Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные источники и виды финансирования природоохранной сферы. Целевые фонды охраны природы




Грамотная реализация идей функционирования целевых природоохранных (экологических) фондов позволяет устранить многие недостатки действовавшей прежде системы финансиро­вания, в частности, слабый учет местной специфики финанси­руемых объектов и необходимых пропорций в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды. Механизм образования фондов содействует увеличению прито­ка средств и частичному самофинансированию природоохран­ных работ за счет платежей предприятий за загрязнения.

Впервые вопрос о необходимости создания экологических фон­дов возник в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XXв. в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохранные мероприятия и разработкой системы плате­жей и штрафов за загрязнение окружающей среды. Исследова­ние зарубежного опыта показало, что на Западе экологические фонды в государственном масштабе широкого распространения не получили, однако во Франции, ФРГ, Нидерландах в рамках отдельных территорий создаются коллективные распредели­тельные фонды целевого назначения. Такие фонды формируют­ся прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, го­сударственных дотаций и средств бассейновых органов.

Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что ус­ловиями эффективного использования их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограни­чение числа членов фонда, что позволяет более точно опреде­лять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств. Так, в США создан государственный компенсационный фонд, который используется для компенса­ции затрат правительства на применение неотложных мер и ог­раничение масштабов ущерба, нанесенного здоровью людей. В 1980г. был принят закон о суперфонде, регламентирующий фи­нансирование работ по обезвреживанию химических свалок и других опасных отходов: 75 % поступлений в суперфонд дол­жны обеспечивать налоги корпораций. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения окружающей среды опасными вещес­твами. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансирования мониторинга, исследований и пра­ктических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.

В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990г., а позднее создание его получи­ло правовую основу в соответствии с Законом Республики Бела­русь "Об охране окружающей среды" (1992), который четко оп­ределил важнейшие источники финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды:

♦ республиканский и местные бюджеты;

♦ средства юридических лиц, добровольные взносы населе­ния, иностранных граждан, а также иных источников;

♦ республиканский, местные внебюджетные фонды и общес­твенные фонды охраны природы;

♦ кредиты банков.

Создание внебюджетных фондов охраны природы (республи­канского, областных, Минского городского, районных и город­ских) регламентировала отдельная статья закона (ст. 19), в ко­торой был определен порядок их образования и направления ис­пользования средств. Тем самым усиливалась значимость фон­дов как источников финансирования экологической сферы. В развитие этой статьи было разработано и утверждено прави­тельством "Положение о внебюджетных фондах охраны приро­ды в Республике Беларусь", в котором в качестве основных средств формирования фондов отмечены налоги (платежи) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; платежи за размещение (складирование) отходов; суммы, полу­ченные в возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды; штрафы за наруше­ние природоохранного законодательства.

Помимо указанных источников внебюджетные фонды по­полнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природо­пользование, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, получен­ных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юридических лиц, других природопользователей в фи­нансировании природоохранных работ и некоторых иных пос­туплений.

Все указанные средства, формирующие внебюджетные фон­ды охраны природы, зачислялись на специальные счета испол­комов местных Советов депутатов, а затем распределялись сле­дующим образом: 10 % — на специальный текущий счет вне­бюджетных средств Минприроды (республиканский внебюд­жетный фонд), 30 % — в областные, 60 % — в районные и город­ские фонды охраны природы. Средства фондов расходовались только на природоохранные нужды. Использование их показа­но на рис.16.1 и 16.2.

Согласно рис.16.2, в 1996г. почти 2/3 средств фондов было израсходовано на строительство, капитальный ремонт и ре­конструкцию очистных сооружений и полигонов для отходов, остальная часть — на приобретение контрольно-измеритель­ных приборов и оборудования; мероприятия по охране и вос­производству животного и растительного мира, повышению плодородия земель; укрепление государственных служб; ор­ганизацию мониторинга и ведение кадастров природных ре­сурсов; научные исследования в области охраны окружающей среды и т.п.

Следует заметить, что внебюджетные фонды охраны природы всех уровней концентрировали в последние годы немалые денеж­ные ресурсы (так, в 1996г. в фонды республики поступило поряд­ка 880, а в 1997г. — 1327,7 млрд р.), поэтому все чаще поднимал­ся вопрос о консолидации фондов с бюджетами соответствующих уровней в целях усиления государственного контроля за расходо­ванием средств. И в соответствии со ст. 2 Закона "О бюджете Рес­публики Беларусь на 1998 год" средства республиканского вне­бюджетного фонда охраны природы впервые были включены в состав республиканского бюджета, а операции с ними стали про­водиться через систему Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. С этих пор вне­бюджетный фонд охраны природы стал именоваться государ­ственным целевым бюджетным фондом охраны природы. Сред­ства же территориальных фондов охраны природы (в соответствии со ст. 3 закона) теперь аккумулируются в составе местных бюд­жетов.

Значимость фондов состоит в том, что их средства являются тем необходимым минимумом, который гарантирован экологи­ческой сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды. Распределение же бюджетных средств подчиняется тре­бованиям экономической целесообразности, которые зачастую не согласуются с требованиями экологического императива.

Снижение бюджетного инвестирования в экологическую сферу компенсировалось в последние годы ростом капиталь­ных расходов из целевых природоохранных фондов, а также из средств предприятий и организаций (табл. 16.1). Благода­ря этому общие годовые затраты на охрану окружающей сре­ды имеют тенденцию к росту, а их доля в ВВП постепенно воз­растает (табл. 16.2). Тем не менее, в настоящее время целевые фонды охраны природы функционируют в составе бюджетов (республиканского и местных), и это, конечно же, привело к ис­пользованию "природоохранных денег" не только на экологи­ческие нужды.

 

Таблица 16.1

Структура капитальных вложений на охрану окружающей среды по источникам финансирования, %

 

Капитальные вложения 1992 г. 1993 г. 1995 г. 1996 г. 1999 г.
На охрану окружающей среды, всего          
           
Из них финансирование за счет:          
республиканского бюд­жета 28,3 21,1 5,5 6,9 10,2
           
местных бюджетов 18,9 36,7 34,3 23,2 20,1
целевых (вне)бюджетных фондов охраны природы - 4,6 22,2 30,4 14,2
средств предприятий и организаций 52,7 37,5 37,9 39,4 55,5

* Рассчитано по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

 

Таблица 16.2

Удельный вес затрат на охрану окружающей среды в ВВП*

 

  1990 г. 1992 г. 1995 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Затраты на охрану окружающей среды, млрд р. ** 0,436 11,912 2491,0 7765,2 13 005,0 62 558,0
Валовой внутренний продукт, млрд р. **     119 813 356 079 675 159 2 890 320
Доля затрат на ох­рану окружающей среды в ВВП, % 1,0 1,3 2,0 2,2 1,9 2,2

Так, по данным Минприроды, в 1999г. распорядителями бюд­жетных фондов всех уровней было израсходовано 4077,6 млрд р. (неденоминированных), из них 60 % составили капитальные расходы (на строительство, реконструкцию природоохранных объектов; приобретение контрольно-измерительных приборов и оборудования; капитальный ремонт очистных сооружений и се­тей канализации более чем в 50 населенных пунктах республи­ки; на финансирование строительства, реконструкции и ремон­та сооружений по очистке и утилизации навозных стоков на жи­вотноводческих комплексах; на строительство полигонов про­мышленных и бытовых отходов и т.п.)- Вместе с тем, в соответ­ствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14 % средств фондов охраны природы всех уровней были перечислены для частичной компенсации затрат по вывозке на поля органических удобрений, что, безусловно, противоречит их целевому предназначению.

По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа сущес­твующей тенденции в соотношении источников финансирова­ния природоохранной деятельности (табл. 16.1), политику ин­вестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств приро­доохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.