Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 3 страница




а) На начальных этапах развития рынка доминировал принцип: "Пусть опасается покупатель".

б) Теперь на цивилизованном рынке действует принцип: "Пусть опасается продавец".

 

2. Сделка -- заключение договоров о последующей продаже-покупки товара.

Характеристики:

а) Носят крупномасштабный характер (на крупные портии товара);

б) Расчитаны на длительное время.

Могут быть устными, но чаще заключается контракт.

Контракт -- специальная установленная законом форма документа (с подписями, юридической опробацией), где указывается объм продаж, цены, сроки поставок и другие условия.

Аферта -- публичное заявление о желании заключить сделку:

а)открытая: возможны любые участники;

б)твёрдые: конкретный участник.

Прокурист -- доверенное лицо (полномочный представитель) покупателя или продавца.

Виды сделок:

а) Бартерная -- товар-товар (примерно 2% в мировой торговле);

б)Компенсационные -- фирма (или несколько фирм) предоставляют оборудование для пр-ства товара, а потом берут часть товара в качестве компенсации;

в)Кассовая -- поставка товара осуществляется вслед за оплатой;

г) Сделка "Спот" -- заключается контракт, а поставка товара происходит позднее при оплате;

д) Форвардная сделка -- заключается на длительный период времени вперёд (например, фьючерсные сделки);

е) Сделка с фиксированной ценой -- оговорен в контракте;

ж) Сделка с нефиксированной ценой -- "расчёт по ценам на такое-то число";

з) Сделка с условиями -- условия оплаты, поставки товара и проч.;

и) Аукционная сделка -- "куплю по начальной цене... Кто меньше?";

к) Сделка-опцион -- сделка не о купли-продажи, а о возможности купли-продажи товара (опцион на покупку -- возможность в любое время купить, опцион на продажу -- возможность в любое время продать, двойной опцион).

Особенность:

Обязательное условие сделок на цивилизованном рынке -- это честность, добросовестность и проч.

 

 

IV. Рыночные издержки (затраты). ***

Рыночные издержки -- вся совокупность затрат, необходимых дл того, чтобы потребитель получил товар.

Виды издержек:

Затраты на рыночные операции:

1. Производственные (трансформационные) издержки -- затраты на трансформацию факторов пр-ства в готовый товар;

2. Рыночные издержки -- затраты на то, чтобы довести товар до покупателя по рыночным каналам (на рыночную реализацию).

Виды рыночных издержек:

1. Издержки обращения -- затраты на осуществление рыночных операций:

а) Чистые издержки обращения:

- затраты на куплю-продажу (строительство, содержание магазинов, палаток, весов);

- издержки на ведение учёта (бухгалтерии);

- издержки на содержание денежной ситемы (выпуск, замена, инкасаторская служба).

б) Дополнительные издержки обращения -- связаны с процессом продолжения пр-ства на рынке:

- расфасовка и упаковка товаров;

- хранение товаров (сохранение потребительной стоимости);

- транспортировка товаров.

 

2. Затраты на рыночные сделки:

а) Трансакционные издержки -- несёт и продавец, и покупатель:

- охрана и передача прав собственности (юридическое оформление);

- сбор и использование рыночной информации (при переговорах, установлении цен);

- подготовка и ведение переговоров, подготовка и заключение контрактов (банкеты);

- стандартизация товара, определение качественных и весовых требований;

- издержки, связанные с оппортунистической деятельностью (издержки отлынивания, издержки вымогательства, издержки обмана).

 

Рыночные издержки колеблются в зависимости от товара. Доходят до 75%.

 

 

V. Развитие рынка в России. ***

Киевская Русь -- на уровне Европы;

Феодальная раздробленность -- замедляется развитие рынка;

Татаро-монголькое нашествее -- рынок отстает от европейского;

При Иване III и Иване IV -- происходит восстановление рынка, становление единого российского рынка. Развитие рынка замедляется крепостной зависимостью крестьян;

С 1861-1915 гг. -- рынок развивается по общемировым стандартам, темпы эконом роста России являются одними из самых высоких в мире;

Советский период: военный коммунизм, НЭП, командно-административная система;

Рыночные преобразования: ельцинскй этап -- экономика дала серьёзный сбой и рынок отбросил российскую экономику назад, второй этап -- начинаются сравнительно высокие темпы роста пр-ства.

Тема 7: Конкуренция.

1. Виды и роль конкуренции в рыночной экономике.

2. Методы конкуренции.

3. Совершенная и несовершенная конкуренции.

4. Государство и конкуренция. Антимонопольная политика.

 

I. Виды и роль конкуренции в рыночной экономике. ***

На рынке сущ-вуют 2 тенденции: одни богатеют, другие разоряются -- рынок дифференцирует население.

Отсюда, те, кто богатеют, пытаются поддержать эту тенденцию, а те, кто беднеют, противостоят ей.

Рынок в каждый данный момент ограничен: имеет определённые пределы -- если один богатеет, то другой беднеет.

Такая система рынка наз конкуренцией, а складывающиеся отношения -- конкурентными.

 

Конкуренция -- система экономических отношений (действий), направленная на сохранение, расширение и укрепление позиций на рынке, на закрепление и усиление хозяйственной власти, на расширение возможностей получения и увеличения получения дохода: борьба за спрос, за покупателя, за доходы.

Основные черты, характеризующие сущность конкуренции:

1. Происходит столкновение участников рынка -- "Конкуренция" от лат. "Сбегаться, сталкиваться". Цель: вытолкнуть конкурента, занять его место; один старается победить другого, стать лидером, занять позиции лидера.

2. Состязание, соревнование, борьба за первенство.

Карл Маркс: "Конкуренция -- соревнование ради прибыли".

Альфред Маршал: "...состязание за рынок, состязание между продавцами за покупателя".

3. Конкуренция носит бескомпромиссный характер -- от конкуренции отказаться нельзя, её нельзя прервать, развести в пространстве.

4. Всеобщность и постоянство конкуренции;

5. Конкуренция -- состязание, к-ое носит инициативный характер (поиск нового);

6. Каждый защищает себя и свои интересы.

 

Виды конкуренции:

1. Между продавцами (производителями):

а) внутриотраслевая (производители одного продукта борются между собой);

2. межотраслевая (борьба разных отраслей пр-ва).

2. Конкуренция между покупателями (особ. инвистиционные покупатели) -- конкурируют за то, чтобы получить более дешёвое сырьё;

3. Между покупателями и продавцами за более выгодные условия покупки или продажи;

4. Потенциальная конкуренция -- не только с теми, кто уже есть на рынке, но и с теми, кто может выйти на рынок;

5. Иностранная конкуренция -- иностранные фирмы с национальными.

 

Конкуренция -- элемент рыночных отношений, присущий рынку, механизм, с помощью к-ого рынок реализует собственные ф-ции.

Конкуренция меняется вместе с развитием рынка (от дикой к цивилизованной).

 

 

Этапы развития конкуренции:

1. До конца XIX в. конкуренция носила агрессивный характер, противоречия, доведённые до абсолюта, жестокая, дикая конкуренция, не считалась ни с какими средствами.

Ф. Энгельс: "Конкуренция -- война всех против всех. Война и на жизнь, и на смерть".

Диккенс: "Жми других, чтобы тебя не зажали", "Ч-к ч-ку -- волк".

2.На грани XIX и XX вв. конкуренция видоизменилась. Это вызвано след причинами:

а) Укрупнение капитала (капиталисты становятся более осмотрительными, да и выигрышь резко не увеличится... Зачем рисковать?);

б) Укрупнение пр-ва (кортели, тресты, синдикаты, концерны) захватывают осн часть рынка. Это приводит:

- к дороговизне агрессивной конкуренции;

- тому, что становится проще договориться.

в) Техника и наука шагнули далеко вперёд:

- чтобы реализовать тех достижения, нужны крупные капиталы;

- возникла опасность техногенных катастроф (АЭС конкурента без последствий не взорвёшь).

г) Гос управление вмешивается и контролирует конкурентные отношения;

д) Возникают моральные (этические) институты;

е) Усиливаются соц факторы: союзы рабочих, потребителей, различные полит партии;

ж) Возникают новые методы решения конкурентных задач: транспорт, средства информации, товары-субституты;

з) Появление СССР и соц стран: могут убрать с исторического поля.

 

Что произошло с конкуренцией на грани веков?

1. Конкуренция изчезла;

2. Конкуренция обострилась до предела (Гопс, Ленин и др);

3. Концепция уравновешивающей силы: конкуренция осталась, но появились уравновешивающие её силы -- профсоюзы, гос-ва, полит партии и проч.(Гелбрейк и др);

4. Конкуренция сохранилась, но потеряла агрессивный характер, переродилась в цивилизованную конкуренцию. Конкуренция сохраняет позитивную и до предела ограничивает свои негативные ф-ции (Хайек). Конкурировать стали за первенство внедрения ч-либо нового, за более успешную работу серым вещ-вом.

 

Характеристики цивилизованной конкуренции (Хайек, Зиммель, Эрхард):

1. кон-ция отказывается от физ воздействия друг на друга;

2. Цив кон-ция не приемлет посягательства на имущество, частную с-ть;

3. Цив кон-ция подчиняется законам, "правопослушная кон-ция";

4. кон-ция следует принципам морали: честная, справедливая кон-ция;

5. Осн черта -- честность, порядочность в выполнении взятых на себя обязательств.

 

Задачи, решаемые кон-цией:

кон-ция -- механизм, к-ый позволяет наиболее эффективно реализовывать рыночные ф-ции.

1. Содействует регулированию распределения ресурсов, регулятор отраслевых и территориальных пропорций;

2. кон-ция -- мощный стимул к постоянному совершенствованию пр-ва, добиваясь преимуществ в борьбе за улучшение кач-ва продукции;

3. кон-ция подталкивает к более рациональному использованию ресурсов, к экономному использованию всего, чем располагает ч-чество;

4. Вымывает из экономики неспособных, безинициативных, безхозяйственных... "оздаравливает" экономику;

5. В итоге заставляет экономику работать на потребителя.

 

Отрицательные ф-ции кон-ции:

1. Разоряет слабых в экономике: расхищаются ресурсы слабых предприятий, возникает безработица...

2. Подрывает сама себя: ведёт к возникновению монополий, что убивает кон-цию, заменяясь хоз властью наиболее крупных фирм.

 

 

II. Методы конкуренции. ***

Наиболее важные:

1. Ценовая кон-ция (с помощью ценовых методов).

Механизмы:

а) Снижение цен;

б) Маневрирование цен;

в) Сизонирование цен (выбор момента снижения или повышения цен);

г) Ценовая дискриминация;

д) Использование демпинговых цен и цен проникновения;

е) Выпуск более качественного товара по более низкой цене.

Ценовая кон-ция может быть явной и неявной.

Приносит выгоду и продавцам и покупателям.

Механизмы:

1. Одна фирма снижает цены, покупатели (клиенты) другой фирмы переходят к первой;

2. Цены снижают обе фирмы, но одна имеет резерв ресурсов. Вторая снижает цену и разоряется.

 

Пример ценовой политики в худ литературе: Куприн "Яма" (два пароходства переправляли поломников через реку в монастырь...)

 

2. Виолентная кон-ция (стратегия фирм) -- направлена на снижение пр-венных издержек;

3. Неценовые методы кон-ции:

а) Повышение кач-ва продукции (дизайн, надёжность, долговечность). С этим связана патиентная политика -- выпуск небольшого кол-ва продукции с целью выяснить потребности рынка;

б) Выпуск новых видов продукции;

в) Дифференциация товаров (различные кач-ва одного и того же товара): гарантийное обслуживание, приятное оформление товаров и проч.;

г) Высокое кач-во предложения (продажи) товара;

д) Более выгодные условия продажи товаров: в кредит, в рассрочку, со скидкой;

е) Обеспечение послепродажных услуг: обмен, ремонт, обслуживание;

ж) Маркетинговая деятельность: изучение потребностей рынка и более кач-венное их удовлетворение;

и) Учёт местных особенностей при реализации продукции;

к) Использование технических достижений и достижений науки;

л) Использование товарных знаков (брендов), фирменной упаковки и проч.;

м) Использование экзотических методов конкуренции (в Японии фирма, продающая пиво, вывела розы, чем улучшила собственное положение на рынке);

н) Реклама (товара или фирмы).

Экзотические рекламы:

Швейцарский сыр с настоящими швейцарскими дырками;

Если хочешь "Сникерс", -- береги его: он с вождём Монделлой цвета одного;

Клизмы из Сызрани: результат превосходит ожидания!

Только на нашем рынке! Тампоны "Тампакс" устанавливаются, регулируются, обслуживаются и заменяются опытными специалистами!

 

4. Информационные методы кон-ции;

 

5. Запрещённые методы кон-ции -- недобросовестная кон-ция: кон-ция с нарушениями моральных норм и норм права.

Методы:

а) Смешение своей д-ти с д-тью конкурентов (пр-ство поддельной продукции);

б) Использование похожих товарных знаков и фирменной упаковки;

в) Копирование чужих образцов (выдача чужой модели за свою);

г) Распространение ложной инф-ции (введение покупателей в заблуждение);

д) Вмешательство в деловую д-ть (переманивание поставщиков, расстройство переговоров);

е) Шпионаж (экономический, промышленный);

ж) Оппортунистическая д-ть.

 

6. Криминальные методы кон-ции -- нарушают УК.

Методы:

а) Запугивание конкурента;

б) Нанесение ущерба доходу (рекет, требование взяток);

в) Нанесение ущерба имуществу (поджог, взрыв);

г) Физическое воздействие на конкурентов.

 

 

III. Совершенная и несовершенная конкуренции. ***

Разные виды рынков порождают свои виды кон-ции (модели кон-ции).

Рынок совершенной кон-ции (Курно) характеризуется след особенностями:

1. Ни один участник рынка не имеет хоз власти над остальными, все участники находятся в примерно равных условиях;

2. В ней участвует огромное кол-во фирм, примерно равных по своей силе, власти, отсюда ни одна не является доминирующей;

3. Товар не дифференцирован, все единицы товара похожи друг на друга (гомогенный рынок);

4. Не существует власти фирм над ценами: цена диктуется рынком, стихийно складывается на рынке и навязывается фирмам, фирмы воспринимают сложившуюся на рынке цену: ни повышать, ни понижать нет смысла;

5. Вход и выход на рынок свободен: нет никаких препятствий к переходу на другой рынок;

6. Не существует привиллегий, рыночных барьеров, чтобы ограничить или ускорить проникновение на рынок;

7. Свободное получение инф-ции: доступна в равной мере всем;

8. Нет неценовой кон-ции: продукт однороден, одинаков у всех -- нет дифференциации;

9. Не возможен сговор (монополизация) рынка: слишком много фирм;

10. Установление оптимального состояния (оптимум по Паретто): такое равновесие, при к-ом улучшить положение одного из участников можно только за счёт ухудшения положения другого.

 

Наиболее близкий к такому валютный рынок... Рынок зерна меньше.

Совершенная кон-ция -- идеальная модель как ориентир.

 

Несовершенная кон-ция -- кон-ция, где отсутствует хотя бы один признак совершенной. Как правило, нарушается признак рыночной власти.

Виды несовершенной кон-ции:

1. Монополия -- полное отрицание кон-ции;

б) Олигополия -- конкурентами являются от 3 до 15 фирм;

в) Монополистическая -- на рынке до 100 фирм.

 

 

IV. Государство и конкуренция. ***

3 основных линии проявления роли гос-ва:

1. Создание предпосылок для кон-ции, создание основ;

2. Поддержка кон-ции: борьба с недобросовестной кон-цией, поддержка рациональной;

3. Антимонопольная политика -- борьба против возникновения и развития монополий на рынке.

Тема 8: Потребительский рынок

1. Спрос на потребительском рынке и его факторы.

2. Предложение и его факторы.

3. Рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения.

 

1. Спрос на потребительском рынке и его факторы. ***

Действие продавцов и покупателей формируют спрос и предложение на рынке. Взаимодействие спроса и предложения обеспечивает ф-ционирование и развитие рынка.

Рынок через цены, кон-цию, спрос и предложение воздействует на экономику.

 

1. Специфика спроса и предложения на потребительском рынке;

2. Общие закономерности спроса и предложения (факторы, механизмы), свойственные всем рынкам.

 

Потребительским называется рынок, где продаются и покупаются потребительские товары, система, соединяющая продавцов и покупателей потребительских товаров -- наиболее близка к идеальной, конечной цели экономики: обеспечить личные потребности покупателя.

 

Спрос -- это

товарная масса, к-ую готовы купить потребители при данном состоянии рынка;

сумма товаров, к-ую хотят и могут купить покупатели;

потребности людей, обеспеченные необходимыми денежными ресурсами;

платёжеспособная потребность населения.

В основе спроса -- потребность. Спрос не совпадает с потребностью: потребность -- желание, спрос -- обеспеченное денежными средствами желание.

Потребность -- "Хочу купить", спрос -- "Хочу и могу купить".

Спрос обозн. "D" (от demand).

 

Виды спроса:

1. Индивидуальный -- спрос одного покупателя на определённый товар;

2. Рыночный -- спрос на один и тот же товар со стороны всего населения: сумма индивидуальных спросов;

3. Совокупный -- спрос на все товары, к0ые имеются на рынке (макроэкономическая категория).

 

Характеристики спроса:

1. Объём (величина спроса) -- измеряется при индивидуальном и рыночном спросе натуральными и ценовыми (стоимостными) показателями, а при совокупном -- ценовым показателем;

2. Структура -- на товар одного вида (автомобили), но различного вида, типа, кач-ва ("Запорожец", "Мерседес", "ИЖ", "Жигули"...); при совокупном спросе на различные виды товаров (на булочки, ядерные реакторы, оборудование для АЗС...);

3. Показатели динамики спроса. Отсюда спрос

расширяющийся (увеличивающийся), уменьшающийся, стабильный и проч.

4. Желаемый и Эффективный спрос:

желаемый -- ближе к потребностям, эффективный (ввёл Кейнс) -- обеспечен денежными доходами населения.

5. Оптимальный -- удовлетворяющий и покуптелей, и продавцов.

 

Спрос зависит от ряда факторов. Факторы формируются потребителями в процессе их (покупателей) действий, в процессе потребительского поведения.

Потребительское поведение -- совокупность действий покупателей на рынке.

Имеет ряд сущностных характеристик, к-ые позволяют влиять на спрос.

Пастулаты (характеристики) потребительского поведения:

1. Множественность -- спрос на множество различных товаров (на хлеб, на пиво, на автомобили);

2. Ёмкость -- потребности постоянно растут;

3. Транзитивность -- устойчивость поведения (в силу субъективных пристрастий конкретных покупателей к определённому виду продукции; напр. "люблю мандарины").

4. Субстициональность -- возможность замены тех или иных товаров ("люблю мандарины, но если мандаринов нет, куплю грейпфрут", (Нет "Запорожца" -- куплю "Вольву"");

5. Ориентация на полезность (принцип выгодности) -- получения наиболее полезного товара;

6. Возможность искажений -- при возникновении черезвычайных обстоятельств возможно резкое увеличение/снижение спроса.

 

Виды потребителей, формирующих спрос:

1. Те, кто осуществляет _Личное потребление_ -- отдельные люди обеспечивают 2/3 спроса;

2. потребление со стороны частных фирм ("Кофе за счёт фирмы");

3. Государство -- закупает потребительские товары (для солдатских кухонь...), влияет через налоги, в отдельных случаях навязывает определённый тип потребительского поведения (Королевский указ в 1666 г.: "Хоронить покойников в Англии в шерстяных костюмах, иначе штраф" резко увеличил спрос на шерсть);

4. Зарубежные потребители -- воздействуют на спрос на национальном рынке через чистый экспорт (не уравновешенный импортом).

 

Факторы, влияющие на спрос:

 

1. Цена -- спрос -- ф-ция от цены.

Курно разработал закон спроса: спрос растёт по мере уменьшения цены (обратнопропорциональная зависимость).

Для иллюстрации строится кривая спроса:

по горизонтали Q -- кол-во покупателей (спрос), по вертикали цена P/

Кривая сверху слева идёт направо вниз под различным углом.

Каждая точка кривой отвечает на 2 вопроса: "Какая цена товара" и "Какой спрос на товар".

 

"Почему линия спроса имеет такую направленность?"

Условие: меняется только один рассматриваемый фактор при прочих неизменных.

 

а) Эффект дохода -- по мере сокращения цены ч-к на тот же доход может купить большее кол-во товара;

б) Эффект замещения (замены) -- цена субституда неизменна, а исследуемый товар дешевеет. Потребители переходят на него. ("Мандарины сто руб, апельсины 80: покупают апельсины. Мандарины 60 руб, апельсины 80 руб: покупают мандарины. Растёт спрос на мандарины");

в) Психологический фактор -- "Ура! Мандарины подешевели! Все за мандаринами";

г) Эффект подключения более бедного покупателия, к-ые увеличивают спрос;

д) Эффект перехода с других рынков ("Покупал редьку, но мандарины-то подешевели... Хрен сней, с редькой... Куплю сегодня мандарин!");

е) Эффект (предельной) полезности (связан с первым законом Госсона: каждый последующий товар имеет меньшую предельную полезность) -- если полезность товара меньше, то покупатель его купит только по более дешёвой цене. Отсюда, цена на товар падает (при неизменной полезности), то спрос растёт.

Это св-во определяет кривизну линии спроса.

 

Виды (конфигурации) кривой спроса:

а) Крутая -- по мере падения цены спрос растёт незначительно;

б) Пологая -- по мере падения цены спрос резко возрастает;

в) Вогнутая -- сначала спрос растёт медленно, потом быстрее;

г) Выпуклая -- замедляющийся рост спроса (сначала бысто, потом медленно);

д) Параллельна оси абсцисс -- рост спроса при неизменной цене;

е) Параллельна оси ординат -- падение цены при постоянном спросе.

 

Кривая спроса показывает выручку: площадь криволинейной трапеции ABCD, где A и B -- точки на кривой спроса, D и C (слева направо) -- точки на оси абсцисс.

Если линия спроса параллельна оси абсцисс, то выручка получается простым умножением постоянной цены на меняющееся кол-во покупателей.

Достроив линию спроса до оптимальной, можно расчитать выигрышь и потерю выручки.

Если ограничить её конкретным значением, то можно расчитать точно кол-во выручки. Можно определять, насколько прибыльно (убыточно) снижение цен при таком-то спросе. На какой спрос расчитывать, чтобы выручка была такой-то...

 

2. Предпочтение (вкус, желание) покупателей -- какого товара хотят купить больше, какого меньше, исходя из потребностей, привычек (независимо от цены товара).

В этом случае меняется не величина спроса, а сам спрос: перемещается направо или налево (увеличивается или уменьшается).

Обуславливается традициями, обычаями, религиозными и др. убеждениями...

В основе предпочтения лежит желание получить большую полезность: растёт полезность товара, увеличивается спрос и наоборот.

 

Потребительский излишек (ввёл французс Дюпеи): различные товары имеют разную полезность (5 единиц, 4 единицы, 3 единицыб 2 единицы...), а на рынке продаются по одинаковой цене (2 единицы -- в соответствии с законом стоимости), цене, соответствующей предельной полезности товара. Таким образом, разница между оплачиваемой полезностью (2 единицы) и реальной полезностью товара (5 единиц, 4 единицы, 3 единицы...) и есть потребительский излишек (5-2 = 3 единицы, 4-2 =2 единицы, 3-2=1 единица).

Сумма всех неоплаченных полезностей -- совокупная полезность, выигрыш покупателя, потребительская рента.

Совокупную и отдельную полезность можно выразить стоимостными показателями.

Стремление к приобретению большей дополнительной полезности, увеличивается спрос.

 

Потребительское поведение характеризуется множественностью: покупается не один, а несколько товаров, причём с максимально возможными приростом полезности.

Второй закон Госсона:

для того, чтобы получить максимум полезности (наслаждения) при покупке товаров, нужно остановиться на покупке этих товаров тогда, когда предельная полезность каждого товара, приходящаяся на единицу закуп средств, окажется одинаковой.

Сэмуэльсон назвал этот закон "Законом равных предельных полезностей".

 

Может быть так, что ч-к не отдаёт предпочтения ни одному из товаров. Тогда спрос и предельная поезность определяется "кривой безразличия" (ввёл английский учёный Эджуорт).

При увеличении полезности от покупки цитрусовых (в рассматриваемом примере), кривая безразличия перемещается направо.

Под влиянием этого фактора спрос может быть самым разнообразным (как определит покупатель), действует суверинитет потребителя.

 

!В либеральной экономике (на либеральном рынке) ч-к имеет свободу выбора.

В реальной д-ти есть отклонения от этого постулата, так как люди дйствуют в общ-ве, прислушиваются к общественному мнению.

На поведение потребителя (проявления его свободы выбора) влияют след факторы (Лейбенстейт, 1976):

а) Эффект присоединения -- если в моду входит одно, а конкретный индивид предпочитает что-то другое, то индивид, скорее всего, присоединится к большинству;

(Анекдот по теме:

Две студентки. Одна:

- Мне приснился ужасный сон: иду я в университет, совершеннно обнажённая и в шляпе с длинными полями...

Вторая:

- Да, действительно ужасный сон: ведь шляпы с длинными полями уже давно вышли из моды!)

б) Эффект "сноба" -- есть люди, к-ые хотят быть ни на кого не похожими, "против всех";

в) Эффект Беблена (демонстративный эффект) -- ч-к покупает не модный товар, не тот товар, к-ый демонстврирует его снобизм, а наиболее дорогой.

(Анекдот по теме:

Два новых русских на ул. Ривали в Париже. Один:

- Где ты купил такой галстук?

Второй:

- В магазине у "Гранд-Опера".

- Сколько отдал?

- 1500 франков.

- Дурак! Здесь на Ривали такие галстуки стоят 3000...)

 

3. Фактор дохода -- чем больше денег в кармане, тем больше спрос, тем больше товара может купить потребитель.

Кривая Энгеля иллюстрирует соотношение между ростом дохода и затрат: чем больше доход, тем больше затраты и, следовательно, спрос. Спрос по мере роста дохода перемещается направо.

По отношению к разным товарам кривая выглядит по-разному (по отношению к предметам роскоши, товарам питания, промышленным товарам); конкретизировал финский экономист Торнсвильд.

 

Фактор дохода отвечает на вопрос: "Сколько товара может купить покупатель?"

Линия бюджетных ограничений: на каждой из осей -- по товару; линия бюджета показывает, сколько каждого товара может купить потребитель при данной цене за единицу (Напоминает вогнутую кривую спроса).

Кривая безразличия показывала, сколько покупатель хочет купить товара при данной полезности, а кривая дохода показывает, сколько товара покупатель может купить при данном доходе.

 

Реальный спрос определяется след образом:

Линия бюджетынх ограничений накладывается на карту безразличий, и выбирается та кривая безразличия, к-ая касается линии бюджета.

Точка касания наз. оптимум потребителя --обеспечивает максимальную полезность при данном доходе.

Спрос на разные товары определяется разными точками (апельсины A, мандарины B).

Если доход растёт, то линия бюджетных ограничений перемещается направо-вверх, смещая оптимумы потребителя.

Соединив оптимумы потребителя, получим кривую доход-потребление (амер. "Кривая уровня жизни") (английский учёный Хикс, лаур. ноб. прем.).

 

Вывод:

конфигурация кривой безразличия зависит от потребностей (стремления к полезности);

конфигурация кривой бюджетных ограничений зависит от дохода и цены на товары.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.