Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическая экспертиза




В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) - это проверка соотношения проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды. ГЭЭ осуществляется на основе закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе».

Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о социально-экономическом развитии, осуществления хозяйственной и деятельности на территории Республики Беларусь. ГЭЭ проводится в целях:

-определения уровня экологической опасности, которая может воз­ить в процессе осуществления планируемой и иной деятельности в настоящем или будущем и прямо или косвенно оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;

-оценки соответствия требованиям природоохранного законодательства планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности;

-определения достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектом;

- предупреждения возможных неблагоприятных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ними негативных последствий.

Заказчиками ГЭЭ выступают органы государственного управления, ны местного самоуправления, юридические и физические лица. Экологическая экспертиза может проводится также по инициативе общественности.

ГЭЭ в Республике Беларусь основывается на принципах:

- приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения эколо­гического равновесия, генофонда и биологического многообразия живот­ного и растительного мира;

- законности, комплексности, научной обоснованности и гласности;

- учета суммарного воздействия вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду, и вредных физических воздействий в результате су­ществующей и планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- независимости экспертов при осуществлении ими своих полно­мочий.

Объектами государственной экологической экспертизы являются:

• концепции, программы (в том числе инвестиционные) и схемы от­раслевого и территориального социально-экономического развития;

• схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов;

• градостроительная документация (генеральные планы городов и на­селенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);

• обоснования инвестиций в строительство, проектная документация (архитектурный, строительный проекты и др.) на строительство, реконст­рукцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производств, а также ликвидацию объектов и комплексов независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Объектами государственной экологической экспертизы могут быть и иные проектные решения планируемой хозяйственной и иной деятельнос­ти, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду.

ГЭЭ в Республике Беларусь проводят специализированные эксперт­ные подразделения органов Минприроды Республики Беларусь с участи­ем в необходимых случаях иных органов государственного контроля в об­ласти охраны окружающей среды, а также с учетом заключения обществен­ной экологической экспертизы.

В системе Минприроды функционирует Специализированная инспек­ция государственной экологической экспертизы, в составе которой действуют два отдела: отдел государственной экологической экспертизы проектов мелиоративного и водохозяйственного строительства и отдел государственной экологической экспертизы проектов промышленного строительства. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы государственной экологической экспертизы проектов.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные орга­ны в области проведения государственной экологической экспертизы в пределах своей компетенции:

1. Осуществляют контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области проведения государственной экологической экспертизы;

2. Информируют граждан и общественные организации (объединения) о возможном воздействии планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

3. Осуществляют иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В случае необходимости Минприроды Республики Беларусь или его органы на местах для проведения экологической экспертизы могут создавать экспертные комиссии с привлечением в качестве внештатных экспертов специалистов различных отраслей народного хозяйства, научно-исследовательских, проектных институтов, высших учебных заведений, общественных объединений.

ГЭЭ, осуществляемая специализированными экспертными подразделениями

Минприроды Республики Беларусь и его органами на местах, финансируется за счет средств государственного бюджета.

Проведение ГЭЭ на основе хозяйственных договоров с заказчиком экспертизы

не допускается.

Заказчик ГЭЭ несет установленную законодательством ответственность за:

-умышленное представление неполной, научно необоснованной и необоснованной

информации;

-невыполнение или некачественное выполнение необходимых научно - исследовательских и проектно-изыскательных работ для оценки влияния планируемой деятельности на состояние окружающей среды;

-уклонение от обсуждения с общественностью планируемой хозяй­кой или иной деятельности и сокрытие возможных негативных последствий;

-невыполнение условий, изложенных в заключении ГЭЭ.

Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного ими в результате хозяйственной деятельности, нарушающей законодательство об охране окружающей

Порядок представления, объем и состав документации, направляемой в государственную экологическую экспертизу, устанавливаются Инструкцией о порядке проведения ГЭЭ, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды Республики Беларусь.

По результатам проведенной государственной экологической экспер­тизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о соответ­ствии проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельно­сти требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окру­жающей среды и о целесообразности (нецелесообразности) их реализа­ции, которое подписывается экспертами и утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.

Реализация проектов, подлежащих ГЭЭ, без положительного заклю­чения государственной экологической экспертизы запрещается и не под­лежит финансированию.

Заключение государственной экологической экспертизы является обя­зательным для исполнения заказчиком (инициатором планируемой хо­зяйственной и иной деятельности).

При выдаче отрицательного заключения могут определяться условия, при выполнении которых планируемая хозяйственная или иная деятель­ность возможна, но только после проведения повторной ГЭЭ.

При отрицательном заключении государственной экологической экс­пертизы заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной дея­тельности) обязан учесть предложения экспертного заключения при дора­ботке документации и представить ее на повторную экспертизу либо отка­заться от реализации проектного решения планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Положительное заключение государственной экологической экспер­тизы действительно в течение пяти лет.

Действие положительного заключения государственной экологичес­кой экспертизы прекращается в случаях:

а) реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение, если данное отступление связано с вопросами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

б) внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической эк­спертизы, если данные изменения связаны с вопросами охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

в) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмот­ренных ст. 15 настоящего Закона о ГЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан, независимых специалистов, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь,

вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной или иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в т.ч. материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.

Финансирование общественной экологической экспертизы проводится за счет средств ее инициаторов - общественных объединений или граждан.

Заключение общественной экологической экспертизы носит рекомендательный характер и может направляться в органы, которые проводят ГЭЭ, местные исполнительные и распорядительные органы, другим заинтересованным лицам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.