КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренция и ее видыОдним из сущностных признаков рынка является конкуренция. В зарубежной и отечественной литературе выделяются самые различные определения конкуренции. Представляется, что можно выделить три направления определений категории «конкуренция»: 1. Поведенческий. 2. Функциональный. 3. Структурный. Адам Смит вкладывал в это понятие поведенческую сущность. Итак, с точки зрения поведенческого подхода: Конкуренция - это форма взаимного соперничества предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Выделяют следующие основные методы конкурентной борьбы: 1. Ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая - это борьба между товаропроизводителями за получение большей прибыли за счет роста объема продаж. Неценовая конкуренция - улучшение качества, реклама, послепродажное обслуживание (гарантия, доставка, консультации), новизна. 2. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Добросовестная – конкуренция с соблюдением правил и норм деловой этики. Недобросовестная конкуренция – борьба между продавцами с нарушением правил и норм деловой этики, зачастую и с нарушением юридических законов. Сторонник функционального подхода Йозеф Шумпетер утверждал, что с позиций экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Другими словами, конкуренция одновременно приносит очевидные преимущества в стоимости издержек производства и качестве и отражается не на величине прибыли или выпуска участвующих фирм, а на жизнеспособности фирмы и на ее основах. Если рассматривать конкуренцию с точки зрения рыночной структуры, то она представляет собой ряд условий, в которых функционирует фирма: количество конкурентов, характер производимого продукта, легкость входа и выхода с рынка, возможность влияния на рыночную цену отдельного продавца и т.д. Различают четыре основных типа рыночной структуры: I. Рынок совершенной конкуренции (конкурентный рынок). Для этого рынка характерны следующие черты: - множество покупателей и продавцов, причем никто из них не знает о рынке больше и не может существенно повлиять на положение других; - для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги; - покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и выходить из рынка. Пример: деятельность фондовой биржи, рынок сельскохозяйственной продукции. II. Монополистическая конкуренция. Она возникает в условиях, когда много компаний продают сходную продукцию, но каждый из собственников стремится наделить свой товар уникальными свойствами. Пример: услуги брокера, парикмахера. III. Олигополия - эта форма конкуренции существует на рынке, на котором господствуют несколько крупных фирм, определяющих деятельность данного рынка. Данная модель наиболее характерна для автомобилестроения, производства компьютерной техники и др. Основной причиной ее возникновения является трудность вхождения на рынок. Для этой модели характерно ценовое лидерство, т.е. когда ведущие компании определяют цену выпускаемого товара и тем самым сокращают возможность вхождения на рынок менее конкурентоспособных фирм. Частный случай - дуополия, когда на рынке функционируют два продавца товара. Эту модель олигополии описал французский экономист А. Курно в 1838 г. Обратная ситуация, когда многочисленные продавцы сталкиваются с несколькими крупными покупателями, называется олигопсонией. IV. Монополия - возникает в том случае, когда существует одно предприятие, производящее данную продукцию. В ряде стран законодательство запрещает монополии (действует антимонопольное законодательство). Однако существует ряд легальных монополий - это, прежде всего, частные компании, эксплуатирующие средства связи и коммуникации (газ, вода, электроснабжение). Считается, что в данной сфере хозяйственной деятельности конкуренция менее желательна, чем монополия, при этом государство осуществляет контроль над деятельностью таких компаний. Выдаваемые государством лицензии предотвращают конкуренцию и создают барьеры для входа в данную отрасль. Существуют так называемые естественные монополии, в этом случае отрасль также состоит из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями, а эффектом масштаба производства. Это означает, что если в этой отрасли будут действовать несколько мелких фирм, то средние издержки будут больше, чем у фирмы - монополиста. В качестве примеров естественных монополий в России можно назвать ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте подходы к определению понятия «конкуренция». 2. Какие методы конкурентной борьбы рассматривают с позиции поведенческого подхода? 3. Опишите основные типы рыночной структуры.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |