Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием природной среды




Тема 4 Наблюдение, учет и контроль в области природопользования и охраны окружающей среды.

План лекции:

1.Сущность, задачи и виды мониторинга окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием природной среды.

2. Основы экологического нормирования.

3. Экологический аудит, экспертиза, контроль, паспорт.

 

Литература:

1.Управление природопользованием и природноохранной деятельностью: учебное пособие/ О.С.Шимова, А.М.Кабушко.-Мн.: Юнипак,2005-220с.

2.Природопользование:учебник/ Э.А.Арустамов-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2003.-312с.

3.Основы экологии и экономика природопользования6 учебное пособие/О,С,Шимова, Н,К,Соколовский – Мн.: БГЭУ,2001,-368с.

 

Управление природоохранной деятельностью невозможно без объективной, достоверной, своевременной информации об экологической ситуации т.е. необходимы постоянное наблюдение, контроль, оценка экологического состояния объектов любого уровня иерархии. Для этого применяется мониторинг окружающей среды - система наблюдений, оценки и состояния окружающей природной среды, позволяющая отметить изменения состояния окружающей среды под воздействием антропогенных и природных факторов.

В Беларуси создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). Ее целью является обеспечение взаимодействия системы наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействия на нее.

Задачи Национальной системы мониторинга окружающей среды сле-дующее:

-получение экологической информации о состоянии окружающей среды;

-объединение локальных информационных сетей и создание единой автомати-зированной информационной системы сбора, хранения, обработки и передачи данных о состоянии окружающей среды;

-оперативная оценка экологического состояния объекта, территории;

-составление прогнозов изменения окружающей среды под влиянием антропо-генных и природных факторов;

-подготовка периодических информационных материалов о состоянии окружа-ющей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды ориентирова­на на выполнение обязательств Республики Беларусь в соответствии с меж­дународными договорами, конвенциями, программами, соглашениями.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Бе­ларусь от 14 июля 2003г. № 949 «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» проведение различных видов мониторинга осуществляется на основе следующих общих принципов:

- согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих
порядок проведения видов мониторинга окружающей среды;

- совместимости технического и программного обеспечения;

- достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды;

- согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной информации о состоя­нии экологических систем;

- обязанности ведения наблюдений за состоянием окружающей сре­ды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунк­тах наблюдений, включенных в установленном законодательством поряд­ке в Государственный реестр пунктов наблюдений НСМОС;

- комплексности обработки и использования информации о состоя­нии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов;

- доступа государственных органов, юридических лиц и граждан к информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее при­ родных и антропогенных факторов;

- оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных фак­торов.

Реализация общих принципов проведения мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляется посредством:

- разработки, координации и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов;

- регламентации и контроля сбора и обработки, данных мониторинга окружающей среды;

- в обеспечения единства измерений при получении данных монито­ринга окружающей среды;

- анализа информации и ведения специализированных данных мони­торинга окружающей среды;

- обеспечения обмена информацией в НСМОС (далее – информационный обмен);

- оценки и разработки прогнозов состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов;

-подготовки и предоставления информации по результатам проведения мониторинга окружающей среды государственным органам, юридическим лицам и гражданам;

-гармонизации с международными информационными системами в области мониторинга окружающей среды.

Социалъно-гигиенический мониторинг осуществляют в крупных городах республики. В системе этого мониторинга выполняют работы по установлению особенностей проявления влияния изменений качества окружающей среды на состояние здоровья населения. При этом информация о состоянии здоровья представляет собой интегральную оценку влияния всех, в том числе не идентифицированных загрязнителей, их комплексного и комбинированного воздействия на организм человека. Сбор информации об изменениях в состоянии здоровья населения, связанных с качеством
окружающей среды, осуществляют учреждения санитарно-эпидемилоги-четской службы Минздрава Республики Беларусь. Департамент гидроологии Минприроды Республики Беларусь ведет наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, метеорологическими показателями качеством питьевой воды и уровнями шумовой нагрузки.

Сбор данных о состоянии здоровья населения, проживающего в районах наблюдений, осуществляют специализированные группы городских центров гигиены и эпидемиологии в следующих лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих население выбранных районов наблюдений:

-родильных домах;

-родильных и гинекологических отделениях;

-выборочно детских и взрослых поликлиниках (включая ведомственных диспансерах (онкологических, кожно-венерологических, кардиологических и др.);

-больницах, клиниках.

Информацию о смертности городского населения получают из городских загсов.

Выполняют также наблюдения за уровнями шума, вибрации, инфразвука, электромагнитными полями, связанными с интенсивным развитием радио-, телевизионной сети, сетью линий электропередач, работой локационных систем гражданских и военных ведомств, интенсивным развитием транспортной сети.

Мониторинг атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в условиях городских территорий (охватывает все крупные города и промышленные центры республики), а так за химическим составом атмосферных осадков (дождь, снег) и аэрозолей на сети метеостанций.

Мониторинг поверхностных и подземных вод, с его стационарной сетью охватывает все гидрологические районы и подрайоны бассейнов рек и включает в себя:

-4 пункта фонового ранга и 123 пункта наблюдений регионального ранга (мониторинга поверхностных вод);

-31 пост фонового ранга и 47 постов регионального ранга (мониторинг подземных вод).

В состав контролируемых показателей включены гидрохимические, гидро- биологические и гидрологические характеристики. Кроме того, в качестве дополнительной информации используются данные об уровневом и температурном режимах подземных вод и состоянии почвогрунтов.

Мониторинг земель осуществляют по трем основным направлениям: исследование земельного фонда, почв и агротехногенного загрязнения почв.

Мониторинг земельного фонда не имеет собственной сети наблюдений, а базируется на материалах статической отчетности о наличии, качественном состоянии и использовании земель. Исследование почв ведется на землях сельскохозяйственного использования и включает в себя полевые опыты по изучению изменений почвенного покрова под влиянием различных природных и антропогенных факторов.

Изучение агротехногенно загрязненных почв ведется на 36 пунктах наблюдений в зоне влияния крупных и средних городов республики, на 21 геоботаническом профиле в придорожных полосах, в хозяйствах 28 районов (за содержанием остаточных количеств пестицидов), на 100 пунктах изучения глобального загрязнения почв.

Мониторинг озонового слоя. Контролю подлежат следующие основные показатели: общее содержание озона в атмосфере, вертикальное распределение озона и биологически активное ультрафиолетовое излучение.

В состав сопутствующей фиксируемой информации входят: оптическая плотность аэрозолей, содержание малых газовых составляющих, давление воздуха, метеорологическая дальность видимости, количество и формы облачности и т.д.

Геофизический мониторинг осуществляют на стационарах «Нарочь» и «Плещеницы» (обсерватории 1 -го класса) и на сейсмостанциях. Дополнительно е трем действующим сейсмостанциям (Брест, Солигорск, Гомель) планируется открыть сейсмостанции в районе населенных пунктов Минск, Лида, Орша, Петриков, Россоны.

В состав наблюдений входит контроль за фазами сейсмических волн, геомаг-нитным полем, К-индексом, магнитными бурями, уровнями сейсмического, транспортного, промышленного и прочего шума.

Радиационный мониторинг включает следующие основные объекты наблюдений:

-атмосферный воздух;

-поверхностные и подземные воды;

-почвы (в том числе сельскохозяйственных и лесных угодий);

-объекты жилищно-коммунального хозяйства.

Излучение радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха включает в себя наблюдения за мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения, уровнями радиоактивных выпадений из атмосферы и содержания радиоактивных аэрозолей в воздухе.

Исследование радиоактивного загрязнения поаерхностных вод осуществляется на 5 крупных реках (Припять, Днепр, Сож, Ипуть, Беседь) и на малых реках.

Анализ радиоактивного загрязнения подземных вод осуществляется в 85 скважинах. Изучение радиоактивного загрязнения почвы ведется на сети, которая состоит из 18 ландшафтно-геохимических полигонов и 181 площадки. В системе Минжилкомхоза проводится контроль за радиоактивным загрязнением питьевой воды, сточных вод и их осадков, а также контроль за уровнем радиоактивного загрязнения на полигонах захоронения коммунально-бытовых отходов.

Мониторинг лесов осуществляют с целью анализа, оценки, контроля за состоянием лесов и лесного хозяйства.

Мониторинг растительного мира формируется в значительной степени из независимых блоков, соответствующих основным типам растительности республики (лесная растительность, луговая, водная и растительность специальных защитных насаждений).

Мониторинг животного мира. Сеть наблюдений за состоянием животного мира формируется в соответствии с созданием различных уровней ведения этого вида мониторинга. При этом, учитывая тесную зависимость состояния зоокомплексов и отдельных видов животных от характера и состояния места обитания, пункты наблюдений мониторинга животного мира должны совпадать с сетью мониторинга растительности.

Мониторинг и прогнозирование ЧС природного и техногенного характера. К сфере этого вида мониторинга относят наблюдения и действия в режиме повышенной готовности и чрезвычайном режиме. Проводимые на территориях возможного или произошедшего загрязнения окружающей среды. Объектами наблюдения мониторинга ЧС являются: экологически опасные объекты народного хозяйства, территории, подверженные действию стихийных бедствий, пункты и районы вспышек эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Локальный мониторинг окружающей среды. Система локального мониторинга максимально приближена к источникам загрязнения окружающей среды и включает наблюдения в санитарно-защитной зоне, в зоне непосредственного влияния предприятия или иного источника загрязнения (автомагистрали, железные дороги). Структура сети локального мониторинга в пределах конкретных территорий определяется спецификой производственной деятельности и природных условий и предполагает двухуровневый режим ввода:

-первый уровень базируется на максимальном использовании средств и возможностей существующей сети ведомственных и заводских лабораторий аналитического контроля, пунктов локального контроля гидрометеослужбы;

-второй уровень предусматривает создание территориальных центров локального мониторинга с ориентацией на комплексное наблюдение за состоянием природной среды территорий в пределах влияния крупных источников техногенного загрязнения (санитарно-защитные зоны, промышленной зоны, городские районы, города). Такое построение локального мониторинга позволяет создать единое информационно-диагностическое пространство и обеспечить необходимой оперативной информацией местные административные и хозяйственные органы. Размещение пунктов локального мониторинга жестко не регламентируется. Это могут быть по­стоянные или временные сети наблюдений.

Локальный мониторинг осуществляется в целях:

-получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;

-организации систематического экологического контроля и наблюдения за состоянием источников воздействия на окружающую среду;

-контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;

-обобщения данных наблюдений для оценки и прогноза уровней загрязнения окружающей среды, а также для разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

-оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей среды;

-оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;

-обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информацией о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;

- предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды средствам массовой информации, общественным объединениям, населению.

Объектами наблюдений в системе локального мониторинга являются:

-источники загрязнения (предприятия);

-компоненты окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные источники и почвенно-грунтовые (подземные) воды, почвенный покров в зонах влияния источников загрязнения (объектов хозяйствования).

Пользователями (потребителями) информации Национальной систе­мы мониторинга окружающей среды являются государственные органы, научные организации и учебные заведения, средства массовой информа­ции, общественные объединения, физические лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.