательных действий, который можно обусловить ("простучать") заранее или в процессе выполнения движения. Существуют различные звуколиде-ры, помогающие удерживать заданный темп движений. При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с сответствующим опережением.

Методы и приемы двигательной наглядности направлены на орга­низацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двига­тельного аппарата (от двигательного анализатора). Примером двигатель­ной наглядности является направляющая помощь при движениях - прину­дительное "проведение по движению", например, проведение преподава­телем руки занимающегося при обучении замаху во время метания мяча. Освоить движение помогает прием фиксации положений тела или его час­тей в отдельные моменты двигательного действия. Развитию двигательных ощущений соответствуют тренажеры, специально создаваемые для обучения различным видам физических упражнений.

4.5. Структура учебно-тренировочного занятия

 

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации ме­тодических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей.

Из четырех частей строятся занятия преимущественно со студен­тами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной час­тей.



Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одну под названием вводно-подготовительная часть, или разминка. Можно рекомендовать следующее примерное рас­пределение времени по частям занятия:

· в первом случае вводная часть - 3...5 мин, подготовительная (разминка) - 20...25 мин, основная - 50...60 мин, заключительная - 5.. 10 мин, всего 90 мин;

· во втором - вводно-подготовительная часть (разминка) - 20...30 минут, основная часть - 55...60 минут, заключительная часть - 5...10 ми­нут, всего 90 минут.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.